15-05-2023
Электрический аккумулятор можно встретить на любой модели с радиоуправлением. От него работает приёмник радиоуправления, сервомашинки, гироскоп, и другая электроника. На моделях с электроприводом аккумулятор питает электродвигатель, приводящий в движение модель.
Содержание |
Элементы имеют форму цилиндра (в просторечии именуются «банками»), наиболее распространенные типоразмеры, применяемые на моделях: Sub-C (43х23 мм, вес ~65-75 гр.) и 2/3A (29х17 мм, вес ~20 гр.). Довольно часто используются и более привычные «бытовые» типоразмеры: АА и ААА, например в батареях для питания приемника и сервоприводов. Номинальное напряжение одного элемента 1,2в (1,35в полностью заряженного без нагрузки). Кадмиевые аккумуляторы отличаются неприхотливостью в эксплуатации, высоким сроком службы (до 1000 циклов заряд-разряд) и относительно низкой удельной емкостью (емкостью на единицу массы батареи).
Имеют те же типоразмеры, что и никелево-кадмиевые, но обладают в полтора-два раза большей емкостью элементов при той же массе и во столько же раз уступают кадмиевым аккумулятором по сроку службы, то есть за время службы и Ni-MH и Ni-Cd отдают приблизительно одинаковый заряд. Имеют меньший эффект памяти, чем NiCd аккумуляторы, но плохо переносят переразряд (разрядку ниже минимально допустимого напряжения) и перезаряд (зарядку выше максимально допустимого напряжения). В качестве силовых Ni-MH аккумуляторы распространены в авто- и судомоделях, в модельной авиации мало используются из-за довольно большого веса. Как и Ni-Cd аккумуляторы, они постепенно уступают место более ёмким аккумуляторам на основе лития.
Представляют собой пластины прямоугольной формы, номинальное напряжение одного элемента (пластины) 3,6в; полностью заряженного 4,2в. Обладают примерно втрое большей емкостью на единицу массы, чем Ni-MH аккумуляторы. Требуют аккуратного и осторожного обращения при эксплуатации: неправильная зарядка, короткое замыкание, перегрев или механическое повреждение литиево-полимерных батарей может привести к их возгоранию! Для зарядки используются только специальные зарядные устройства для литиево-полимерных аккумуляторов; в процессе заряда не допускается оставлять процесс без присмотра — чтобы исключить риск возникновения пожара. Благодаря своим выдающимся емкостным характеристикам литиево-полимерные аккумуляторы широко применяются на современных летающих моделях, обеспечивая столь высокую мощность, что электрические авиамодели с литиево-полимерными батареями сравнимы, а порой и превосходят, аналогичные модели с ДВС.
Сравнительно новый тип аккумуляторов, сочетающий в себе емкость литиевых элементов с неприхотливостью и надежностью кадмиевых батарей. Номинальное напряжение одного элемента 3,3в. Массового распространения еще не получили, но уже успешно применяются отдельными энтузиастами на самых различных типах моделей.
Зарядка любых аккумуляторов производится зарядным устройством. В простейшем виде это так называемый wall-charger, подобный зарядным устройствам мобильных телефонов и прочей портативной техники. Такие устройства иногда входят в готовые комплекты моделей (RTR, RTF), но для зарядки ходовых аккумуляторов электромоделей возможности их применения сильно ограничены из-за отсутствия регулировок и малой силы тока.
Пожалуй, любой моделист пользуется специализированным зарядным устройством. Многие устройства оснащены небольшим дисплеем для контроля процесса зарядки, звуковым зуммером, в топ-модели встраивают микрокомпьютеры, умеющие запоминать статистику по батареям, рисовать графики процесса заряда и т. п. Хорошее современное устройство поддерживает Ni-MH, Ni-Cd и Li-Po аккумуляторы, выдаёт до 5-7 А тока на заряд, имеет режим trickle charging, имеет функцию разрядки и балансировки батарей, позволяет совершать циклы заряд-разряд для тренировки батарей. Большинство устройств питаются от напряжения 12 В для работы от автомобильного аккумулятора.
Аккумуляторы для радиоуправляемых моделей.