Lt304888.ru

Туристические услуги

Агранович, Софья Залмановна

22-08-2023

Софья Залмановна Агранович
Дата рождения:

1944 год(1944)

Место рождения:

Куйбышев

Дата смерти:

18 июля 2005(2005-07-18)

Место смерти:

Самара

Страна:

 СССР,
 Российская Федерация

Научная сфера:

литературоведение, фольклористика

Место работы:

Куйбышевский (позже — Самарский) государственный университет

Учёная степень:

кандидат филологических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Куйбышевский педагогический институт

Награды и премии


Со́фья Залма́новна Аграно́вич (1944 — 18 июля 2005[1]) — филолог, литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета[2], автор книг.

Биография

Родилась в 1944 году в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье рабочих. Окончила Куйбышевский педагогический институт. Работала пионервожатой в школе (1961—1962), была научным сотрудником Куйбышевского литературного музея (1966—1968)[3], преподавателем в профтехучилище (1968—1975), читала лекции в других вузах и школах (по программе предвузовской подготовки). По приглашению Льва Адольфовича Финка пришла работать в Куйбышевский государственный университет, где проработала 30 лет и стала крупнейшим в городе специалистом по фольклору, мифологии, мифопоэтике.

Софья Залмановна разработала авторский курс «История и теория фольклора», вела студенческий спецсеминар, изучающий связи фольклора и литературы, отражение в современном художественном сознании древних мифологических представлений. В том же направлении развивалась и её собственная научная деятельность: вместе со своими коллегами Л. П. Рассовской, А. И. Петрушкиным, И. В. Саморуковой, Е. Е. Стефанским, С. В. Березиным создала семь научных монографий.

Основное направление научной деятельности С. З. Агранович: исследование того, как архаические структуры языка и мышления представлены в литературе, как они задействованы в формировании смысла литературного произведения. Была продуктивно развита бахтинская традиция рассмотрения явления культуры в «большом времени».

Награждена медалью «Ветеран труда».

Софья Залмановна получила не только признание коллег и научного сообщества, но огромную любовь своих студентов, и даже сама в какой-то степени стала персонажем студенческого фольклора[4][5].

Софья Залмановна Агранович привила нам отвращение к официозу и пошлости, благодаря ей я смотрю на многие вещи с иронией, что позволяет не падать духом в трудных жизненных ситуациях.

Александр Брод, член Общественной палаты РФ[6]

Памяти Софьи Залмановны Агранович был посвящён междисциплинарный научный семинар «Миф как объект и/или инструмент интерпретации гуманитарных наук», проведённый 26 сентября 2009 года на кафедре русской и зарубежной литературы СамГУ[2][7].

Библиография

В совместной монографии «Миф, фольклор, история в трагедии „Борис Годунов“ и в прозе А. С. Пушкина» (1992) С. З. Агранович и Людмила Петровна Рассовская исследовали характер историзма и фольклорные основы трагедии «Борис Годунов», романа «Капитанская дочка», повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина, а также драматической трилогии А. К. Толстого. Авторы показывали также связь пушкинской трагедии с традициями Еврипида и Шекспира. Произведения Пушкина рассматривались в широком контексте истории человечества.

В работах Агранович, выполненных в соавторстве с Ириной Владимировной Саморуковой, изучался архаический генезис различных жанровых моделей, а также двойничества, понимаемого как модель осмысления человека и мира, имеющая национально-историческую специфику.

Агранович тяготела к междисциплинарным исследованиям. Так, С. З. Агранович и Евгений Евгеньевич Стефанский развивали особую область гуманитарного знания — мифолингвистику[8], посвящённую тому, как язык воспроизводит и транслирует культурные концепты. В книге «Миф в слове: продолжение жизни. Очерки по мифолингвистике» исследуется генезис ряда славянских концептов (в частности, стыд и срам, печаль, лютость, место) с точки зрения мифа и ритуала[9]. Для доказательства авторы привлекали широкий спектр фактов языка, фольклора, литературы и искусства.

Последняя книга, над которой работала Агранович (в соавторстве с психологом Сергеем Викторовичем Березиным), называется «Homo amphibolos: Археология сознания». Исследуя генетическую природу психологических феноменов человеческого сознания и кардинальных категорий культуры, авторы выстроили принципиально новую гипотезу, объясняющую происхождение человека и архаические истоки его сознания, возникновение символического языка. Особое внимание было уделено природе смеха. По мысли исследователей, смех стал психическим «механизмом», давшим человеку возможность парадоксально-неожиданного и экономно-лаконичного выхода из постоянно возникавших двусмысленных ситуаций, ситуаций так называемого «двойного послания». Мозг человека обрёл уникальное качество, которое выделило его из остальной живой природы, позволило развить перспективные аналитические способности и подготовиться к новым «вызовам» окружающего мира.

  • Агранович С. З. Фольклор и поэтика Чингиза Айтматова // Проблемы истории критики и поэтики реализма. — Куйбышев: Издательство КуГУ, 1980. — С. 92-109.
  • Агранович С. З. Фольклорные источники повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» // Проблемы истории критики и поэтики реализма. — Куйбышев: Изд-во КуГУ, 1981. — С. 143—159.
  • Агранович С. З., Рассовская Л. П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. — Куйбышев: Издательство Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1989. — 192 с.
  • Агранович С. З., Рассовская Л. П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе Пушкина. — Самара: Издательство «Самарский университет», 1992. — 216 с.
  • Петрушкин А. И., Агранович С. З. Неизвестный Хемингуэй. — Самара: Самарский Дом печати, 1997. — 224 с.
  • Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония — цель — гармония: Художественное сознание в зеркале притчи — М.: Международный институт семьи и собственности, 1997. — 135 с.
  • Агранович С. З., Саморукова И. В. Детский фольклорный праздник «Русские святки». — М.: Когито-центр, 1999. — 84 с.
  • Агранович С. З., Конюшихина М. В. Поэтапное изучение Библии в контексте мировой литературы. — М.: Когито-центр, 1999. — 80 с.
  • Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. — 132 с.
  • Агранович С. З., Стефанский Е. Е. Миф в слове: продолжение жизни: Очерки по мифолингвистике. — Самара: Издательство СаГА, 2003. — 168 с.
  • Агранович С. З., Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. Самара: Бахрах-М, 2005. — 344 с.[10]

Примечания и ссылки

  • Книги С. З. Агранович на Ozon.ru
  • История кафедры русской и зарубежной литературы сайт Самарского госуниверситета
  • С. З. Агранович в Большой биографической энциклопедии. 2009
  • Евгений Стефанский Мудрствующая на грани
  • Стилевая игра с двойничеством в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Вестник СамГУ
  1. Портал газеты «Самарский Университет» 10 октября 2005 г. № 7
  2. ↑ Междисциплинарный научный семинар «Миф как объект и/или инструмент интерпретации гуманитарных наук» «Универсайт» — информационное издание Самарского государственного университета. 30.09.2009
  3. Связь «Университет — музей» существовала всегда. «Универсайт», 22.12.2008
  4. Гамлет и Софья Залмановна
  5. Легендарная С. З. Агранович (ЖЗЛ)
  6. В Самаре учат лучше! Из истории СамГУ. «Универсайт», 15.04.2010
  7. семинар «Миф как объект и/или инструмент интерпретации гуманитарных наук» сайт Самарского госуниверситета
  8. Праотцами мифолингвистического направления принято считать Ф. М. Мюллера, Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебню, В. Шварца, А. Куна, В. Манхардта.
  9. Попытка объяснить с мифологических позиций этимологическое родство таких слов, как стыд и стужа, а также печь и печаль.
  10. Рекомендация изучения книги «Homo amphibolos» в курсе антропологии. 2010

Агранович, Софья Залмановна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01