14-04-2023
Леонид Борисович Алаев | |
Дата рождения: |
20 октября 1932 (83 года) |
---|---|
Место рождения: | |
Страна: | |
Научная сфера: |
индология |
Место работы: |
Ин-т востоковедения РАН |
Учёная степень: | |
Учёное звание: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: | |
Известен как: |
специалист по истории Индии |
Алаев Леонид Борисович (р. 20 октября 1932 г., г. Москва), российский ученый, специалист по истории Индии и теоретическим проблемам истории Востока.
В 1949—1954 гг. учился на Истфаке МГУ им. Ломоносова, затем поступил в аспирантуру этого факультета, в 1956 г. в связи с основанием Института восточных языков при МГУ перешел в аспирантуру этого института, где защитил кандидатскую диссертацию в июне 1959 г. на тему: «Сельская община в Южной Индии в XVII—XVIII вв.». Считает своими учителями А. М. Осипова (1897—1969) — по проблемам истории Южной Индии, и И. М. Рейснера (1899—1958) — по проблематике сельской общины. С 1956 г. по настоящее время работает в Институте востоковедения АН СССР (РАН) — младшим, старшим, главным научным сотрудником. Зав. сектором «Энциклопедия Азии» в 1981—1988 гг., главный редактор журнала «Народы Азии и Африки» (с 1991 г. «Восток») в 1988—1998 гг.. Доктор исторических наук (1982). Тема диссертации «Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции». С 1970 г. — преподаватель, с 1986 — профессор МГИМО МИД СССР (РФ). С 2005 г. — профессор Кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ. С 1982 г — зам. председателя Всесоюзной ассоциации востоковедов, вице-президент Российского общества востоковедов.
Область научных интересов: средневековая история Индии; проблема сельских общин в классовом (стратифицированном) обществе; закономерности исторического процесса.
Отстаивает положение, что сельская община в классовом обществе генетически не связана с первобытным обществом, а является необходимым институтом того общества, в котором существует. Она возникает в результате как социального творчества сельского населения, так и сознательных усилий властей и крупных землевладельцев по упорядочению эксплуатации подчиненного населения. Для нее характерны непротиворечивое сочетание частной собственности и общинного контроля; тесная связь прав на землю и фискальных или рентных обязанностей; наличие имущественной и социальной дифференциации. Сельская община может возникать или приобретать новые функции в течение истории древних и средневековых обществ.
Доказал, что индийская сельская община является уникальным институтом, потому что она состоит не из индивидуумов, а из каст. Широко известная специфика индийской общины, а именно то, что она включает, помимо земледельцев, ремесленников и членов служебных каст, объясняется не экономическими потребностями (обеспечение автаркии), а представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте и необходимости взаимного ритуального обслуживания.
Выдвинул тезис о том, что модель феодализма, выработанная в период Возрождения для обозначения европейского средневековья, в большей мере отвечает реалиям обществ Востока, чем Европы. Европейское феодальное общество содержало в себе некоторые несистемные элементы, которые и
привели к его разложению. А на Востоке утвердился вариант феодализма, который оказался неблагоприятным для его преодоления.
Предлагает разделять закономерности мирового исторического процесса, с одной стороны, и конкретные исторические судьбы разных народов — с другой. Крупное членение исторического времени (этапы, «эпохи» или «формации») требует такого же крупномасштабного подхода к пространству. Движения же на уровне популяции (цивилизации) охватывают меньшее пространство и не подчиняются глобальным закономерностям.
Алаев, Леонид Борисович.