Lt304888.ru

Туристические услуги

Альгамбрский эдикт

23-07-2023

Эмилио Сала Франсеc, Изгнание иудеев из Испании
Подписи Фердинанда Арагонского, Изабеллы Кастильской и королевского секретаря Хуана де Коломы под текстом Альгамбрского эдикта

Альгамбрский эдикт, иначе Гранадский эдикт (исп. Edicto de Granada) — указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, изданный в 1492 году, об изгнании тех евреев со всех территорий их королевств, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство.

Этит эдикт был первым в истории Испании, согласно которому с её территории изгонялся целый народ, проживавший здесь уже на протяжении полутора тысячелетий. Многие из евреев под сильнейшим нажимом властей приняли католическую веру (криптоиудеи, презрительно называемые испанцами марраны). При этом они постоянно находились в центре пристального внимания инквизиции, подозревавшей их в мнимом переходе в христианство и тайной приверженности своей старой религии. Многие тысячи выявленных инквизицией подлинных и мнимых нарушителей из среды марранов были судимы её судом и приговорены к сожжению (аутодафе).

В 1968 году испанское правительство генерала Франко объявило Альгамбрский эдикт недействительным, и 1 апреля 1992 года испанским королём Хуаном Карлосом I — потерявшим силу. В тот же день король посетил мадридскую синагогу и просил прощения за решение, принятое его предшественниками почти 500 лет назад. В связи с 500-летием изгнания иудеев из Испании испанский парламент в 1992 году утвердил закон, регулирующий отныне отношения между Испанском государством и союзом еврейских общин Испании.

Содержание

Предыстория

Евреи селились на Иберийском полуострове ещё в глубокой древности, до разрущения Второго храма и изгнания их из Иудеи в I веке при римских императорах династии Флавиев, Веспасиане и Тите. Крупные иудейские общины в те времена существовали в таких городах, как Сарагоса, Кордова, Гранада, Жерона, а также на Балеарских островах. Пришедшие на смену римлянам вестготы вначале также мирно уживались с иудеями. Лишь после издания направленных против иудаизма постановлений католического Толедского собора (638 год) начинается эпоха религиозных преследований, насильственных крещений и погромов, приведших к тому, что к моменту прихода арабов-мусульман в Испанию в середине VIII столетия официально исповедовать иудаизм на территории Вестготского государства стало невозможным. Поэтому приход мавров был воспринят евреями с ликованием. Многие представители еврейского народа занимали при дворах арабских властителей высшие государственные должности, из среды евреев мусульманской Испании вышло большое количество знаменитых учёных, крупных промышленников и купцов.

С приходом к власти в мусульманских Испанских владениях берберской династии Альмохадов, фанатичных приверженцев ислама, положение их иудейских граждан резко ухудшилось. Теперь уже мусульмане вынуждали евреев под страхом расправы принимать ислам, их изгоняли из родных мест, разрушались синагоги. В результате многие евреи бежали на север, в христианские государства Испании или в Египет.

В 1469 году сочетались браком арагонский король Фердинанд II и королева Кастилии Изабелла I, что привело к объединению их государств. В 1472 году была основана испанская инквизиция, а её руководитель, великий инквизитор Томас де Торквемада становится духовником королевы. До 1490 года около 13 тысяч крещёных евреев (марранов) было уличено в мнимом крещении, арестовано и осуждено. Многие из них были сожжены на костре. После взятия Гранады в январе 1492 года и окончанием реконкисты в Испании была свёрнута и политика некоторой религиозной терпимости в отношении еврейской интеллигенции, чиновничества и финансистов.

История

После взятия Гранады испанскими войсками 2 января 1492 года закончилась 700-летняя эпоха «отвоевания Родины», известная как «Реконкиста». Последние военные кампании, закончившиеся полной победой над маврами, стали возможными в том числе и благодаря финансовой поддержке, полученной от банкиров-евреев Исаака Абраванеля и Абрахама Сеньора (1412—1493).

В эдикте, подписанном в гранадской Альгамбре Изабеллой и Фердинандом, указывалось на то, что среди принявших крешение евреев имеется немалое количество «плохих христиан», которые оказывают негативное влияние на новообращённых. Причиною этого является слишком близкое, смешанное существование христиан и иудеев в испанском обществе. Так как все прежние меры по уменьшению отрицательного влияния иудейства на жизнь христиан — переселение евреев в гетто, введение инквизиции, высылка за пределы Андалузии — оказались малоэффективными, принимается решение об изгнании всех иудеев из Испании. Как особо отвратительными и непереносимыми для новообращённых указывались соблюдаемые евреями религиозные праздники и традиции, такие, как обрезание (Брит Мила, Пейсах, кашрут (предписания при приготовлении пищи), а также неуклонное соблюдение требований Моисеева закона.

Для Арагона, в отличии от Кастилии, в изгнании евреев имелись не только религиозные основания, но и хозяйственно-экономические причины. Так, в статьях, касающихся Арагона указывалось, что евреи «своими ростовщическими, невыносимо тяжёлыми процентами захватывают христианское имущество, пожирают его и заглатывают». И что евреи — заразная чума, побороть и победить которую можно только их полным изгнанием.

Последствия

Спорным является то количество евреев, которые вследствие Альгамбрского эдикта вынуждены были покинуть Испанию — число это в оценках учёных колеблется от 130 тысяч и до 300 тысяч. Согласно последним оценкам, из Кастилии были изгнаны от 80 тысяч до 110 тысяч иудеев, в Арагоне — от 10 тысяч до 12 тысяч (при общей численности жителей в то время в обоих испанских королевствах в 850 тысяч человек). Количество оставшихся и принявших крещение установить ещё сложнее, так как их число в источниках не указывается. Многие евреи бежали в Португалию, где они вначале были милостиво приняты королём Жуаном II, нуждавшемся в их капиталах. Тем не менее пребывание для евреев в Португалии было ограниченным по времени — в течение 2 лет не принявшие христианства должны были покинуть и эту страну. Так как Португалию пожелали покинуть лишь немногие, часть иудеев была схвачена и крещена насильно, а отказавшиеся были обращены в рабство и отправлены на работы на африканские плантации. При наследнике Жуана II, короле Мануэле I, после кратковременного периода терпимости, был принят указ, подобный Альгамбрскому — все иудеи и мавры, отказавшиеся принять христианство, должны были покинуть Португалию до октября 1497 года.

Большинство евреев-сефардов, покинувших в конце XV века Испанию и Португалию, расселились небольшимы общинами в Северной Африке, Египте и в Леванте, а также в Греции, пользуясь покровительством турецкого султана Баязида II. Часть из них осела в Европе, прежде всего в Италии. Здесь евреев принимали по-разному. Весьма вреждебно они были встречены на Сициллии и в Неаполе, управлявшихся испанцами, а также в Миланском герцогстве, ставшем испанским с 1504 года (отсуда евреи также изгонялись). В то же время Медичи во Флоренции открыто зазывали к себе евреев и предоставили им для жительства город Ливорно. Подобным образом приняла сефардов и Венецианская республика, даже специально расширившая для них границы своего гетто. Много евреев поселились также в Папском государстве, прежде всего в Анконе и в Риме. В Папском государстве они были объявлены находящимися под защитой церкви. Кроме итальянских государств, испанские и португальские евреи поселились в Гамбурге, Амстердаме и в Антверпене.

Изгнание евреев оказало серьёзное воздействие на испанскую экономику. Несмотря на то, имущество евреев, их дома и земли распродавались к выгоде коренного населения по крайне низкой цене, серьёзный ущерб понесли торговля и, в первую очередь, финансы страны и банковское дело. С уходом из Испании еврейских капиталов стало невозможным финансирование крупных государственных, военных и хозяйственных проектов, пришло в упадок кредитное хозяйство (так как христианам запрещалось заниматься ростовщичеством). Лишь с открытием и началом эксплуатации в испанских колониях Америки гигантских запасов золота и серебра Испания временно сумела выйти из тяжёлой экономической ситуации. Кроме этого, страна лишилась многих искусстных мастеров-ремесленников, дипломатов и языковедов, врачей и учёных.

После изгнания и расселения евреев-сефардов по различным регионам Европы, Азии и Африки широко известным становится и тайное еврейское учение каббалы, до этого открытое в Испании лишь для ограниченного круга посвящённых. Новым центром каббалистов становится палестинский город Сафед, где учат такие знаменитые каббалисты, как Моисей Кордоверо и Исаак Лурия. Каббализм распространяется среди европейских евреев-ашкенази, достигет отдалённых уголков Средиземноморья и Северной Европы, становится известным и христианским учёным — как мистикам, так и гуманистам.

Одной из причин принятия Альгамбрского эдикта в Испании было - после достижения политического единства страны - обеспечить и её религиозное единство. Поэтому после принятия эдикта, в 1501 году из Испании были изгнаны также и все мавры-мусульмане, отказавшиеся принять крещение. В 1609—1614 годах были удалены из страны и мориски (мавры, принявшие христианство). Тем не менее, многие марраны (криптоиудеи) и после принятия католичества продолжали тайно исповедовать свою прежнюю религию. В то же время, ещё в 1449 году испанскими властями в Толедо был принят декрет о «нечистой еврейской крови» и необходимости поддержать чистоту крови испанской (estatutos de limpieza de sangre), в значительной степени предвосхитивший Нюрнбергские расовые законы 1935 года в Германии. Кроме этого, под надзором многочисленных шпионов инквизиции находились новоокрещенные евреи и мавры. Для занятия же чиновничьих должностей и повышения в звании в армии кандидат должен был предоставить доказательства того, что среди его предков не было марранов либо морисков.

Всё это привело к возникновению атмосферы враждебности в испанском обществе XVI—XVII веков, где образовалась пропасть между «новыми» и «старыми» христианами. В то же время многие знатные роды Испании, как оказалось впоследствии, имели сефардских предков или родственников.


Литература

  • Georg Bossong: Die Sepharden. Geschichte und Kultur der spanischen Juden. Beck, München 2008, ISBN 978-3-406-56238-9.
  • Michael Grüttner: Die Vertreibung der spanischen Juden 1492, in: Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, 47, 1996, S. 166—188.
  • Steffen Jost: 1492 als spanischer Erinnerungsort. Entwicklung und Wandel des kulturellen Gedächtnisses in Spanien. VDM Verlag Dr. Müller, Saarbrücken 2008, ISBN 978-3-639-10925-2 .
  • Béatrice Leroy: L’expulsion des juifs d’Espagne. Berg international, Paris 1990, ISBN 2-900269-63-6 (Faits et représentations).

Источники

В Викитеке есть тексты по теме
Альгамбрский эдикт
В Викитеке есть тексты по теме
Альгамбрский эдикт
  • Edicto de Granada (spanisch)
  • Englische Übersetzung bei Foundation for the Advancement of Sephardic Studies and Culture (FASSAC)
  • Englische Übersetzung bei www.jrbooksonline.com

Альгамбрский эдикт.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01