25-04-2023
АИС (Aвтоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) – в судоходстве система служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных с помощью радиоволн УКВ— диапазона.
В последнее время появилась тенденция трактовать АИС как (Aвтоматическая информационная система, (англ. AIS Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с ординарной задачей идентификации судов.
В соответствии с конвенцией СОЛАС является обязательным для судов водоизмещением свыше 300 регистровых тонн совершающих международные рейсы, судов водоизмещением более 500 регистровых тонн не совершающих международные рейсы и всех пассажирских судов. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы прибором класса Б. Передача данных осуществляется на международных каналах связи AIS 1 и AIS 2 в протоколе SOTDMA (англ. Self Organising Time Division Multiple Accsess). Применяется частотная модуляция с манипуляцией GMSK.
Содержание |
АИС предназначена для повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации систем управления движением судов (СУДС), защиты окружающей среды, обеспечивая выполнение следующих функций:
АИС система включает в себя следующие компоненты:
Действие АИС основано на приеме и передачи сообщений по УКВ волнам. Передатчик АИС работает на более длинных волнах, чем радары, что позволяет производить обмен информацией не только на прямых расстояниях, но и местности, имеющей препятствия в виде не очень больших объектов, а также при плохих погодных условиях. Хотя достаточно одного радиоканала, некоторые АИС системы передают и получают по двум радиоканалам для того, чтобы избежать проблем интерференции и не нарушать коммуникацию других объектов. Сообщения АИС могут содержать:
Предусмотрена передача дополнительной текстовой информации между терминалами АИС (пейджинг). Передача такой информации возможна как в адрес всех терминалов в радиусе действия, так и одному определенному терминалу.
В целях обеспечения унификации и стандартизации АИС в Международном Регламенте Радиосвязи закреплено для использования в целях АИС два канала: AIS-1 (87В — 161,975 МГц) и AIS-2 (88В — 162,025 МГц), которые должны использоваться повсеместно, за исключением регионов с особым частотным регулированием.
Скорость передачи цифровой информации в канале АИС выбрана 9600 бит/с.
Работа каждой станции АИС (мобильной или базовой) жестко синхронизирована по времени UTC с погрешностью не более 10 мкс от встроенного приемника ГНСС (в РФ по сигналам комбинированного приемника ГНСС ГЛОНАСС/GPS). Для передачи информации используются непрерывно повторяющиеся кадры длительностью 1 минута, которые разбиваются на 2250 слотов (временных интервалов) длительностью по 26,67 мс.
Для текста используется 6-битовые коды ASCII
Данные передаются каждые 6 минут
и прочая информация от репиторов и датчиков электрорадионавигационных приборов и систем
Пропускная способность каждого канала — до 2000 сообщений в минуту.
Вид информации | Интервал передачи |
---|---|
Статическая информация | Каждые 6 минут, при изменении данных и по требованию |
Динамическая информация | Согласно таблице ниже, в зависимости от режима плавания, изменения скорости и курса. |
Информация о рейсе | Каждые 6 минут, при изменении данных и по требованию |
Сообщения, относящиеся к безопасности мореплавания | При необходимости |
Судно на якоре или в процессе швартовки, перемещающееся со скоростью не более 3 узлов | 3 минуты |
Судно на якоре или в процессе швартовки, перемещающееся со скоростью более 3 узлов | 10 секунд |
Суда идущие со скоростью до 14 узлов | 3 — 10 секунд |
от 14 до 23 узлов | 2 — 6 секунд |
свыше 23 узлов | 2 секунды |
Спортивные плавсредства | 30 секунд |
Автоматическая идентификационная система.