Lt304888.ru

Туристические услуги

Амур (минный транспорт, 1898)

17-10-2023

«Амур»
Основная информация
Тип Минный транспорт
Государство флага  Россия
Порт приписки Порт-Артур
Верфь Балтийский завод
Строительство начато 7 мая 1898 года
Спущен на воду 27 октября 1898 года
Введён в эксплуатацию 1 июня 1901 года
Выведен из состава флота 1904 год
Современный статус Потоплен японской артиллерией в доке Порт-Артура
Параметры
Водоизмещение 2498 тонн
Длина 91,4 / 92,7 м
Ширина 14,9 м
Осадка 4,36 м (средняя)
Технические данные
Силовая установка 2 ВТР, 6 двойных водотрубных котлов Бельвиля
Мощность 2500 + 2387 и. л. с.
Винты 2
Скорость 17,44 узла (средняя)
Дальность плавания 3600 морских миль (10 узлов)
Экипаж 13 офицеров, 29 унтер-офицеров, 262 матроса
Вооружение
Артиллерийское вооружение 5 × 75-мм/50,
7 × 47-мм/43
Торпедно-минное вооружение 450 мин

«Амур» — минный транспорт российского флота, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» 15 (2) мая 1904 года. Потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904.

После русско-японской войны по чертежам «Амура» был построен одноимённый корабль, погибший в 1941 году. В 1907 году минные транспорты российского флота были переклассифицированы в минные заградители.

Содержание

Проектирование и постройка

В 1889 лейтенант В. А. Степанов предложил конструкцию минного заградителя, обеспечивающую постановку до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой). В 1895 упрощённая система Степанова, без парового привода брашпилей, была использована в проекте будущих «Амура» и «Енисея». Отказ от механизации увеличил команду на 70 человек, для их размещения конструкторы увеличили полубак и устроили полуют, что ухудшило ходовые свойства кораблей. В. А. Степанов впоследствии стал командиром «Енисея» и погиб вместе с ним 11 февраля 1904 года.

«Амур» и однотипный «Енисей» были заложены по программе 1898 года и при жизни классифицировались как минные транспорты. «Амур» спустили на воду в том же году, но из-за серии переделок вступил в строй только в 1901.

История службы (даты по старому стилю)

  • 1901 — вступил в строй флота
  • 1901—1902 — переход на Дальний Восток с полным запасом мин
  • 28 марта 1904 — повреждён о затопленный брандер
  • 1 мая 1904 — под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова произвёл постановку банки из 50 якорных мин, на которой 2 мая подорвались японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»
  • 3 июня 1904 — коснулся мели, вышел из строя, поставлен на ремонт
  • июнь—ноябрь 1904 — из-за недостатка мин использовался как плавбаза
  • 26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнём. В тот же день погибли «Баян», «Паллада» и «Гиляк»
  • 20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Корабль достался японцам лежащим в доке в полузатопленном состоянии [1].

Командный состав

Командиры

Старшие офицеры

  • 04.01.1899 — капитан 2-го ранга Н. Д. Болсунов
  • 14.09.1902 — лейтенант (c 01.01.1904 капитан 2-го ранга) Е. Н. Одинцов 2-й
  • 24.08.1904 — капитан 2-го ранга князь А К. Кекуатов 1-й

Литература

  • В. Я. Крестьянинов. Минные заградители типа «Амур» (1895—1941). — С-Пб.: Издатель 000 ИТД «ЛеКа», 2008. — 92 с.
  • А. Царьков. Русско-японская война 1904—1905. Боевые действия на море [3]
  • Развитие минного оружия в русском флоте. Документы. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1951, c. 278—287 [4]
  • Мина — оружие наступательное. Моделист-конструктор, № 4, 1989 [5]

Ссылки

  1. [1] и [2]
  • Фотогалерея «Амура»

Амур (минный транспорт, 1898).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01