09-08-2023
Абдурахман Авторханов | |
Псевдонимы: |
Александр Уралов, Суровцев, профессор Темиров |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Лаха Неври, Терская область, Россия Чечня |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Род деятельности: | |
Абдурахма́н Гена́зович (Ганазович) Авторха́нов (3 октября 1908 — 30 апреля 1997) — историк-советолог, писатель, коллаборационист в годы Великой Отечественной войны, публицист и общественный деятель, доктор политических наук, член Союза Писателей СССР, почётный гражданин Чечено-Ингушетии.
Авторханов с молодости попал в партийную элиту. B 1937 году был арестован, оправдан судом. Перешёл линию фронта с предложением Гитлеру союза с восставшей Чечнёй. После войны был профессором американской военной академии и председателем её Учёного Совета. Автор ряда книг по истории СССР и его системе управления.
Да я враг вам, но врагом меня и мой народ сделали вы — свора палачей. [1].
Биография, изложенная ниже, базируется на мемуарах и других опубликованных работах самого Авторханова, а также на статье Теодора Шабада в газете The International Herald Tribune [2], о которой сам Авторханов отозвался как о верно описывающей его биографию. [3].
Следует отметить и расхождения между книгами Авторханова. Так в «Технологии власти» он рассказывает о своём личном участии в событиях в Москве 1929 года в качестве студента ИКП. Согласно «Мемуарам», он в это время учился в Грозном на рабфаке.
Также приводятся и обсуждаются архивные данные, несколько отличающиеся от опубликованных мемуарных материалов Авторханова.
Кроме того, в разделе «Забавные истории» приводится, опубликованная в газете «Московская правда» в 2001 году, совершенно экстравагантная биография.
В советской массовой печати («Известия», «Огонёк», «Советская Россия» и т. д.) публиковались различные, противоречащие друг другу, биографии Авторханова. По словам Авторханова в них «нет ни одного слова правды, кроме моего имени» [4] [5]
Полны биографических проблем также и материалы напечатанные в американской прессе. Так, например, популярный американский журнал Time в рецензии на его книгу The Communist Party Apparatus [6], утверждает, что Авторханов без суда был сослан на 5 лет в Сибирь, тогда, как согласно его воспоминаниям, он дважды арестовывался и провёл около 5 лет под следствием в тюрьмах Грозного и Москвы, где подвергался пыткам.
Газета The New York Times в заметке: Emigres Issue Warning называет его Александром Авторхановым. [7]
В научном журнале The American Historical Review Роберт Даниельс, рецензируя его книгу «Происхождение партократии», пишет, что он был взят в плен немцами. [8] Согласно его мемуарам, он добровольно перешёл на их сторону.
Ранние годы Абдурахмана Авторханова прошли в чеченском ауле Лаха-Неври (Нижний Наур ныне Надтеречного района), где он родился. Действительная дата рождения неизвестна. В своих «Мемуарах» он пишет: «…я родился Бог весть когда, что-то между 1908 и 1910 годами (во время депортации чеченцев аул этот был уничтожен)» [9]
Из другого места этих же мемуаров следует, что он родился между серединой 1909 и серединой 1910 годов. [10] Он учился одновременно и в сельской русской (5 классов) и в арабской (мектеб) школах. [11] После окончания школы он мог продолжать образование на месте только в мусульманской духовной семинарии — медресе. Однако, был исключён из медресе за чтение светской литературы. В 1923 году убежал из дома в Грозный. Фамилию «Авторханов» он получил при поступлении в Грозненский детский дом [12].
После седьмого класса он поступил в областную партийную школу, где изучал специальные предметы, такие как «партстрой», «хозстрой» и т. д. Обычные школьные дисциплины были на вторых местах. После её окончания он поступил на рабфак
Мы поклонялись фальшивым богам, и они нас обманули… Ни наши отцы, ни мы в пьяном угаре «пролетарской революции» и за дымовой завесой её социальной демагогии так и не узрели её звериного нутра [13].
Партийная юность Авторханова началась в 1927 году. Он вступил в ВКП(б) [14] [15] и, не закончив рабфак, поступил, по рекомендации Чеченской партийной организации, на подготовительные курсы московского Института красной профессуры (ИКП).
Институт являлся учебным заведением партии по подготовке высших теоретических кадров и профессоров общественных наук в университетах. В нём выступали с лекциями такие руководители партии и государства как Сталин, Троцкий, Зиновьев.
Среди преподавателей института были Бухарин, Луначарский, Тарле.
Институт закончили такие будущие высшие руководители партии как Суслов, Пономарёв, Поспелов.
B институте Авторханов сблизился с кружком сторонников Бухарина, многие из которых тесно лично общались с лидерами «правой оппозиции».
В 1928 году он был переведен на второй курс подготовительного отделения ИКП, но, по его словам, разочаровался в политике и захотел получить техническое образование. Кроме того, его тянуло домой. Поэтому он бросил ИКП и вернулся в Грозный на рабфак, который закончил 1929 году. [16] После окончания рабфака он поступил в Грозненский нефтяной институт, но партийное руководство Чечни не дало ему продолжить образование и мобилизовало на партийную работу.
Это была моя власть, моя партия, мой аппарат. Социальная философия марксизма — создание бесклассового социального общежития с материальным изобилием; духовная философия марксизма — господство неограниченной творческой свободы в науке, искусстве, литературе без всякой цензуры; правовая философия марксизма — ликвидация насилия человека над человеком и постепенное отмирание аппарата этого насилия — самого государства — таковы были наши идеалы. Когда я пришел в аппарат партии, она все ещё уверенно исповедовала эти идеалы. Я был готов им служить лояльно и преданно, невзирая на все неизбежные в таком великом эксперименте издержки и провалы. [17].
Старт Авторханова был крутым. Его, как подающего большие надежды чеченца (в тот момент в обкоме чеченцев вообще не было), назначили сразу вторым лицом в тогдашней партийной иерархии Чечни — исполняющим обязанности заведующего организационным отделом Чеченского обкома ВКП(б). [18] (Первым лицом был ответственный секретарь обкома. Авторханов заменял его в период отсутствия). Ho в 1930 году назначивший его ответственный секретарь обкома C.A. Хасман был снят и вместо него был назначен новый — Г.M. Кариб (Товмасян). В соответствии с партийной традицией, новый руководитель приводит свою команду. Авторханов вернулся в Москву на подготовительное отделение ИКП.
В то время он, по его словам, всерьёз воспринимал и верил в многократно высказанную после 1917 года позицию Ленина по национальному вопросу [19], постановления съездов и пленумов партии, считая, что следует учитывать национальные особенности и не вести единообразную политику на всей территории Советского Союза. Защищая свое понимание официально провозглашенных партией принципов, Авторханов написал в 1930 году статью [20] в газете «Правда». Непосредственной причиной для выступления была начавшаяся всеобщая коллективизация сельского хозяйства. По его мнению [21], действующая тогда Конституция СССР 1924 года в компетенцию союзного правительства в Москве относила лишь:
Остальные вопросы должны были решаться на местах в соответствии с местными условиями [22].
В статье он критиковал положение в национальных окраинах (в Чечне, по его словам, было лишь 4 % грамотных чеченцев), пренебрежительное отношение к местным кадрам (руководство треста «Грознефть», например, считало, что чеченцы избегают настоящего труда, предпочитая работать сторожами) и неподготовленную коллективизацию в национальных районах. Через несколько дней Сталин в докладе на открывшемся съезде ВКП(б) заявил, что партия изменила свою политику и теперь перешла к форсированию коллективизации по всему Советскому Союзу. В результате, статья подверглась резкой критике в «Правде» и Авторханов был вынужден написать письмо в газету с отказом от своей позиции.
Тем не менее, он был исключен из ИКП и перевёден в сектор национальной печати ЦК ВКП(б), а в конце 1930 г. откомандирован на Кавказ. Работал заведующим отделом народного образования Чеченской автономной области, организовал Чеченский Национальный драматический театр и был назначен его директором. В 1932 году был назначен директором Чеченского отделения Партиздата при ЦК ВКП(б).
В этот период выходят его книги: «К основным вопросам истории Чечни» (1930), «Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне» (1931), «Революция и контрреволюция в Чечне» (1933), «Объединение, рождённое революцией» (1934). По утверждению самого автора, эти книги, были любительскими заметками, а не сочинениями профессионального историка, каким Авторханов стал впоследствии. В соавторстве с Х. Яндаровым и А. Мациевым вышла книга «Грамматика чеченского языка», в которой он, по собственному признанию выполнял роль «автора от обкома партии». Его приняли в Союз писателей СССР по секции критики. Он присутствовал на Первом съезде писателей.
B 1933 году он поступил на Курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б) в Москве, а в 1934 году вернулся в ИКП. К этому моменту ИКП был разделен на самостоятельные институты по различным направлениям. Он поступил в Исторический ИКП , который закончил в 1937 году. Одновременно с учёбой он был членом пропагандистской группы ЦК ВКП(б). [23] После окончания Института он получил направление на работу в Грозный в распоряжение Чечено-Ингушского обкома ВКП(б).
Возвращенный в свою одиночку прямо с этих убийств, я … сказал себе: «Данная политическая система самая проклятая из всех тиранических систем в истории человечества. Если мне суждено еще жить на свете, то эта жизнь будет посвящена борьбе с советской тиранией всеми доступными мне средствами. Аминь» [24]
Арест и тюрьма, вместо работы, ждали возвратившегося из столицы на Родину выпускника привилегированного института. В ночь с 31 июля на 1 августа 1937 года в Чечне было арестовано 14 тыс. человек, или 3 % от всего населения республики [25] Несколько позже, 10 октября 1937 года прямо на Пленуме обкома партии были арестованы все (кроме первого секретаря обкома) руководители Чечено-Ингушетии. Вместе с ними был арестован и Авторханов, который только в тот день вернулся из Москвы и получил приглашение на Пленум. [26] Несмотря на то, что все они были арестованы вместе, разным арестованным предъявлялись разные обвинения. Авторханова обвиняли по различным пунктам статьи 58 УК РСФСР — а именно: в измене родине, в участии в подготовке вооруженного восстания, в шпионаже, во вредительстве, в ведении контрреволюционной антисоветской пропаганды, в участии в контрреволюционной организации. По первым четырём обвинениям высшей мерой наказания был расстрел [27].
Трехлетнее следствие по его делу, сопровождавшееся физическими и психологическими пытками и имитацией расстрела, не смогло доказать состава преступления. 19 марта 1940 года суд его оправдал. Однако, НКВД опротестовал приговор и он вышел на свободу лишь 19 мая 1940 года. [28] Этот приговор вскоре был отменён. В декабре 1940 года Авторханова снова арестовали. Новый суд в октябре 1941 года приговорил его к четырём годам тюрьмы за «идеологическое вредительство», и постановил выпустить его на свободу немедленно с учётом времени проведенного в заключении. И этот приговор был опротестован. В конце концов он был полностью оправдан Верховным Судом РФССР и вышел на свободу 22 апреля 1942 года. [29]. По словам самого Авторханова после расстрела он дал себе клятву бороться с советской властью всеми возможными способами.
Враг Сталина был нашим союзником, и у нас другого выхода не было: злополучная демократия и ее апостолы Рузвельт и Черчилль находились в объятиях Сталина, а мой народ в его кровавых когтях. Должен ли был я помочь Сталину и Берия совершить геноцид над моим народом из-за того, что их врагом был Гитлер? Повторись подобная же ситуация ещё раз, я поступил бы совершенно так же [30].
В гитлеровской Германии Авторханов оказался по собственной воле. Он перешёл линию фронта и предложил немцам сотрудничество.
В январе 1941 года (за полгода до нападения нацистской Германии на Советский Союз) [31] в Чечне началось народное антисоветское восстание [32]. под руководством Хасана Исраилова, друга детства Авторханова. В феврале 1942 года Исраилов объединился с руководителем другого восстания Майербеком Шериповым. В результате они полностью контролировали всю горную Чечено-Ингушетию. Руководители восстания планировали распространить его на горные районы Грузии, Дагестана и других кавказских территорий. По личному поручению Берия Авторханов должен был быть направлен к Исраилову с задачей либо убедить сдаться, либо убить его.
Вместо этого Авторханов во второй половине 1942 года ушёл в подполье и перешёл линию фронта. Он передал немецкому командованию письмо от Исраилова с предложением союза на условиях будущей независимости Чечни. Германское командование предложение союза отвергло, мотивируя это тем, что оно не нуждается в союзниках, a самого Авторханова направили на работу в отдел пропаганды Кавказского фронта. Вскоре (в январе 1943 г.), он переехал в Берлин, пытаясь добиться понимания немцами проблем Кавказа. Немцы интереса к сотрудничеству не проявляли, но зачислили его в штат учреждения, где, по его словам, получали зарплату многие русские эмигранты различных профессий от артистов цирка до журналистов. Его работа заключалась в том, что он готовил политические и исторические обзоры по Кавказу. Кроме того он сотрудничал в русской периодике в Германии и стал членом Северокавказского Национального комитета (вышел из него в 1944 году).
(Анекдот, ходивший среди перемещённых лиц в 1945-48 годах). [33].
- Ди-Пи:
- — Сталин — бандит, и в его империю я не вернусь
- Американский чиновник (отвешивая пощечину):
- — Уезжайте домой, и если Сталин вам не нравится, то выбирайте себе другого человека!
«Перемещённое лицо» — таким стал статус Авторханова после поражения Германии.
В апреле 1945 года Авторханов покинул Берлин и пробрался в американскую зону оккупации. Совместно с бандеровской организацией «Антибольшевистский блок народов» издавал журнал на русском языке «Набат», где под псевдонимом Суровцев поместил серию статей «Философия тирании»; публиковался в русском эмигрантском журнале «Посев», издаваемым Народно-трудовым союзом российских солидаристов и (на немецком языке) в газете «Neue Zeitung», издаваемой американской военной администрацей.
…у меня даже при последнем вздохе найдется сила, чтобы перефразируя римского сенатора Катона, крикнуть: «И все же я полагаю, чекистский Карфаген должен быть разрушен!» [34]
В 1948 году он прочёл цикл лекций о Советском Союзе в военной академии, которая впоследствии стала называться «Русским Институтом армии США» (U.S. Army Russian Institute) в Гармише (Германия). На следующий год он был зачислен в ee штат. Авторханов проработал там до ухода на пенсию в 1979 году. Он преподавал политическую историю России и СССР в XIX—XX веках, историю и организацию КПСС, идеологию и доктрину советского коммунизма, заведовал кафедрой политических наук и был председателем Академического Совета института [35]. За многолетнюю работу в американской армии награждён медалью.
Этот период был наиболее продуктивным в творчестве Авторханова. Он стал одним из самых активных и продуктивных советологов. В 1950 году он был в числе основателей «Института по изучению истории и культуры СССР» в Мюнхене a также Северокавказского антибольшевистского национального объединения и его журнала «Свободный Кавказ». Он активно участвовал в создании радио «Освобождение» [36], (впоследствии — Радио «Свобода»), был организатором её Северокавказской редакции [37]. Ha русском отделении Радио «Свобода» он читал курсы радиолекций «История культа личности», «История партии как она была», вёл раздел «Партия сегодня».
В 1950 году в еженедельнике «Посев» под псевдонимом Александр Уралов была напечатана его книга «Покорение партии».
Эта книга переведенная на французский язык вышла в 1951 годы под названием «Staline au pouvoir» («Сталин во власти»). [38] Она стала бестселлером. Впоследствии, книга была переведена на английский, итальянский и испанский языки. Её цитировали такие известные советологи как Збигнев Бжезинский, Милован Джилас, Борис Суварин [39], Роберт Конквест [40] и др.
В 1959 году выходит первым изданием его наиболее популярная в СССР книга «Технология власти» (переиздана в 1976 году вторым дополненным изданием). В 1966 году на английском языке выходит его монография The Communist Party Apparatus, а в 1973 — книга «Происхождение партократии» В 1976 г. опубликована книга «Загадка смерти Сталина: заговор Берия»
Пенсионер Авторханов продолжал свою публицистическую деятельность. Вышли его книги «Мемуары», «Сила и бессилие Брежнева», «От Андропова к Горбачеву» и другие. Переиздавались его предыдущие книги. Некоторые из них он дополнял. Он продолжал сотрудничество с Радио «Свобода» и журналами. В своих изданиях пенсионного периода, освобожденный от давления начальства [41], он резче критикует американскую внешнюю политику за её уступчивость и непонимание агрессивной природы советского коммунизма.
Он писал предисловия к книгам. Его диапазон был широк, в частности, он пишет предисловия и к дневникам Троцкого и к английскому переводу романа калмыцкого писателя Балыкова «Девичья честь». Авторханов внимательно следил за развитием событий в Чечне после падения советской власти и провозглашения независимости (см. Авторханов и Чечня).
Он умер в Германии в 1997 году.
В архивах ИКП, открывшихся после падения Советской власти, найдены автобиографии Авторханова 1934 и 1937 гг., написанные им для приемной комиссии и перед выпуском соотственно. [42] Хронология здесь следующая:
Это противоречит его утверждениям об учёбе в ИКП в 1927—1928 и 1930 годах. Но противоречие легко объяснить тем, что если бы он упомянул об исключении из ИКП, его просто не приняли бы вновь.
Пытаясь скрыть свое авторство от правительств, Авторханов иногда пользовался псевдонимами. Ирония заключается в том, что он вынужден был скрывать свое авторство от правительств обеих сторон в холодной войне: СССР и США. Ниже приводится список известных документированных псевдонимов:
Этот список неполон. Авторханов пишет о том, что в период своей жизни в гитлеровской Германии в Берлине он публиковался под различными псевдонимами в эмигратских, власовских и немецких изданиях.[47] Кроме того, он использовал псевдонимы в начале 70-х, ввиду запрета его начальника по военной Академии публиковать что-либо без предварительного разрешения. (Хотя такое требование было незаконным, Авторханов, во избежание лишних проблем, предпочел подчиниться) [48]
История не точная наука, в ней нет квазинаучных законов истмата, как нет предупредительных сигналов против заблуждений, но зато у нее есть неистребимая страсть обманывать жаждущих быть обманутыми [49].
Его книги представляют собой попытку показать на фактах и документах, как коммунистические идеи из утопии превращались в СССР в реальность.
Он получил первоклассное коммунистическое воспитание и образование, принадлежал к номенклатуре ЦК ВКП(б). Он, по его словам, близко стоял к высшим партийным кругам в решающее время сталинского переворота (1927—1937 годы), лично знал ряд членов ЦК и лидеров партийных оппозиций.
Во время учёбы в институте он получал информацию в спецкабинетах, спецсеминарах и просто из общения с верхушкой власти. Эта информация была закрыта для обычных людей и даже для большинства высокопоставленных членов партии. B 1930—1933 годах работал на высоких партийных должностях. Он прошёл сталинские тюрьмы. Будучи кавказцем, он также смог прочувствовать национальные струны характера Сталина.
Подавляющее большинство людей его формации было уничтожено во времена сталинского террора — он уцелел.
Остальные стали высокопоставленными партийными чиновниками сталинского и послесталинских режимов (Суслов, Пономарёв, Юдин и др.). Они и другие осведомленные участники тех событий, даже более высокого положения в номенклатуре (как например Хрущёв) были не историками, а политиками и, как пишет Авторханов, некоторая информация, которую они приводят продиктована не целью рассказать о событии, а выставить себя в выгодном свете.
Авторханов же, по его словам, не имеет за собой вины в действиях сталинского режима [50] — большую часть того времени он учился.
Кроме того, Авторханов активно жил и работал в условиях всех трёх ведущих противоборствующих сил Европы XX века: советской системы, нацистской Германии и западной демократии.
В своей книге «Загадка смерти Сталина» [4] Авторханов рассказывает ещё об одном источнике информации. Широкая популярность его книги «Технология власти» в СССР привела к тому, советские люди стали сообщать ему о новых фактах (см. ниже Сочинения Авторханова в СССР). Те факты, аутентичность которых не вызывала сомнений, он включал в свои новые книги.
Таким образом, работы Авторханова являются одним из наиболее надёжных источников аналитической информации из первых рук для понимания хода истории XX века. На него широко ссылаются западные историки. К числу наиболее используемых на Западе работ относятся «Технология власти», «Загадка смерти Сталина: заговор Берия», Communist Party Apparatus, The Chechens and the Ingushes during the Soviet Period and Its Antecedents
Для названия уникальной системы власти, созданной Сталиным, он ввёл термин «партократия», описал и исследовал эту систему.
…не Политбюро, состоящее из старых большевиков, а технический кабинет, состоящий из молодых, внешне скромных, в партии и стране неизвестных, но способнейших исполнителей воли своего хозяина, направлял мировую и внутреннюю политику СССР [51].
Согласно Авторханову, в СССР функционировала уникальная система, которую он называл «партократией», которая представляла собой идеально сконструированный и не имеющий аналогов в мировой истории инструмент личной власти диктатора. Основные принципы этой системы были заложены Лениным и доведены до совершенства Сталиным. После смерти Сталина система, изменяясь в деталях, продолжала функционировать.
Вопреки установившемуся мнению, Советским Союзом, в действительности, правила не партия и даже не её уставные органы (как ЦК или Политбюро), а личная администрация, назначенная диктатором. Формально, эта администрация должна была выполнять лишь технические канцелярские функции. На самом деле она держала в своих руках управление страной. При Сталине администрация называлась «Секретариат тов. Сталина» (не путать с Секретариатом ЦК), в дальнейшем она называлась по разному, но суть оставалось прежней. При Брежневе некоторые члены этой администрации, например Александров, Цуканов и др. получили личный высокий официальный статус как члены и кандидаты в члены ЦК КПСС. Администрация подготавливала все документы для обсуждения в уставных центральных органах партии. Она была поставлена над партией и над государством.
Вторым инструментом диктатуры был «Особый сектор» ЦК, в руках которого находилась жизнь и карьера партийных кадров вплоть до секретаря райкома. Этот сектор подбирал всю номенклатуру и их обслуживающий персонал (прислугу, врачей и т. д.). Он же следил за номенклатурой, чтобы предупредить заговоры против Сталина. Особому сектору ЦК напрямую подчинялись «спецсектора» на местах, которые выполняли ту же задачу в отношеннии местных руководителей, а также задачи предотвращения сепаратизма. «Особому сектору» (а не НКВД) подчинялись подразделения НКВД, которые обеспечивали охрану руководства.
Таким образом верховный диктатор осуществлял власть над партией. Через партию он осуществлял власть над страной, так как на всех предприятиях и в организациях создавались партийные фракции (впоследствии называемые «партячейки») из всех членов партии данного предприятия или организации. Члены этих фракций обязаны были по всем вопросам голосовать так как решит фракция, а фракция подчинялась местным партийным комитетам, которые, в свою очередь, полностью зависели от «Особого сектора» ЦК
Систему Сталин начал формировать в 1922 г., став Генеральным Секретарем партии. Это послужило основанием для ныне известного замечания Ленина о «необъятной власти Сталина», [52] замечания, которое другие члены ленинского Политбюро предпочли скрыть и игнорировать. Ошибка, стоившая им жизни.
Авторханов активно интересовался событиями, происходящими в Чечне в 90-х годах.
В частности, в своем выступлении на радио в 1991 году, опубликованном (с сокращениями) в «Литературной газете», он обратился к чеченскому народу и президенту Дудаеву. В своем обращении Авторханов призвал искать мирные пути к независимости Чечни и договариваться с демократической Россией. Он также призывал не поддаваться провокациям сторонников старого режима, разжигающих рознь между кавказскими народами. [53]
В октябре 1992 года Дудаев посетил его в Германии. К этому времени, под воздействием происходивших на Кавказе событий Авторханов пришёл к выводу, что Чечня не получит освобождения и через освобождение России.
В августе и октябре 1994 он обращается к Ельцину и Дудаеву соответственно. Он призвал Ельцина остановить движение к войне, которая не нужна ни России, ни Кавказу и встретиться с Дудаевым.
В обращении к Дудаеву он предостерегал против объявления газавата (священной войны) России так как «объявила войну не Россия а московская великодержавная клика, которая… находится в необъявленной войне со своим собственным народом».
Обращаясь к лидерам чеченской оппозиции, он заявил, что поддерживает существование оппозиции с альтернативными программами. Но вооруженная оппозиция является не оппозицией, а бандой.
Последнее письмо от Авторханова Дудаев получил за несколько дней до своей гибели в апреле 1996 г. [54]
Улица Ленина в Грозном в начале 90-х годов была переименована в проспект Абдурахмана Авторханова.
Полувековая история страны объявляется государственной тайной, а интерес к ней — государственным преступлением… Партия, которой надо что-то скрывать от народа, есть партия заговорщиков… Изобретательные жандармы от литературы нашли выход: дискредитировать книгу в подполье устами лжедиссидентов, дискредитировать автора, сочинив ему новую биографию. [55]
Наиболее популярной в СССР была книга «Технология власти», изданная в 1959 году и вышедшая вторым дополненным изданием в 1976 году. Она распространялась через «Самиздат». Начало распространению её через «Самиздат» положил генерал Григоренко [56]. Государственное издательство «Мысль» напечатало её закрытым бесплатным изданием для партийной элиты. [57]
Обычных граждан за её чтение судили. Первый известный процесс такого рода был процесс Юрия Гендлера и других в 1968 году. Затем подобные процессы продолжались [58] [59].
Официальная советская пропаганда печатала статьи порочащие Авторханова и противоречащие друг другу. Кроме официальной пропаганды, эту книгу и её автора пытались дискредитировать и (в то время) диссиденты братья Рой и Жорес Медведевы [60]. [61]
Побочным и неожиданным результатом созданной КГБ популярности книги стало то, что советские люди стали писать Авторханову письма с дополнительной информацией по затронутым в книге темам.
В эпоху, так называемой, «гласности» некоторые работы Авторханова были опубликованы в советской печати. Но и тут они подверглись цензуре. Так, в публикации «Технологии власти» было опущено целиком авторское предисловие 1976 года, в котором Авторханов описывал провокации против его книг и клевету на автора в советской печати.
В публикации журнального варианта «Загадки смерти Сталина» («Новый Мир» 1991. № 5) полностью опущены первые 7 глав из 13 и эпилог — т.е больше половины. Кроме того, опущен маленький но существенный абзац между двумя абзацами, которые напечатаны полностью. Вот вычеркнутый абзац [62]:
«Все три заговора: против Сталина, против Берия и против Хрущёва — свидетельствуют об одном: советский режим не может менять своих правителей легальными методами. Так было всегда. Так будет и дальше.»
В главе XII «Как произошел переворот» опущены полтора абзаца, включающих следующее утверждение [63]:
У большевиков же преемственна сама конспиративность системы, и пока не наступит полная ликвидация сталинщины, к архивам «дела Сталина» доступа не будет.
Ещё один исключенный абзац: [64]:
Но «недотёпа» (Хрущёв) оказался величайшим сфинксом. Он осуществил то, что Сталин хотел, но не сумел: ликвидировал Берия и бериевцев руками Маленкова и маленковцев, Маленкова и маленковцев — руками Молотова и молотовцев, Молотова и молотовцев — руками «выдвиженцев» — брежневых. И таким образом десять лет правил великим государством с репутацией «Иванушки-дурачка», но с головой гениального мужика.
Список таких существенных сокращений, не связанных с сокращением объёма, можно продолжить.
В своей жизни Авторханов несколько раз менял место жительства и практически каждый раз его пребывание в новом месте начиналось с тюрьмы.
Элитный круг общения Авторханова во время учёбы давал ему не только информацию о серьёзных движущих силах советской системы, но и о разных забавных фактах. Авторханов в своих книгах рассказывает и о них. Вот некоторые примеры.
Знаменитый выстрел «Авроры» был не холостым, а боевым. Об этом рассказывал преподававшиой Авторханову «товарищ Цырулин». Он был старым большевиком, хорошо знавшим Ленина и Троцкого за много лет до революции. B 1917 г. он служил на крейсере «Аврора» и был связным между Военно-революционным комитетом и «Авророй». Он, по его словам, сам заряжал орудие. [68].
Авторханов учился вместе с женой Жданова. Словоохотливая и безапелляционная дама была, по его словам, несомненной «первой леди» курсов. Она делилась с однокурсниками информацией из высочайших сфер власти.
Так, например, она рассказывала более правдоподобную, чем официальная — романтическую — историю убийства Кирова. Согласно этой версии, Киров, известный в Ленинграде своими любовными похождениями, был любовником и жены партийного активиста Николаева. Чтобы облегчить встречи с любовницей, Киров отправил Николаева в длительную командировку и не разрешал вернуться. Нарушив указание, Николаев однажды приехал домой и застал Кирова в постели своей жены.
За нарушение дисциплины, выразившееся в возвращении без разрешения партии, Николаева исключили из ВКП(б). Взбешенный наглостью вождя, он поклялся отомстить Кирову, что и осуществил.[69].
Она же утверждала, что «Илья Эренбург так любит Париж, потому что там — голые женщины» [70].
Не называя источника, Авторханов приводит слух о том, что Сталин сказал Крупской, что если она не откажется от участия в «Новой оппозиции», то вдовой Ленина он объявит Арманд. [71]
Немецкий язык преподавала Залежская, урождённая Бланк — двоюродная сестра Ленина — внучка[72] Александра Дмитриевича Бланк и Анны Гросскопф, которые были дедушкой и бабушкой также и Володи Ульянова. Она охотно и много рассказывала о детской и взрослой жизни своего знаменитого брата. Их общий дед был немцем, а не евреем, (версия о еврейских дедушке и бабушке Ленина — Бланк — появилась после войны в работах еврейских эмигрантских публицистов). Как пишет Авторханов:
Сами по себе широкие скулы и раскосые глаза Ленина так же мало говорят о его калмыцкой крови, как его острый ум о еврейской крови. Хотя русские националисты охотно уступили бы евреям всю кровь Ленина, не только четверть, но не стоит сочинять легенды там, где существуют бесспорные исторические документы.
Маршал Ворошилов не умел танцевать. Возглавляя делегацию Красной Армии на торжествах в Анкаре в честь юбилея турецкой армии, он вместе с Буденным участвовал на балу. Супруга главы правительства пригласила его на танец, но Ворошилов вынужден был отказаться. Положение спас присутствующий там же Будённый. Он тоже не знал западных танцев, но так станцевал гопак, что Ататюрк и его гости стали вызывать его на бис.
Узнав об этом конфузе, Сталин приказал обучить и Ворошилова, и весь командный состав Красной Армии а также актив партии и правительства модным западным танцам. [74]
За книгу «Staline au pouvoir», принесшую автору мировую известность издатель заплатил автору 200 долларов, а за все иностранные издания 20 франков.
За широко используемую в университетах книгу The Communist Party Apparatus автор получил 200 долларов. [75]
Наиболее экстравагантной является ещё одна биография Авторханова, напечатанная в «Московской правде» в 2001 году [76]. Журналистка ссылается на кинорежиссёра Сергея Нилова, по её словам, сына советского военного разведчика. Она пишет:
Уникальную информацию С. Нилов получил от знакомого своего отца — куратора советской военной разведки в 30-е годы (впоследствии историка), который в последние годы жизни носил фамилию Авторханов. В 1976 году он издал во Франкфурте свою книгу о последних годах жизни Сталина под названием «Загадка смерти Сталина». Однако, книга не была переведена на русский язык. Авторханов некоторое время лично работал под руководством Ягоды и Ежова, затем, как того требовал классический сценарий, был осужден в 1937 году и после освобождения эмигрировал во Францию, где он и скончался. Несколько удивительных встреч с этим человеком раскрыли С. Нилову глаза на многие детали происходящего зимой и весной 1953 года в высших эшелонах советской власти.
Быть искренним я обещаю, быть безучастным — не могу (Гёте)[75]
(Аннотации, рецензии и комментарии даются в Примечаниях. Переводные и последующие переиздания даются строкой в следующем абзаце)
К сожалению, в прощальном слове священник существенно исказил текст Авторханова. Кротов писал: «Авторханов подчеркивал, что нравственным своим воспитанием он обязан русской учительнице». Далее следует цитата из «Мемуаров». Однако, тепло описывая своих учителей на рабфаке, в том числе и Зинаиду Афанасьевну Гавришевскую, о которой шла речь в приведенной Кротовым цитате, ни в цитируемой фразе ни в остальном тексте, Авторханов не утверждает, что он обязан ей или кому-либо ещё своим нравственным воспитанием. Авторханов пишет, что он обязан этой учительнице «тем, что во мне пробудилась тяга к писанию». [94]
Авторханов, Абдурахман Геназович.