15-10-2023
Арсений Михайлович Авраамов (Краснокутский) | |
Страна | |
---|---|
Профессии | |
Псевдонимы |
Арс (или Ars), Реварсавр (революционный Арсений Авраамов) |
Арсе́ний Миха́йлович Авраа́мов (Краснокутский) (10 (22) апреля 1886, Малый Несветай Ростовского округа ― 19 мая 1944, Москва) ― русский советский композитор и музыкальный теоретик[1].
Содержание |
Родился на хуторе Малый Несветай (территория современного Новошахтинска) в семье казачьего полковника.
Закончил в Hовочеpкасске импеpатоpа Александpа III кадетский коpпус, учебу в котоpом совмещал с музыкальными занятиями: овладевал игpой на pазных инстpументах, пpобовал сочинять. В начале ХХ века участвовал в pеволюционном движении.
В 1908―1911 годах учился в музыкальных классах Московского Филармонического общества, где изучал теорию музыки у И. Н. Протопопова и А. Н. Корещенко, а также брал частные уроки композиции у С. И. Танеева. С 1910 выступал в различных изданиях как музыкальный критик под псевдонимом Арс. С началом Первой мировой войны, не желая быть призванным на фронт, эмигрировал за границу, где зарабатывал на жизнь, работая в цирке.
После Октябрьской революции Авраамов вернулся в Россию, и вскоре получил должность в Народном комиссариате просвещения (1917—1918), принимал участие в основании Пролеткульта.
В Ростове-на-Дону pаботал pедактоpом аpмейской газеты «Hа стpаже pеволюции» и одновpеменно был пpофессоpом Ростовской консеpватоpии по теоpетическим дисциплинам. Печатался в газетах «Донская жизнь», «Утро Юга», «Донские областные ведомости», «Ростовская речь».
В 1919—1922 годах входил в группу имажинистов. Был включен в состав Верховного Совета ордена имажинистов.
В 1923―1926 годах жил и работал в Дагестане, затем ― в Москве, участвовал в создании первых советских звуковых кинофильмов, руководил лабораторией звука при НИИ Кинематографии, читал в Московской консерватории лекции по истории и теории звуковых систем. В 1935 году был направлен в Нальчик, где собирал и обрабатывал музыку народов Северного Кавказа, написал на её основе несколько сочинений.
С 1941 года Авраамов также руководил Русским народным хором.
Умер 19 мая 1944 года. Был похоронен на Даниловском кладбище. Семья по бедности не сумела поставить памятник и его могила постепенно затерялась.
Авраамов ― один из представителей советского авангарда 1920-х годов, пытавшихся объединить искусство и технологию, создать единое звуко-цветовое искусство. Он является автором идеи ультрахроматической темперации, состоящей из 48 тонов, описанной им в журнале «Жизнь искусства» под названием «Универсальная система тонов» и демонстрировавшейся в Берлине, Франкфурте и Штутгарте. Среди сочинений Авраамова наиболее известна «Симфония гудков», в которой предусмотрено применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолётов и других «машинных» звуков. Это произведение было впервые исполнено в 1923 году в Баку, а затем ― в Москве. «Симфония гудков» считается одним из сочинений, предвосхитивших появление в середине XX века «конкретной музыки».
Авраамов также написал несколько работ для оркестра ― Увертюру, Фантазию на кабардинские темы и другие; ряд музыкально-теоретических статей в различных журналах.
Авраамов, Арсений Михайлович.