Lt304888.ru

Туристические услуги

Авиационное дело

20-10-2023

Авиационное дело 1946 года — очередная серия Сталинских политических репрессий послевоенного периода, в результате которых весной 1946 года были арестованы руководители авиационной промышленности и командование ВВС СССР.

Указывают на сложившееся к концу войны отставание в авиационной промышленности от стран Запада: "в первое мирное лето были обнаружены серьезные недостатки в авиационной промышленности. Все отечественные самолеты, принятые на вооружение, относились к довоенным разработкам, и полностью исчерпали свои возможности. Общее состояние научно-технического задела в авиационной технике в СССР к 1945 году характеризовалось как неудовлетворительное... Руководство ВВС и Наркомата авиапромышленности не смогло обеспечить научные и опытно-конструкторские работы на уровне необходимом для послевоенного перевооружения ВВС на реактивную технику"[1].

Содержание

Начало репрессий

Основным инициатором Авиационного дела был сын вождя В.И.Сталин, который, пытаясь реабилитироваться перед отцом за своё поведение, письменно доложил тому, что в авиационных строевых частях “бьется много летчиков”, а происходит это-де потому, что командование ВВС принимает от авиапромышленности дефектные истребители Як-9. Сигнал этот Сталин расценил как проявление бдительности со стороны остепенившегося сына.

Дабы усилить давление на отца, Василий Сталин решил подкрепить выдвинутые против Командующего ВВС А.А.Новикова обвинения мнением авторитетного авиаконструктора А.С.Яковлева (1906 - 1989), который был к тому же в фаворе у вождя.

Яковлев 6 сентября 1945 г. направил И.В. Сталину записку, в которой, выразив “серьёзную тревогу” по поводу отставания СССР от США в развитии реактивной и дальней авиации, обвинил, по сути, в нём главу Наркомата авиапромышленности (НКАП) А.И.Шахурина.

Сталин поручил расследовать это дело начальнику Главного управления контрразведки “Смерш” Наркомата обороны СССР В.С. Абакумову (1908-1954).

В начале апреля 1946 года были арестованы Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин, Командующий ВВС А. А. Новиков, Заместитель командующего — Главный инженер ВВС А. К. Репин, Член Военного Совета ВВС Н. С. Шиманов, Начальник ГУ заказов ВВС Н. П. Селезнев и Заведующие Отделами Управления Кадров ЦК ВКП(б) А. В. Будников и Г. М. Григорьян.

По свидетельствам репрессированных основной интерес во время следствия представляло получение фактов, связанных с деятельностью маршала Жукова, в связи с готовившейся кампанией по его компрометации:

«Позднее Новиков записал[2][3]: «Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом… Я был орудием в их руках для того, чтобы скомпрометировать некоторых видных деятелей Советского государства путём создания ложных показаний. Это мне стало ясно гораздо позднее. Вопросы о состоянии ВВС были только ширмой…»

Применяя незаконные методы, следствие было завершено менее чем за месяц:

«С первого дня ареста мне систематически не давали спать. Днем и ночью я находился на допросах и возвращался в камеру в 6 часов утра, когда в камерах был подъем. ... После 2–3 дней такого режима я засыпал стоя и сидя, но меня тотчас же будили. Лишенный сна, я через несколько дней был доведен до такого состояния, что был готов на какие угодно показания, лишь бы кончились мучения». [4]

Рассмотрение дел

8 мая 1946 года дело поступило в Военную коллегию и было назначено к рассмотрению на 10 мая. Уже 11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством генерал-полковника юстиции В. В. Ульриха в закрытом судебном заседании признала арестованных виновными в том, что «подсудимые протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолеты и моторы крупными партиями и по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели летчиков», и приговорила Шахурина — к семи годам тюремного заключения, Репина — к шести годам, Новикова — к пяти годам, Шиманова — к четырем годам, Селезнева — к трем годам, Будникова и Григорьяна — к двум годам каждого. Судом были также возбуждены ходатайства о лишении осужденных воинских званий и наград. В ходе судебного разбирательства подсудимые свою вину признали полностью.

Действуя по указанию Сталина, В.В.Ульрих в 21 час. 15 мин., сразу после оглашения приговора, направил копию приговора с пометками «Весьма срочно», «Сов. Секретно» «для доклада генералиссимусу товарищу Сталину Иосифу Виссарионовичу».[5]

Реабилитация

29 мая 1953 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР дела репрессированных были пересмотрены, и все приговоры отменены. Все обвиняемые реабилитированы, а их дела прекращены.

Любопытно, что документы на реабилитацию Шахурина, Новикова и других участников этого дела были подготовлены, подписаны и направлены в ЦК Л.П.Берией 26 мая и 6 июня 1953 года.

Примечания

  1. РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ТРЕХЛЕТКА
  2. Маршал Жуков: Опала. М.: Вече, 1994. ISBN 5-7141-0243-6
  3. Вайс Александр: «Авиационное» дело. АиФ Долгожитель, выпуск 08 (92) от 21 апреля 2006 г.
  4. Косенко И. Н.: Тайна «авиационного дела». Военно-исторический журнал, № 6,8 1994.
  5. Трибунал для героев М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. ISBN 5-94849-643-0

Ссылки

  • Следствие прибегло к извращённым приёмам // Источник / Публ. В. Лебедев. — 1993. — № 4. — С. 91 - 100.
  • Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. ВИЕТ, 2000 г.
  • Щербаков А.А.: «Летчики, самолеты, испытания»
  • Костырченко Г.В. : "История авиационного дела 1946 года"
  • Карпов В.В. Маршал Жуков: Опала. Литературная мозаика. — М.: Вече, 1994. — 416 с. ISBN 5-7141-0243-6


Авиационное дело.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01