Lt304888.ru

Туристические услуги

Азербайджанская архитектура

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Часть серий

Азербайджанцы

Культура

Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка
Национальный костюм · Религия
СМИ · Спорт · Танцы · Театр
Туризм · Имена

Диаспоры
Армения · Иран · Грузия
Россия · (Дагестан · Санкт-Петербург) · Украина
Религия
Ислам · Христианство · Иудаизм
Зороастризм
Язык
Азербайджанский
Памятные события
Мартовские события · Чёрный январь · Резня в Ходжалы
Азербайджанский портал
Девичья башня в г. Баку

Архитектура Азербайджана — комплекс строительных сооружений на территории современного Азербайджана[1], представляющих архитектурно-историческую значимость. Архитектура Азербайджана включает архитектуру народов, проживавших и проживающих на территории страны. По разновидности используемых строительных материалов архитектурные сооружения Азербайджана можно разбить на две группы: группу строений, сооруженных из камня — в Баку, Шемахе и их окрестностях, и вторую группу — в Нахичевани, Гяндже, Барде и других районах, где в основном использован кирпич[2].

Содержание

История

Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичевана, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам) характеризуют строительство эпохи энеолита и ранней бронзы на территории Азербайджана[3]. Архитектурное наследие Кавказской Албании представлено сооружениями, сохранившимися в северных областях Азербайджана, среди которых выделяется Церковь у села Киш (VI либо XII век[4]) в Шекинском районе, остатки сооружений крепости Чирах-Кала (VI век) у города Габала, базиликальный храм в селе Кум Кахского района, круглый храм в селе Лекит (V—VI века; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич) и руины храмового комплекса в Мингечауре (VII век, кирпич-сырец). К самым ранним примерам азербайджанской архитектуры относятся Девичья Башня и Дворец Ширваншахов (XV в.) в Баку, средневековые крепости, мечети (Мечеть Говхар-Ага, XVIII—XIX вв.), мавзолеи и караван-сараи.

Дворцы

Комплекс Дворца Ширваншахов в Баку, (14201460 годы).

Дворец шекинских ханов (1797 год, архитектор Хаджи Зейналабдин из Шираза)

Шекинский караван-сарай, (XVIII век).

Ханский Дворец в Нахичевани, 1809 год.

Крепости

Мавзолеи

  • Гробница Юсифа ибн Кусейра (1162 г.) Аджеми ибн Абубекр Нахчывани
  • Гробница Момине хатун (1186 г.), Аджеми ибн Абубекр Нахчывани
  • Мавзолей Сейида Йахья Бакуви (XV век) Баку, комплекс Дворца Ширваншахов
  • Мавзолей «Голубой купол» в Мараге (1196 год, архитектор Ахмед ибн Мухаммед)[6]
  • Мавзолей «Красный купол» (1185 г., архитектор Бекир Мухаммед)
  • Мавзолей «Гюлистан» (начало XIII века) вблизи селения Джуга Нахчыванской АР
  • Мавзолей Шейха Баби Ягуби (1273—1274), предполагаемый архитектор Али Меджид-ад-дин)
  • Мавзолей Мирали (XIII—XIV столетия) в селении Ашагы Вейселли
  • Мавзолей в Барде (1322 г., архитектор Ахмед ибн Эйюб ал-Хафиз Нахчывани)
  • Мавзолей с двумя минаретами (минареты относятся к концу XII — началу XIII столетий
  • Мавзолей — к началу XIV века) в селении Гарабаглар в Нахчыванской
  • Мавзолей Дирибаба (1402 год) в Маразе
  • Мавзолей Шейха Джунейда (1544 год) в селении Хезре нынешнего Гусарского района.
  • Мавзолей Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаджа (1305) в селении Мамедбейли Зангеланского района
  • Мавзолей «Йедди-кумбез» в Шемаха (XV век)

Мечети

Орнаментировка мечети в Ираване



Среди архитектурных построек в Азербайджане особо выделяются ханегяхи, строительство которых относят к IX—X векам. Ханегяхи служили прибежищем для суфиев, не имевших собственного жилья, местом совместных религиозных ритуалов, суфийских церемоний. Во многих случаях ханегяхи формировались в течение длительного времени вблизи захоронений святых — пиров. По совершенству архитектурно-пространственного решения и солидности функциональной нагрузки среди ханегяхов Азербайджана заметно выделяется ханегях Пир Гусейн, представляющий собой памятник общенационального значения. Он находится в селе Губалыбалоглан Хаджигабулского района, на берегу р. Пирсаатчай, и связан с именем знаменитого суфийского шейха XI века Пир Гусейна Равани (Ширвани), младшего брата великого суфийского поэта и философа Мухаммеда Бакуви (948—1050), который был известен на Ближнем Востоке под именем Баба Кухи и похоронен в Ширазе[7][8].

Храмы и церкви

Свидетельством толерантности и веротерпимости народов Азербайджана, является большое количество храмов и церквей, сохранившихся на ее территории, и представляющих значительный вклад в архитектурное наследие Азербайджана.

Мосты

15-пролетный Худаферинский мост (фото 2006)

Мосты занимали ведущее место среди инженерных сооружений древнего и средневекового Азербайджана. Они строились на дорогах, которые связывали торговые центры: Баку, Шемаху, Гянджу, Тебриз, Ардебиль с путями мирового транзита. Конструктивная схема и архитектурная структура мостов обуславливалась строительными возможностями материала, природными условиями и размещением. В строительстве пользовались разнообразными способами кладки из камня и кирпича — комбинированной кладкой, подбором материалов по цвету, облицовкой тесаным камнем. В кладках мостов из булыжника и колотых валунов применяли каркасы. Часто под устои моста применяли и естественные выхода скал, что значительно увеличивало их устойчивость от воздействия вешних вод. Все сохранившиеся мосты состоят из повторения элементов арочных пролётов, которые отличались друг от друга очертаниями и размерами арок. В Азербайджане известны мосты, построенные в зависимости от рельефа берегов и ширины русла рек. Число пролётов длиной до 200 м от одного до пятнадцати.

  • Худаферинские мосты на реке Аракс[12]
  • 4-перелетный мост Сыныг Кёрпу (Красный мост) в Газахском районе (XII век)[13]
  • Джугинский мост на реке Аракс, неподалёку от Джульфы.[13]
  • 3 моста на Гянджачае (остатки; XII—XIII века)[13].

Бани

Баня в Шемаха, карт. Г. Гагарина, 1847

Одним из наиболее распространённых общественных сооружений Азербайджана являлись бани. Кроме выполнения санитарно-гигиенических функций в городах они одновременно служили местом встречи и отдыха. Помещения бани иногда использовали и как место проведения спортивных занятий. Их строили из сырца в виде конического купола. На вершине бани оставляли светодымовые отверстия. На территории Азербайджана расположено большое количество бань.

Архитектура XX века

Архитектура начала века

С конца XIX века началось промышленное бурение нефтяных скважин Апшеронского полуострова, что способствовало росту производства во всех остальных отраслях промышленности Бакинской губернии. В начале XX века Баку превратился в один из передовых промышленных городов Российской империи. Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, среди которых выделялись своим состоянием Эммануил Нобель, Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев, Александр Манташев, возводивших новые здания и сооружения в городе. Меценатство стало основой строительства огромного числа общественных зданий, школ и больниц. Среди сооружённых в это время зданий особо выделялись Исмаиллия (ныне здание Национальной академии наук Азербайджана), Театр братьев Маиловых (ныне здание Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова), Дворец Мухтарова (ныне Дворец бракосочетания).

Архитектура Советского Азербайджана

Азербайджанская советская архитектура 20-х годов стилизована под архитектуру мусульманского Востока (здание ж.д. вокзала в г. Баку), 20-30-х годов пронизана идеей конструктивизма, которой были присущи четкие линии проектов и прямые грани фасадов. Этот период тесно связан с работами архитекторов Алексея Щусева, братьев Весниных, С. С. Пэна, Г. М. Тер-Микелова. Ранние работы Микаила Усейнова тоже были в стиле конструктивизма. В 1934 году ЦК Компартии Азербайджана был издан указ, критиковавший этот стиль и призывавший к возвращению к национальным традициям и корням[15]. «Конструктивный» стиль не прижился надолго и уже в 30-40-годы на смену ему пришло творчество архитекторов С. А. Дадашева, В. А. Мунца и Микаила Усейнова, которые совместили в своих строительных проектах классические и национальные архитектурные черты и формы. В этом ряду выделяется творчество Микаила Усейнова. Среди работ Усейнова в «классическо-национальном стиле» Дворец Советов (1934), Азербайджанская государственная академия музыки (1936), Музей Низами (1940), Национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова (1947) и комплекс зданий в НАНА (19481960). В 1936 году был создан Союз архитекторов Азербайджана. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев, руководивший республикой в 1969—82 гг., призвал азербайджанских архикторов объединить элементы современной мировой архитектуры с азербайджанским национальным стилем[15]. Среди работ Усейнова того периода станции метро Нариман Нариманов (1968), Низами Гянджеви (1970) и Академия Наук (1976), Гостевой дом в Загульба, жилые дома на проспекте Азадлыг и гостиница Кяпаз (1973) в Гяндже.

Мавзолеи XX века

Архитектура современного Азербайджана

Современная архитектура Азербайджана воплощает в себе все наследие предыдущих лет, во вновь возводимых зданиях и сооружениях используется «мусульманский», «готический», «классический», «модернисткий» стили с привнесением элементов «национальной» архитектуры. Построенные в последние годы здания чаще всего облицовываются известняковым камнем аглай, залежи которого находятся преимущественно на Апшеронском полуострове, также применяется в качестве внешнего облицовочного материала — мрамор, гранит и алюминиевые композитные панели. Государством проводится целенаправленная политика на улучшение внешнего облика города Баку, строятся новые жилые дома и административные здания, реставрируется фасад старых архитектурных построек, производится благоустройство парковой и фонтанной зоны города. В соответствии с «Государственной программой развития регионов Азербайджана», инициированной Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, повсеместно ведутся работы по строительству новых зданий и капитальному ремонту значимых архитектурных объектов практически во всех городах Азербайджана.


Примечания

  1. Вплоть до начала XX века исторический топоним «Азербайджан» охватывал территории только к югу от реки Аракс (Иранский Азербайджан) (В. В. Бартольд. Сочинения. Том 2/1, с.703; The Paths of History — Igor M. Diakonoff, Contributor Geoffery Alan Hosking, Published in the year 1999, Cambridge University Press, pg 100; Minorsky, V. «Ādharbaydjān (Azarbāydjān) .» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P.Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2007), между тем как территория современной Азербайджанской Республики была известна как Арран и/или Ширван.
  2. С. А. Дадашев, М. А. Усейнов.Очерки по истории архитектуры народов СССР. Архитектура Азербайджана. — М:Изд. Академии Архитектуры СССР, 1948.
  3. Азербайджанская ССР. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура Азербайджана — статья из Большой советской энциклопедии
  4. J. Bjornar Storfjell, Ph.D. The Church in Kish. Carbon Dating Reveals its True Age. Azerbaijan International, Spring 2003
  5. Л. С. Бретеницкий, Б. В. Веймарн. Искусство Азербайджана IV—XVIII веков, 1976:"Характерны крепостные стены, в XV веке опоясавшие феодальный Баку […] Возникнув в XII веке, они приобрели современный облик, видимо, уже в XV столетии"
  6. В.Шлеев, при участии Б.Веймарно. Искусство Азербайджана.
  7. Джафар Гияси, доктор архитектуры, член-корреспондент НАНА. Суфийская святыня ханегях Пир Гусейна — жемчужина мусульманской архитектуры. — Баку:"ИРС",2008 год.
  8. Крачковская В. А. Изразцы мавзолея Пир-Хусейна. — Тбилиси, 1946.
  9. Observations from the Ancients», Azerbaijan International 11 (2):"«according to historical sources, before the construction of the Indian Temple of Fire (Atashgah) in Surakhani at the end of the 17th century, the local people also worshiped at this site because of the 'seven holes with burning flame'.»«
  10. The Indian diaspora in Central Asia and its trade, 1550—1900 »… George Forster … On the 31st of March, I visited the Atashghah, or place of fire; and on making myself known to the Hindoo mendicants, who resided there, I was received among these sons of Brihma as a brother; an appellation they used on perceiving that I had acquired some knowledge of their mythology, and had visited their most sacred places of worship …"
  11. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок Ervad не указан текст
  12. Бретаницкий Л. С. Зодчество Азербайджана XII—XV вв.
  13. К. М. Мамед-заде. Строительное искусство Азербайджана. — Стр. 47
  14. Ш.С. Фатуллаев-Фигаров. «Архитектурная энциклопедия Баку». Международная академия архитекутры стран Востока, Баку-Анкара. — И. «Козан Офсет», 1998 — стр. 275: «Театр оперы и балета им. М.ф. Ахундова, построен братьями Маиловыми в течении десяти месяцев (1910-1911 гг.) по проекту гражданского архитектора Н.Г. Баева»
  15. ↑ The Soviet Period of Architecture in Azerbaijan, Azerbaijan International (Winter 1998).

Ссылки

  • К. М. Мамед-заде. Строительное искусство Азербайджана
  • Культура Азербайджана
  • Архитектурное искусство
  • http://www.advantour.com/rus/azerbaijan
  • Интервью вице-президента Международного Союза Архитекторов Лизы Сиола. APA, 18 Сентября 2009

См. также

Литература

  • «История архитектуры Азербайджана», Гос. изд. литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, Москва, 1963.
  • «Архитектура Азербайджана. Эпоха Низами», Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1947.


Азербайджанская архитектура.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01