26-06-2023
Аккинени Нагесвара Рао | ||||
телугу అక్కినేని నాగేశ్వరరావు | ||||
А. Нагесвара Рао в 1951 году |
||||
Дата рождения: | ||||
---|---|---|---|---|
Место рождения: |
дер. Венката Рагхава Пурам, Мадрасское президентство Британской Индии |
|||
Дата смерти: | ||||
Место смерти: | ||||
Гражданство: | ||||
Профессия: | ||||
Карьера: |
1941-2014 (в кино) |
|||
Награды: |
Filmfare Awards South,
|
|||
IMDb: |
ID 0004463 |
|||
Аккинени Нагесвара Рао на Викискладе |
Аккинени Нагесвара Рао (телугу అక్కినేని నాగేశ్వరరావు; 20 сентября 1923[1][2] или 1924[3][4][5][6], Венката Рагхава Пурам, Мадрасское президентство Британской Индии — 22 января 2014, Хайдарабад, Телангана), часто упоминается с сокращением фамилии до инициала А. Нагесвара Рао или просто как ANR — индийский кинематографист (актёр, закадровый вокалист, сценарист и кинопродюсер), одна из наиболее влиятельных фигур в истории телугуязычного кинематографа[7][8]. Лауреат ряда государственных и профессиональных наград, в том числе, трёх из четырёх старших гражданских наград (Падма Шри, Падма Бхушан и Падма Вибхушан) и высшей кинематографической награды Индии — премии имени Дадасахеба Фальке.
Аккинени Нагесвара Рао родился в сентябре 1923 или 1924 года в деревне Венката Рагхавапурам в Мадрасском президентстве Британской Индии (ныне Рамапурам[en] в округе Кришна индийского штата Андхра-Прадеш) в семье земледельца Аккинени Венкатратнама и его жены Пуннаммы. С 9-10 лет играл в театральных постановках, где зачастую исполнял женские роли (ввиду запрета на женщин на сцене, характерного для многих национальных театров)[9][10]. Первый раз снялся в кино в возрасте 15-17 лет, в детской массовке фильма Dharmapatni[9].
Его дебют в главной роли состоялся несколькими годами спустя практически волей случая: когда молодой человек летом 1944 года возвращался после представления в Тенали[en] вместе с труппой Mudinepalli Excelsior в Гудиваду[en], при остановке поезда в Виджаяваде на него обратил внимание, ожидавший на платформе другой поезд, продюсер Гхантасала Баларамайя[en] и предложил юноше роль Рамы в своём новом фильме Seeta Rama Jananam[9].
Впоследствии актёр играл в большом количестве фильмов на телугу, исполнив также роли в нескольких десятках картин тамильского кино и одну роль на хинди (в хиндиязычном ремейке 1958 года фильма Suvarna Sundari)[7]. Его актёрская карьера продолжалась более 70 лет, практически вплоть до его смерти, и насчитывала более 280 фильмов, большинство которых были коммерчески успешны и были хорошо встречены критикой[11].
Нагесвара Рао играл разноплановые роли в фильмах различного жанра, включая алкоголиков, солдат, студентов, царевичей и правительственных чиновников. Он был известен на протяжении жизни как атеист, однако имел в своём репертуаре множество ролей из индийской мифологии, начиная со своей первой главной роли Рамы, и продолжая персонажами Абхиманью в Maya Bazaar, Вишну в Chenchu Lakshmi, Арджуны в Sri Krishnarjuna Yuddham и другими, играл святых подвижников и другие роли в фильмах со значительной религиозной темой, включая Vipranarayana,Tukaram, Sriramadasu, Sriramarajyam и т. д.[12][13][14][15]. Рао успешно участвовал в комедиях, например, Missamma, Chakrapani и Preminchi Choodu, и при этом был известен как «король трагедии» кино на телугу, выразив эту сторону своего творчества, в частности, в фильмах Laila Majnu, Anarkali, Batasari, Devadasu,Prem Nagar, Meghasandesham и Premabhishekam.
Последний из вышеперечисленных фильмов, поставленный режиссёром Дасари Нараяной Рао[en], сохраняет статус одной из самых успешных кинокартин Толливуда, став единственным фильмом на телугу, остававшимся в прокате более года подряд. Прокат фильма в Хайдарабаде составил рекордные 533 дня (почти полтора года подряд)[16][17][18].
Ещё одной стороной его творчества, завоевавшей любовь критики и любителей искусства, стало воплощение ряда деятелей литературы и других аспектов культуры различных регионов Индии, ставшее инструментом объединения нации, включая великих санскритских поэтов Калидасу и Джаядеву, скульптора Амарасилпи Джакканну, «мастера цветочных гирлянд» вайшнавского святого Випранараянара и поэта-санта Тукарама.
Помимо актёрской деятельности, Аккинени Нагесвары Рао успешно работал на поприще кинопродюсера, как напрямую, так и через организованную им компанию, став одним из наиболее влиятельных личностей кинематографа телугу[7]. После того, как в середине 1950-х годов из Мадрасского президентства был выделен штат Андхра-Прадеш, он был одним из лидеров индустрии, поддержавшим идею аналогичного выделения кинематографа телугу и переноса его базы из Мадраса в Тамил-Наду в столицу нового штата — Хайдарабад, и стал одним из основателей такой инфраструктурной базы, купив при поддержке правительства там участок размером около 7 га и начав строительство новой просторной и технически развитой системы студий. Начиная с 1963—1964, он переехал в Хайдарабад сам и предписал своим продюсерам перенести туда же съёмки[19]. Кинокомпания, названная основателем в честь жены Annapurna Studios[en] начала выпускать фильмы с 1976 года (после торжественного открытия с участием президента Индии Фахруддина Али Ахмеда)[20] и по настоящее время остаётся одной из ведущих студий Толливуда.
Нагесвара Рао известен как гуманист и благотворитель. По воспоминаниям одного из редакторов издания The Hindu, кинематографист однажды сказал, указав на небо: «Если там кто-то есть, я уверен, что он предпочел бы, чтобы бы хорошо исполняли свой земной долг и были хорошими людьми, чем слепо ему поклонялись.»[21]
На вершине своей карьеры, он основал фонд Akkineni Janmabhoomi и занялся благоустройством своего родного селения Рамапурам. Прилагая все усилия и пользуясь хорошими отношениями с лидером партии TDP и позднее премьер-министром Андхра-Прадеш Нарой Чандрабабу Найду[en], он сумел добиться выделения Национальным банком развития сельской местности и агрокультуры (NABARD) на эти цели 80 миллионов рупий. Эти средства, а также добавленные им самим значительные суммы, были направлены на строительство моста (известного ныне как Akkineni Varadhi, «мост Аккинени»), подстегнувшего экономику Рамапурама и близлежащих деревень и городов, системы безопасного водоснабжения и другие проекты благоустройства[22].
Не получив в детстве и юности полноценного образования, он с самого начала своей карьеры вкладывал средства в образовательные учреждения, а также помогал получить образование людям, стесненным в средствах, основав именные стипендии в ряде высших учебных заведений штата, в частности, Институте технологии и менеджмента имени Ганди[en] (GITAM University)[23]. Он был основным попечителем и почетным президентом колледжа в Гудиваде, позднее названного в его честь Akkineni Nageswara Rao College[24], а также был пожизненным членом сената Университета Андхра и советником его кафедры драмы и театрального искусства и ввёл там систему золотых медалей за исполнительство и режиссуру для поощрения студентов[25] В 2011 он основал при своей кинокомпании некоммерческий институт кинообразования Annapurna International School of Film and Media[en][20], а в 2012 году — ещё один фонд для содействия образованию Akkineni Annapurna Educational Trust[26].
Получив в 1991 году высшую кинонаграду Индии, премию имени умершего в 1944 году «отца индийского кино» Дадасахеба Фальке, Аккинени Нагесвара Рао принял решение создать и проспонсировать аналогичную премию при своей жизни. В 2005 году им был основан фонд Akkineni International Foundation[en], который в свою очередь выработал статут новой награды ANR National Award и, начиная с 2006 года, ежегодно присуждает её кинематографистам за пожизненные достижения и вклад в развитие киноиндустрии Индии[27][28]. В числе награжденных премией были Дев Ананд, Шабана Азми, Анджали Деви, Виджаянтимала Бали, Лата Мангешкар, К. Балачандер, Хема Малини, Шьям Бенегал, Шридеви и Амитабх Баччан.
Конец жизни Аккинени Нагесвары Рао был омрачён поставленным ему диагнозом рака кишечника. 19 октября 2013 года кинематографист объявил поклонникам о своём диагнозе, подтвержденном онкологом Даттатреюду Нори[en], не теряя бодрости и заявив, что с учётом современной медицины и собственной сильной воли не боится сражения с раком, несмотря на преклонный возраст. Он упомянул, что перенёс в 1974 и 1988 годах два инфаркта и операцию на сердце и благополучно прожил с тех пор ещё четверть века, и обратился к поклонникам, друзям и родным с просьбой пожелать ему и дать ему силы дожить до 100, обогнав свою мать, дожившую до 96 лет.[29][30].
В октябре 2013 Нагесвара перенёс операцию с последующей химиотерапией[30][31]. Несмотря на общую слабость и предсказуемое для такого возраста медленное восстановление, он сохранял полное сознание и оставался деятелен; в числе прочего — потребовал через две недели после хирургии доставить ему в больничную палату нужное оборудование и завершил там большую часть озвучания своей роли в своём последнем фильме Manam[32], а также принял участие 14 января 2014 года в праздновании очередной годовщины основания кинокомпании Annapurna Studios[en].
Аккинени Нагесвара Рао умер 22 января 2014 года в Хайдарабаде. Зная о диагнозе, большинство предполагало смерть от рака, однако согласно разъяснению врачей актёр и продюсер умер во сне, в 1:30 пополуночи, от третьего инфаркта[33].
Известный актёр и продюсер был кремирован во второй половине дня 23 января 2014 года, после прощания с ним родных коллег и поклонников, прошедшего на территории Annapurna Studios[34]. Коллега покойного Амитабх Баччан заявил: «Сегодня утром ушла ещё одна великая легенда кино — корифей кино на телугу Нагешвар Рао, один из самых деликатных и приветливых личностей, оставивший после себя выдающееся наследие.»[35]. Ветеран тамильского кино Камал Хасан сказал о нём: «Доктор Аккинени Нагесвара Рао был звездой трёх поколений. До самого момента своего ухода, для меня он был звездой. Теперь мы и небеса лишились этой ярчайшей звезды, говорившей на телугу, хинди и тамильском.»[35]
Свое соболезнование высказали и ряд лидеров страны, включая президента Индии Пранаба Мукерджи, заявившего: «Прославленный актёр, продюсер и сценарист кино телугу шри Нагесвара Рао навсегда останется в нашей памяти в своих незабываемых фильмах. Его выдающийся вклад в индийское кино было оценено рядом наград. С его смертью киноиндустрия потеряла творческую личность, чей вклад в кинематограф телугу не имеет себе равных.»[36]
Дело жизни Аккинени Нагесвары Рао было унаследовано его детьми и внуками, большинство из которых также стали актёрами и продюсерами кинематографа телугу, включая его сына Аккинени Нагарджуну[en] и внуков Сумантха[en], Сушантха[en] и Нагу Чайтанью[en].
Фильмы 1970-х годов
|
Фильмы 1980-х годов
|
Фильмы 1990-х годов
|
Фильмы 2000-х годов
|
(преимущественно на тамильском языке, за исключением римейка Suvarna Sundari на хинди, 1958)
|
|
|
|
Премия имени Дадасахеба Фальке | |
---|---|
1960-1970-е годы |
Девика Рани Чоудхури Рерих (1969) • Бирендранатх Сиркар (1970) • Притхвирадж Капур (1971) • Панкадж Муллик (1972) • Руби Майерс (1973) • |
1980-1990-е годы |
Пайди Джайрадж (1980) • Наушад Али (1981) • Л.В. Прасад (1982) • Дурга Кхоте (1983) • Сатьяджит Рай (1984) • В. Шантарам (1985) • Б. Наги Редди (1986) • Радж Капур (1987) • Ашок Кумар (1988) • Лата Мангешкар (1989) • Аккинени Нагесвара Рао (1990) • Бхалджи Пендхаркар (1991) • Бхупен Хазарика (1992) • Маджрух Султанпури (1993) • Дилип Кумар (1994) • Раджкумар (1995) • Шиваджи Ганешан (1996) • Прадип (1997) • Б.Р. Чопра (1998) • Ришикеш Мукхерджи (1999) |
2000-2010-е годы |
Аша Бхосле (2000) • Яш Чопра (2001) • Дев Ананд (2002) • Мринал Сен (2003) • Адур Гопалакришнан (2004) • Шьям Бенегал (2005) • Тапан Синха (2006) • Манна Дей (2007) • В. К. Мурти (2008) • Д. Раманайду (2009) • Кайласам Балачандер (2010) • Саумитра Чаттерджи (2011) • Пран (2013) • Гулзар (2014) |
Аккинени Нагесвара Рао.