11-06-2023
Авиакатастрофа в Пушкине 7 февраля 1981 года |
|
Ту-104А, схожий с разбившимся |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Крушение при взлёте |
Причина |
Ошибки экипажа, возможно, перегрузка самолёта |
Место |
вблизи аэродрома Пушкин |
Погибшие |
50 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
СССР-42332 |
Дата выпуска |
1956 год |
Пассажиры |
44 |
Экипаж |
6 |
Выживших |
0 |
Авиакатастрофа в Пушкине — авиационное происшествие, произошедшее вблизи военного аэродрома в городе Пушкин 7 февраля 1981 года. В результате падения самолёта Ту-104 отряда управления 593-го отап 25-й мрад ВВС ТОФ, приписанного к военному аэродрому во Владивостоке, погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и около 20 капитанов первого ранга, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот СССР[1].
Содержание |
В феврале 1981 года в Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Во главе сбора стоял лично командующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Целью сбора являлось проведение командно-штабных учений без задействования реальных сил[2].
В числе прилетевших 30 января 1981 года на военный аэродром в городе Пушкин офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший на самолёте Ту-104 из Владивостока. В течение недели проходили учения, затем, 7 февраля, были подведены итоги, по которым руководство Тихоокеанского флота СССР было признано лучшим. Руководство ТОФа начало собираться домой[2]. Утром 7 февраля 1981 года домой отправился и Северный флот СССР. В числе пассажиров его самолёта в Североморск вылетел и начальник штаба Тихоокеанского флота, которому было разрешено навестить своих родственников, живших в городе. Чудом избежал гибели и командующий Камчатской военно-морской флотилией, который вылетел рейсом «Аэрофлота».
В 16 часов 7 февраля 1981 года самолёт Тихоокеанского флота вышел на исполнительный старт. При выполнении взлёта, Ту-104 отделился от ВПП с большим углом атаки. Поднявшись на высоту 45—50 метров, самолёт с интенсивно нарастающим креном свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался. Все находившиеся на борту люди погибли во время взрыва.
По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта, неправильное размещение пассажиров и груза, что повлекло смещение центровки за предельно заднюю, что, в свою очередь, привело к выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости самолёта. Также, одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолёта на скорости, меньше расчётной на 25 км/ч.[3].
Озвучивались мнения, что причиной катастрофы мог стать несимметричный выпуск закрылков.
Документальных подтверждений данной версии не имеется.По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стал факт перегрузки топливных баков в крыльях самолёта. По этой причине самолёт не смог набрать нужную скорость при взлёте. Из-за большого количества топлива произошёл сильнейший взрыв, который унёс все жизни пассажиров и экипажа самолёта. Документальных подтверждений данной версии не имеется.
Информация об авиакатастрофе была практически полностью засекречена. Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда», разместившая некролог на третьей полосе:
7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей |
Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году при поддержке депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой.
Большинство[4] погибших были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Во время прохождения траурной процессии её сопровождали обычные жители города. В 1983 году по личному распоряжению Сергея Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. Вдовы погибших моряков лично участвовали в благоустройстве мемориала. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:
...Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года... |
Начиная с 1991 года, ежегодно, 7 февраля, в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим морякам. 15 июня 2000 года в нём была открыта мемориальная доска с их именами.
Авиакатастрофа под Ленинградом явилась крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибли высшие военные чины в истории СССР. Гибель военных моряков вызвала практически полное обезглавливание Тихоокеанского флота. Поскольку одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт, флот был приведён в состояние полной боевой готовности.
Командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии полковник А. И. Яковлев был снят с должности.
После катастрофы Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС. В гражданской авиации самолёты данного типа не использовались уже с 1979 года.
← 1980 · Авиационные происшествия и инциденты 1981 года · 1982→ | |
---|---|
Катастрофа Ту-104 ВВС ТОФ (7 февраля) — Катастрофа на Земле Франца-Иосифа (12 февраля) — Рейс 498 Аэрофлота (14 июня) — Инцидент с CL-44 (18 июля) — Рейс 103 Far East Air Transport (22 августа) — Столкновение над Завитинском (24 августа) — Столкновение над Железногорском (18 сентября) — Рейс 3603 Аэрофлота (16 ноября) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Катастрофы Санкт-Петербурга | |
---|---|
Природные: Наводнения (Дамба • Система наблюдения) • Землетрясения • Техногенные: Пожар в гостинице «Ленинград» • Размыв • Авария энергосистемы • Гуманитарные: Кировский поток • Блокада Ленинграда • Транспортные: Столкновение поезда и трамвая (1930) • Падение троллейбуса в Фонтанку (1937) • Падение Ту-104 (1963) • Приводнение Ту-124 (1963) • Падение Ил-18 (1970) • Падение Ил-18 (1974) • Падение Ан-24 (1976) • Падение Л-410 (1979) • Падение Ту-104 (1981) • Падение Ан-2 (1985) • Падение Ту-154 (1991) • Падение Ан-24 (1991) • Падение Ми-2 (1992) • Выезд электропоезда на перрон (2002) |
Авиакатастрофа Ту-104 в Пушкине 7 февраля 1981 года.