20-10-2023
Лоуренс Альма-Тадема | |
Lawrence Alma-Tadema | |
Автопортрет |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Дронрейпе, Объединённое королевство Нидерланды |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Подданство: | |
Жанр: |
исторический живописец |
Стиль: | |
Работы на Викискладе |
Сэр Ло́уренс А́льма-Таде́ма (англ. Lawrence Alma-Tadema [ˈælmə ˈtædɪmə]; 1836—1912) — один из самых известных британских живописцев XIX века, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Он прославился своими описаниями роскоши и упадка Римской империи. Его картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Великобритании, о чём свидетельствует и факт присвоения ему рыцарского звания.
Содержание |
По происхождению голландец, родился в Дронрейпе (северные Нидерланды) 8 января 1836 года. Он был шестым ребенком в семье деревенского нотариуса Питера Тадема. Имена Лоуренс и Альма принадлежали крестному отцу мальчика.
В 1852—1858 годах учился в антверпенской Академии художеств в классе Хендрика Лейса — одного из лидеров бельгийского романтизма. В 1857—1858 годах сотрудничал с ним в создании фресок на сюжеты фламандской истории (для ратуши Антверпена).
Первоначально, как и Лейс, писал полотна на средневековые мотивы. Но после посещения Аппенинского полуострова в 1863 году доминирующей темой его искусства стала классическая античность. Чтобы максимально точно изобразить детали той эпохи, занимался археологическими изысканиями.
В 1870 году переехал в Лондон, в 1873 году получил британское подданство.
Работал и как театральный художник, оформляя спектакли Джона Генри Ирвинга и Герберта Бирбома Три.
Умер на лечении в Висбадене 25 июня 1912 года.
При жизни картины художника пользовались огромной популярностью, о чём свидетельствует и его возведение в 1899 году в рыцарское достоинство. Во многом это было вызвано тем, что картины Альма-Тадемы заставляли викторианцев отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи.
«Она напоминала тех древнеримских дам с идеально правильными чертами лица, которых писал Альма Тадема и в которых вопреки их античным одеждам сразу можно узнать англичанок».Уильям Сомерсет Моэм. «Ровно дюжина»[1]
Однако после отношение к творчеству Альма-Тадемы изменилось кардинально.
«Восхитительная ирония — картины, которые викторианцы считали произведениями искусства, всего через несколько десятков лет превратились в порнографию и стали служить украшением спальни проституток». Олдос Хаксли. «Через много лет»[2]
Вишни (Девушка на шкуре тигра), 1873, частная коллекция
Неосознанная конкуренция, 1893, частная коллекция
Выгодная позиция, 1895, частная коллекция
Помпейская сцена, 1868, Прадо
В тепидарии, 1881, Lady Lever Art Gallery, Ливерпуль
Альма-Тадема, Лоуренс.