Lt304888.ru

Туристические услуги

Адаевская, Элла Георгиевна

02-09-2023

Элла Георгиевна Адаевская
Основная информация
Имя при рождении

Элла Георгиевна Шульц

Дата рождения

10 (22) февраля 1846(1846-02-22)

Место рождения

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти

26 июля 1926(1926-07-26) (80 лет)

Место смерти

Бонн, Веймарская республика

Годы активности

с 1861

Страна

 Российская империя
 Германская империя
 Веймарская республика

Профессии

пианистка, композитор, этномузыковед

Инструменты

фортепиано

http://www.adaiewsky.de

Э́лла Гео́ргиевна Ада́евская (настоящая фамилия — Шульц; 10 [22] февраля 1846, Санкт-Петербург — 26 июля 1926, Бонн) — русская пианистка, композитор и этномузыковед.

Содержание

Биография

Отец — Георг Юлий Шульц (нем. Georg Julius Schultz, 1808, Ревель — 1875, Вена), врач-прозектор, писатель, собиратель эстонского и финского фольклора, переводчик Горя от ума (1853), известный под псевдонимом Dr.Bertram[1]; мать — Теодора Шульц, преподавательница музыки, родом с севера Германии.

С восьми лет училась игре на фортепиано у Адольфа Гензельта, который с 1838 года жил в Петербурге и преподавал в женских институтах, мать Эллы была его ученицей и ассистенткой. Зимой 18611862 годов дала свой первый концерт, имела большой успех. В 1862 поступила в только что открытую Петербургскую консерваторию, где занималась у Антона Рубинштейна и Александра Дрейшока по классу фортепиано, затем у Н. И. Зарембы и А. С. Фаминцына как композитор. Окончив обучение (1869), она начала сольную карьеру, уже под псевдонимом Адаевская (этот псевдоним был взят ей из буквенных обозначений ударов литавр в увертюре к опере Глинки «Руслан и Людмила»: A, D, A — ля, ре, ля), выступала с концертами в России и за границей (в том числе в Вене и Париже, где подружилась с Шарлем Гуно). В 1870-х Адаевская сочинила несколько хоров для придворной капеллы, затем написала две оперы — «Непригожая» (1873) и «Заря свободы» (1877). Вторая опера была посвящена царю Александру II, но была запрещена цензурой к постановке из-за сцены крестьянского восстания. Адаевская занималась также изучением музыки древней Греции и славянского народного музыкального фольклора, под их влиянием в 1881 написала «Греческую сонату» для кларнета и фортепиано, в которой использовала четвертитоновые интервалы.

Нойвид, замок Монрепо

В 18821911 с сестрой-художницей Паулиной Гайгер и тремя её детьми Адаевская жила в Венеции, выступала в частных салонах, писала статьи на музыкальные темы. В 1911 переехала в Германию, в Нойвид. Здесь, в замке Зегенхаус под Нойвидом, Адаевская вместе с её подругой, баронессой Франциской фон Лоэ, её дочерью Маргаритой и королевой Румынии Елизаветой (собственно Елизаветой фон Вид), писавшей стихи под псевдонимом Кармен Сильва, составляли музыкально-литературный кружок. Мировую войну провела в замке Зегенхаус. Адаевская занималась музыкальным фольклором — русским, славянским, греческим, итальянским, татарским, эстонским, кельтским, публиковалась в музыковедческих изданиях разных стран.

Основные сочинения

Оперы

  • Дочь боярина, романтическая опера в одном действии (1873)
  • Заря свободы (1877, запрещена цензурой)
  • Соломонида Сабурова, комическая опера (не издавалась и не исполнялась)

Вокальные произведения

Камерная музыка

  • Свадебный хор, увертюра (ок. 1870)
  • Греческая соната для кларнета (или скрипки) и фортепиано (1881)
  • Венецианская серенада для мандолины, двух гитар, виолончели и контрабаса
  • Сарабанда для фортепиано соло

Избранные публикации

  • Шульц-Адаевски Э. Напевы и тексты, записанные у терских славян. — СПб.: тип. Акад. наук, 1904. — 16 с. — (Отт. из: Бодуэн-де-Куртенэ И. А. Материалы для южнославянской диалектологии и этнографии. – СПб., 1904. – Т. 2. – С. 197–210).[2]
  • Непригожая : Опера в 1-м д / Муз. Э. Адаевской; слова Р. И. Минцлова и Савар; Пер.: Калашников. — СПб.: тип. Скарятина, 1873. — 82 с.[3]
  • Lettere sulla musica a Venezia // Gazzetta Musicale di Milano. — 1888.
  • La berceuse populaire. — Torino etc., 1894.

Литература

  • Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке : Био-библиогр. словарь муз. критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюц. России и СССР. — М.: Сов. композитор, 1971. — Т. 1: А–И. — 356 с. — 6700 экз.[4]
  • Hüsken R. Ella Adaïewsky (1846–1926). Pianistin – Komponistin – Musikwissenschaftlerin. — Köln: Dohr, 2005. — ISBN 978-3-936655-18-6[5]
  • Hüsken R. Ella Adaïewsky und die venezianische Società del Quartetto (нем.) // Aspetti musicali : Musikhistorische Dimensionen Italiens 1600 bis 2000. Festschrift Dietrich Kämper zum 65. Geburtstag / Hrsg. von Norbert Bolin, Christoph von Blumröder und Imke Misch. — Köln, 2001. — С. 77–85. — ISBN 978-3-925366-83-3.[5]
  • Hüsken R. Ella von Schultz-Adaïewsky. Eine Schülerin Henselts (нем.) // Adolph Henselt und der musikkulturelle Dialog zwischen dem westlichen und östlichen Europa im 19. Jahrhundert / Hrsg. von Lucian Schiwietz. — Schwabach: Studio Verlag Sinzig, 2004. — С. 255—265.

Примечания

  1. Шульц Георг Юлий — биография
  2. РНБ: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998)
  3. РНБ: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998)
  4. РНБ: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998)
  5. ↑ Dr. Renate Hüsken — Autorin (Verlag Dohr) (нем.) (Проверено 24 февраля 2012)

Ссылки

  • Hüsken R. Ella Adaïewsky (1846–1926) und die venezianische Società del Quartetto (2001). Проверено 24 февраля 2012.  (нем.)
  • Биография Э. Адаевской  (нем.) (Проверено 24 февраля 2012)
  • Вокальные сочинения

Адаевская, Элла Георгиевна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01