20-08-2023
Агентство интернет-исследований (англ. Internet Research Agency) — российская компания со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, занимающаяся воздействием на общественное мнение в интересах действующей российской власти. Сотрудники компании занимаются распространением постов и комментариев в соцсетях и СМИ с целью сформировать определённое общественное мнение[1]. Агентство использует фейковые аккаунты (зарегистрированные в крупных социальных сетях, на форумах, в онлайн-изданиях и видеохостингах) для защиты и продвижения интересов Кремля во внутренней и внешней политике (вооружённый конфликт на востоке Украины, гражданская война в Сирии). Ввиду используемого им троллинга, сотрудников агентства часто называют (в том числе в различных газетах) тролли из Ольгино, ольгинские тролли или кремлеботы, а само агентство — фабрикой троллей[1]. Компанию связывают со структурами российского бизнесмена Евгения Пригожина, известного как «повар Путина»[1].
Название «ольгинские тролли» происходит от названия исторического района Санкт-Петербурга Ольгино, в котором ранее располагался офис «Агентства интернет-исследований»[2][3][4].
Об «Агентстве интернет-исследований» впервые рассказала в сентябре 2013 года «[8]. Офис специального прокурора Мюллера, занимающегося расследованием вмешательства России в выборы в США, опубликовал 16 февраля 2018 года список причастных к вмешательству, в котором значились 13 человек и организаций, в том числе Агентство интернет-исследований и Евгений Пригожин. 15 марта 2018 года Министерство финансов США включило все эти лица и организации в санкционный список.
До 2014 года офис Агентства располагался в районе Санкт-Петербурга Ольгино, затем Агентство переехало в здание на улице Савушкина, 55[9][10], а в конце 2017 — начале 2018 гг. — в помещения большей площади в бизнес-центре «Лахта-2»[11] на улице Оптиков, д. 4, корп. 3[12].
В сентябре 2013 года Новая газета опубликовала отчёт[13] двух журналисток газеты, которым удалось устроиться на работу в «фабрику троллей». Это была первая публикация про «фабрику» в СМИ, после которой неформальное название компании «фабрика троллей» прочно закрепилось за «агентством интернет-исследований», и впоследствии использовалось во многих СМИ.
В январе 2015 года Собака.ru опубликовала анонимное интервью[14] «как работает фабрика троллей» с бывшей сотрудницей компании, которая рассказала об условиях и методах работы в отделе, занимающемся переписыванием новостей в прокремлёвском ключе.
В октябре 2017 года на сайте телеканала «Дождь» появилось интервью с бывшим работником «американского отдела» «фабрики троллей»[15][16][17], который работал в агентстве полтора года в отделе, занимавшимся комментированием блогов и форумов. По мнению сотрудника цель работы отдела была в том, чтобы «вызывать беспорядки».
В ноябре 2017 года на сайте NBC News было опубликовано интервью с 26-летним Валерием Беспаловым, бывшим сотрудником компании «американского отдела» «фабрики троллей»[18].
В январе 2018 года в газете Росбалт со ссылкой на канал 1+1 вышло интервью[19] с бывшим работником харьковского отделения «фабрики троллей». Это было первым упоминанием работы компании на Украине.
По данным Google, Facebook и Twitter, опубликованным в октябре 2017 года, «Агентство интернет-исследований» активно участвовало в деятельности по «российскому вмешательству » в выборы президента США в 2016 году[20]. Тогда с фальшивых аккаунтов, курируемых Агентством, появлялись миллионы постов в интересах России[20].
Facebook сообщил, что американская аудитория «постов, связанных с интересами России», составила 126 млн чел, или около 40 % населения США[20]. По данным Google, пророссийский контент продвигался через принадлежащий ей видеохостинг YouTube[20]. Для этого использовалось 17 каналов, на которых в 2015—2016 годах было опубликовано 1108 пророссийских роликов общей продолжительностью 43 часа[20]. С июня 2015 года по ноябрь 2016 года эти ролики получили 309 тыс. просмотров[20].
По подсчетам Twitter, с «Агентством интернет-исследований» оказались связаны 2,7 тысячи профилей, причём многие твиты в аккаунтах постили боты[20]. С 1 сентября 2016 года по 15 ноября 2016 года эти аккаунты опубликовали 1,4 млн сообщений, что составило 0,74 % от всех постов в Twitter, связанных с выборами[20]. В среднем в неделю генерировалось около 1 тыс. единиц контента — текстов, фото и видео.[21]
В постах затрагивались «почти все важные вопросы расы, религии и политических предпочтений»[22]. Перепосты некоторых сообщений делали члены избирательного штаба и президентской администрации Трампа, а также его сын Дональд Трамп-младший[22]. Как отметил конгрессмен Джим Хаймс из Коннектикута: «Осознанно или нет, они помогли легитимизировать и распространить русскую дезинформацию»[22]. Некоторые из постов обрели огромную популярность[22]. Так, один пост, опубликованный в сообществе, отстаивающем интересы полицейских, набрал 1,3 млн реакций и 73 тыс. кликов[22].
Как отметил советник руководства Facebook Колин Стреч «Все это сделали люди, понимающие принципы работы социальных сетей. Они совсем не профаны»[22]. Например, как только появлялась новость о том, что полицейский убил чернокожего и начинались беспорядки, создавались сразу несколько сообществ, одни из которых отстаивали права убийцы, а другие — права его жертвы[22]. В Хьюстоне 21 мая 2016 года одновременно прошли две акции: первая называлась «Остановите исламизацию Техаса» и была организована группой Heart of Texas, а вторая — «Спасите знание ислама» — была устроена группой United Muslims of America[23]. По данным сенатора Ричарда Бёрра, обеими группами управляли сотрудники «Агентства интернет-исследований»[23].
По подсчётам РБК, затраты «фабрики троллей» на работу в США за 2015—2016 годы составили 2,3 млн долларов США[24]. Большая часть денег ушла на выплату зарплаты сотрудникам американского отдела, число которых составляло около 90 человек[24]. Зарплата сотрудников «фабрики троллей» составляет от около 55 тыс. руб. у рядовых (без учёта премий при широком отклике на опубликованный контент) до 80-90 тыс. руб. у администраторов сообществ и более 120 тыс. руб. у руководства. В основном у сотрудников обычный пятидневный дневной рабочий график, но в важные периоды около десяти человек работали в ночную смену. Используется в том числе отложенный постинг для сокрытия многочасовой разницы с американским дневным временем. Кроме собственных сотрудников отдела с «фабрикой троллей» сотрудничали, в том числе устраивали офлайновые мероприятия, около 100 американских резидентов-активистов, которым, например, оплачивались перелеты между городами и печать полиграфической продукции[21][25].
Когда после выборов оказалось, что политика администрации Трампа не оправдала российских надежд, в деятельности «фабрики троллей» отмечался также антитрамповский контент. «Фабрика троллей» продолжила работу и после блокировки соцсетями Facebook, Instagram и Twitter в августе—сентябре 2017 года связанных с ней 118 сообществ и аккаунтов в рамках расследования вмешательства в выборы[21].
16 февраля 2018 года офис спецпрокурора США Роберта Мюллера опубликовал список обвиняемых во вмешательстве в американские выборы, главными в котором оказались бизнесмен Евгений Пригожин и Агентство интернет-исследований. В обвинительном заключении говорится, что «Агентство интернет-исследований является российской организацией, целью которой является вмешательство в выборы и политические процессы»[26][27]. Материалы дела вместе с 37 страничным обвинительным актом направлены в Федеральный окружной суд округа Колумбия[28] Оригинал документа.[29].
Агентство интернет-исследований.