Lt304888.ru

Туристические услуги

Аллея МиГов

01-07-2023

Карта, демонстрирующая местоположение
«Аллеи МиГов»

«Аллея МиГов» (англ. MiG Alley) — название, данное американскими пилотами северо-западной части Северной Кореи вдоль южного берега реки Ялуцзян, которое контролировали советские лётчики. Во время Корейской войны этот район стал местом многочисленных воздушных схваток между новейшими американскими и советскими реактивными истребителями F-86 и МиГ-15. «Аллею МиГов» считают местом первых воздушных боев между реактивными истребителями, поскольку в этом районе было зафиксированы первые крупномасштабные сражения между американскими и советскими самолетами.

Содержание

Начало войны

МиГ-15, угнанный северокорейским пилотом 21 сентября 1953 года в Сеул

Северокорейские войска начали наступление против Южной Кореи 25 июня 1950 года. На тот момент в распоряжении КНДР были устаревшие поршневые самолеты советского производства времен Второй Мировой войны, которыми управляли неопытные корейские и китайские летчики. Эти силы не могли противостоять американской авиации и вскоре были почти полностью уничтожены.

В течение нескольких месяцев превосходство в воздухе американской авиации было полным. Новые реактивные истребители F-80 «Shooting Star» и F-84 «Thunderjet»[источник не указан 558 дней] с прямым крылом, а также бомбардировщики B-29 «Superfortress» и палубная авиация ВМС США хозяйничали в небе Кореи, в то время как северокорейцы и их советские и китайские союзники согласовывали совместный курс противодействия коалиционным войскам[1]. К октябрю 1950 года Советский Союз согласился отправить на фронт войны свои новейшие истребители МиГ-15, а также свой технический персонал и летчиков. Наряду с этим было решено направить советских специалистов и инструкторов для обучения корейских и китайских пилотов[1].

Появление МиГов в Корее

Советский истребитель МиГ-15 готовят к боевому вылету. Китай, 1952 год

В течение многих лет в СССР сведения об участии советских летчиков в Корейской войне были покрыты завесой секретности. Однако в конце 1980-х годов начала появляться информация о участии советских летчиков в этом конфликте. Так в боевых действиях в Корее принимали участие советский 64-й отдельный истребительный авиакорпус, состоящий из полков ВВС, ПВО и Тихоокеанского флота, и Объединенная китайско-корейская воздушная армия (ОБА). Базирование осуществлялось на аэродромах Аньдун, Мяочоу, Дапу, Дагушань[1].

Немалые сложности возникали и из-за необходимости соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15 пилотируют советские лётчики[2]. С этой целью самолеты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских или северокорейских ВВС, запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолеты противника южнее линии Пхеньян-Вонсан. Радиосвязь предписывалось поддерживать на корейском языке, для чего летчикам выдали сборники с общими корейскими словами на кирилице[2]. Эти ухищрения в воздушном бою приносили массу неудобств, и пилоты вскоре стали вести радиообмен на родном русском языке.

Советские полки МиГ-15 базировались на территории Китая в Маньчжурии, куда запрещалось залетать американской авиации. Воздушные бои велись в основном вблизи морского побережья. Попав в невыгодную для себя ситуацию, американские самолеты быстро уходили в сторону моря и оттуда, выбрав удобный момент и заняв необходимую высоту, снова могли вступать в бой или без помех ретироваться. Однако аэродром Аньдун, несмотря на специальное решение ООН, запрещавшее пересекать границу КНР, постоянно находился под воздействием истребителей США, которые атаковали советские самолеты при взлете и посадке[3].

МиГ-15 против F-86

Истребители F-86 в небе Кореи, 1953 год

Основной задачей МиГ-15 вначале войны стал перехват стратегических бомбардировщиков В-29. «МиГам» предписывалось, используя преимущество в высотах полета и скорости, действовать большим количеством пар истребителей и на большой скорости «прорезать» боевые порядки истребителей сопровождения F-80 и F-84 и атаковать непосредственно В-29. Применение такой тактики приносило успех. Как признавали американцы, реактивные истребители прикрытия, следуя плотным построением над боевым порядком бомбардировщиков, не обеспечивали их безопасности. К концу ноября боевая эффективность бомбардировочной авиации снизилась. Перед командованием ВВС США на Дальнем Востоке встала проблема надежной защиты бомбардировщиков В-29 и В-26 при ударах по стратегическим объектам в районе реки Ялуцзян[2].

В декабре 1950 года была сделана первая попытка противопоставить «МиГам» самолет равного класса: из Соединенных Штатов в Корею, через Японию, спешным порядком было переброшено 4-е крыло истребителей-перехватчиков, укомплектованное истребителями F-86А Сейбр. По мнению автора российского общественно-политического интернет-издания Свободная пресса Сергея Турченко, Советский Союз проиграл битву — за правду о войне и её героях. Пока засекречивались материалы, американцы застолбили себе все рекорды." В книге «Аллея МиГов», изданной в Техасе в 1970 году о подвигах Сутягина, конечно же, умалчивается, зато первым в истории реактивным асом называется капитан Джеймс Джабара, на счету которого 15 воздушных побед (на 6 меньше, чем у нашего[уточнить] истребителя!)".[2]. Однако через три дня был сбит первый F-86. Первые воздушные схватки выявили уязвимые места в применении нового американского истребителя-перехватчика. F-86, вылетая с аэродромов Южной Кореи, должны были преодолеть значительное расстояние до прибытия в район вероятной встречи с «МиГами». Чтобы продлить время патрулирования в «Алее МиГов», «Сейбры» вынуждены были действовать на наиболее экономичных скоростях. Это затрудняло своевременный набор высоты и скорости для атаки при появлении «МиГов», что ставило их в явно невыгодные условия. Советские летчики быстро научились пользоваться своим тактическим преимуществом: они атаковали «Сейбры» сверху на скоростях, близких к звуковым, и успевали уйти, прежде чем пилотам «Сейбров» удавалось развить скорость, необходимую для ответного удара[4].

F-86 круто изменил картину войны в воздухе. За полтора месяца, предшествовавших его появлению в «Аллее МиГов», советские дивизии потеряли в воздушных боях три МиГ-15 и столько же — за две недели боев с ним. С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи.

МиГ-15 против B-29

Тридцатого октября 21 «Суперфортресс» в сопровождении почти 200 истребителей различных типов были атакованы сорока четырьмя МиГ-15 (по другим данным, последний налёт в октябре 1951 бомбардировщики B-29 совершили двадцать восьмого октября[5]).В результате боя, советские лётчики сбили двенадцать В-29 и 4 F-84 (по другим данным, 30 октября советские лётчики сбили только три Ф-80[6]). «Кроме того, многие „Крепости“ получили повреждения — практически каждый вернувшийся экипаж привёз убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один МиГ-15.[7]. «В историю ВВС США этот день вошёл как „чёрный вторник“. После него трое суток ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия МиГов (по другим данным, уже 1 ноября в зоне действия МиГов появилась группа из 14 Ф-84[8]). Лишь через месяц три В-29, прикрываемые „Сейбрами“, попытались вновь совершить налет в дневное время на переправы через р. Ялуцзян. Однако МиГи сбили все три машины (по другим данным, в период с 27 октября 1951 по 10 июня 1952 МиГи не сбили ни одного B-29[9]). После этого поражения „Крепости“ применялись исключительно ночью.»[7].

Итоги

Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29, 1951 год

В воздушных боях над «Аллеей МиГов» появилось множество советских и американских лётчиков-асов. Рекордсменом Корейской войны со стороны Советского Союза стал Николай Сутягин, лично сбивший 21 самолет. На его счету 15 F-86 «Сейбр», 2 F-80 «Шутинг Стар», 2 F-84 «Тандерджет» и 2 реактивных «Глостер-Метеор». Также 20 поединков выиграл полковник Евгений Пепеляев. Со стороны американцев лучшим асом стал капитан Джозеф Макконнелл, сбивший 16 «МиГов», включая три в один день[3].

Американская сторона заявляла о том, что было сбито 792 МиГов и 108 других самолётов, при потере всего 78 F-86. Советская же сторона заявляла о 1106 воздушных победах и 335 сбитых «МиГах». Число потерь воздушных сил Северной Кореи остаётся неизвестным. Так как каждая из сторон приводит свою статистику, трудно судить о реальном положении вещей.

На основе воздушных боёв в «Аллее МиГов» было выпущено множество компьютерных видеоигр:

  • MiG Alley Ace, выпущена [1] [2]
  • «Асы Сейбров, конфликт в Корее: 25 июня 1950-27 июля 1953 года»[уточнить]
  • «Аллея МиГов»[уточнить], 1999 год
  • «Сейбры против МиГов»[уточнить]
  • «Корейский боевой лётчик»[уточнить]
  • «Красная звезда»[уточнить]
  • «Tom Clancy’s H.A.W.X.» приложение под названием «Аллея МиГов» добавляет МиГ-15 и F-86 в игровой момент.

Часть Музея польской авиации, где представлена советская авиация называют «Аллеей МиГов».

Примечания

  1. ↑ http://www.airforce.ru/awm/korea/korea.htm
  2. ↑ http://svpressa.ru/society/article/35986/
  3. ↑ «Тайны Корейской Войны» (Страница 18)
  4. http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=20555
  5. Сейдов И. «Красные дьяволы в небе Кореи». — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — С. 285.
  6. Сейдов И. «Красные дьяволы в небе Кореи». — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — С. 287.
  7. ↑ http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=20555
  8. Сейдов И. «Красные дьяволы в небе Кореи». — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — С. 291.
  9. Тепсуркаев Ю, Крылов Л. «Сталинские соколы» против «Летающих крепостей». — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 283-284.

Ссылки

  • «Korean War Aces» (англ.)
  • ВОЙНА В КОРЕЕ.

Аллея МиГов.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01