01-07-2023
«Аллея МиГов» (англ. MiG Alley) — название, данное американскими пилотами северо-западной части Северной Кореи вдоль южного берега реки Ялуцзян, которое контролировали советские лётчики. Во время Корейской войны этот район стал местом многочисленных воздушных схваток между новейшими американскими и советскими реактивными истребителями F-86 и МиГ-15. «Аллею МиГов» считают местом первых воздушных боев между реактивными истребителями, поскольку в этом районе было зафиксированы первые крупномасштабные сражения между американскими и советскими самолетами.
Содержание |
Северокорейские войска начали наступление против Южной Кореи 25 июня 1950 года. На тот момент в распоряжении КНДР были устаревшие поршневые самолеты советского производства времен Второй Мировой войны, которыми управляли неопытные корейские и китайские летчики. Эти силы не могли противостоять американской авиации и вскоре были почти полностью уничтожены.
В течение нескольких месяцев превосходство в воздухе американской авиации было полным. Новые реактивные истребители F-80 «Shooting Star» и F-84 «Thunderjet» с прямым крылом, а также бомбардировщики B-29 «Superfortress» и палубная авиация ВМС США хозяйничали в небе Кореи, в то время как северокорейцы и их советские и китайские союзники согласовывали совместный курс противодействия коалиционным войскам[1]. К октябрю 1950 года Советский Союз согласился отправить на фронт войны свои новейшие истребители МиГ-15, а также свой технический персонал и летчиков. Наряду с этим было решено направить советских специалистов и инструкторов для обучения корейских и китайских пилотов[1].
В течение многих лет в СССР сведения об участии советских летчиков в Корейской войне были покрыты завесой секретности. Однако в конце 1980-х годов начала появляться информация о участии советских летчиков в этом конфликте. Так в боевых действиях в Корее принимали участие советский 64-й отдельный истребительный авиакорпус, состоящий из полков ВВС, ПВО и Тихоокеанского флота, и Объединенная китайско-корейская воздушная армия (ОБА). Базирование осуществлялось на аэродромах Аньдун, Мяочоу, Дапу, Дагушань[1].
Немалые сложности возникали и из-за необходимости соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15 пилотируют советские лётчики[2]. С этой целью самолеты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских или северокорейских ВВС, запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолеты противника южнее линии Пхеньян-Вонсан. Радиосвязь предписывалось поддерживать на корейском языке, для чего летчикам выдали сборники с общими корейскими словами на кирилице[2]. Эти ухищрения в воздушном бою приносили массу неудобств, и пилоты вскоре стали вести радиообмен на родном русском языке.
Советские полки МиГ-15 базировались на территории Китая в Маньчжурии, куда запрещалось залетать американской авиации. Воздушные бои велись в основном вблизи морского побережья. Попав в невыгодную для себя ситуацию, американские самолеты быстро уходили в сторону моря и оттуда, выбрав удобный момент и заняв необходимую высоту, снова могли вступать в бой или без помех ретироваться. Однако аэродром Аньдун, несмотря на специальное решение ООН, запрещавшее пересекать границу КНР, постоянно находился под воздействием истребителей США, которые атаковали советские самолеты при взлете и посадке[3].
Основной задачей МиГ-15 вначале войны стал перехват стратегических бомбардировщиков В-29. «МиГам» предписывалось, используя преимущество в высотах полета и скорости, действовать большим количеством пар истребителей и на большой скорости «прорезать» боевые порядки истребителей сопровождения F-80 и F-84 и атаковать непосредственно В-29. Применение такой тактики приносило успех. Как признавали американцы, реактивные истребители прикрытия, следуя плотным построением над боевым порядком бомбардировщиков, не обеспечивали их безопасности. К концу ноября боевая эффективность бомбардировочной авиации снизилась. Перед командованием ВВС США на Дальнем Востоке встала проблема надежной защиты бомбардировщиков В-29 и В-26 при ударах по стратегическим объектам в районе реки Ялуцзян[2].
В декабре 1950 года была сделана первая попытка противопоставить «МиГам» самолет равного класса: из Соединенных Штатов в Корею, через Японию, спешным порядком было переброшено 4-е крыло истребителей-перехватчиков, укомплектованное истребителями F-86А Сейбр. По мнению автора российского общественно-политического интернет-издания Свободная пресса Сергея Турченко, Советский Союз проиграл битву — за правду о войне и её героях. Пока засекречивались материалы, американцы застолбили себе все рекорды." В книге «Аллея МиГов», изданной в Техасе в 1970 году о подвигах Сутягина, конечно же, умалчивается, зато первым в истории реактивным асом называется капитан Джеймс Джабара, на счету которого 15 воздушных побед (на 6 меньше, чем у нашего[уточнить] истребителя!)".[2]. Однако через три дня был сбит первый F-86. Первые воздушные схватки выявили уязвимые места в применении нового американского истребителя-перехватчика. F-86, вылетая с аэродромов Южной Кореи, должны были преодолеть значительное расстояние до прибытия в район вероятной встречи с «МиГами». Чтобы продлить время патрулирования в «Алее МиГов», «Сейбры» вынуждены были действовать на наиболее экономичных скоростях. Это затрудняло своевременный набор высоты и скорости для атаки при появлении «МиГов», что ставило их в явно невыгодные условия. Советские летчики быстро научились пользоваться своим тактическим преимуществом: они атаковали «Сейбры» сверху на скоростях, близких к звуковым, и успевали уйти, прежде чем пилотам «Сейбров» удавалось развить скорость, необходимую для ответного удара[4].
F-86 круто изменил картину войны в воздухе. За полтора месяца, предшествовавших его появлению в «Аллее МиГов», советские дивизии потеряли в воздушных боях три МиГ-15 и столько же — за две недели боев с ним. С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи.
Тридцатого октября 21 «Суперфортресс» в сопровождении почти 200 истребителей различных типов были атакованы сорока четырьмя МиГ-15 (по другим данным, последний налёт в октябре 1951 бомбардировщики B-29 совершили двадцать восьмого октября[5]).В результате боя, советские лётчики сбили двенадцать В-29 и 4 F-84 (по другим данным, 30 октября советские лётчики сбили только три Ф-80[6]). «Кроме того, многие „Крепости“ получили повреждения — практически каждый вернувшийся экипаж привёз убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один МиГ-15.[7]. «В историю ВВС США этот день вошёл как „чёрный вторник“. После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов (по другим данным, уже 1 ноября в зоне действия МиГов появилась группа из 14 Ф-84[8]). Лишь через месяц три В-29, прикрываемые „Сейбрами“, попытались вновь совершить налет в дневное время на переправы через р. Ялуцзян. Однако МиГи сбили все три машины (по другим данным, в период с 27 октября 1951 по 10 июня 1952 МиГи не сбили ни одного B-29[9]). После этого поражения „Крепости“ применялись исключительно ночью.»[7].
В воздушных боях над «Аллеей МиГов» появилось множество советских и американских лётчиков-асов. Рекордсменом Корейской войны со стороны Советского Союза стал Николай Сутягин, лично сбивший 21 самолет. На его счету 15 F-86 «Сейбр», 2 F-80 «Шутинг Стар», 2 F-84 «Тандерджет» и 2 реактивных «Глостер-Метеор». Также 20 поединков выиграл полковник Евгений Пепеляев. Со стороны американцев лучшим асом стал капитан Джозеф Макконнелл, сбивший 16 «МиГов», включая три в один день[3].
Американская сторона заявляла о том, что было сбито 792 МиГов и 108 других самолётов, при потере всего 78 F-86. Советская же сторона заявляла о 1106 воздушных победах и 335 сбитых «МиГах». Число потерь воздушных сил Северной Кореи остаётся неизвестным. Так как каждая из сторон приводит свою статистику, трудно судить о реальном положении вещей.
На основе воздушных боёв в «Аллее МиГов» было выпущено множество компьютерных видеоигр:
Часть Музея польской авиации, где представлена советская авиация называют «Аллеей МиГов».
Аллея МиГов.