25-07-2023
Дмитрий Сергеевич Аничков | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Троице-Сергиевск |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Школа/традиция: | |
Оказавшие влияние: |
И. Г. Винклер, |
Дми́трий Серге́евич А́ничков (1733, Троице-Сергиевск — 1788, Москва) — русский философ-просветитель, логик, публицист.
Выходец из семьи подьячего Троице-Сергиевской лавры. Учёбу начал в лаврской семинарии, в 1755 году в числе шести лучших учеников переведён в новооткрытый Московский университет[1]. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику у И. И. Роста[2]. Успешно его окончил в 1761 году[3] и получил звание магистра (1762). Продолжил работу в университете, читая лекции по математике, философии и логике[4]; 30 мая 1765 года получил кафедру философии и логики. Его философский курс, сначала читавшийся на латинском языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера; написанное в 1767 году «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией…» положило начало философскому курсу на русском языке.
Его диссертация (1769) на соискание профессорского звания называлась «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» и была посвящена выявлению причин возникновения языческих верований. Среди таких причин он называл, в первую очередь, страх перед неизвестными для первобытного человека силами природы, кроме того, фантазии, вымыслы, обман жрецами, а также непонятные феноменальные способности некоторых людей.[4] В диссертации очевидна эволюция Аничкова от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства. Сочинение было критически встречено в учёных кругах, особенно резко против предполагаемой в нём пропаганды атеизма выступили И. Г. Рейхель и московский архиепископ Амвросий; утверждение в профессорском звании по этой диссертации не состоялось.
В 1770 году Аничков начинает читать первый в России философский курс этики («учения о нравственности и этике»). В 1771 году ему было присуждено звание экстраординарного профессора, в 1777 году — звание ординарного профессора логики, метафизики и чистой математики. Аничков был постоянным членом Вольного Российского собрания при Московском университете.[5] Им были написаны учебники: «Курс чистой математики», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», Теоретическая и прикладная тригонометрия", «Начальные основы фортификации и артиллерии».[4], а также сочинения: «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости божией, и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770), «О невещественности души человеческой и из оной происходящего её бессмертия» (1777), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779),[5] «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783)[1] и другие.
Аничков также задавался вопросом о назначении философии. Её основная задача для него заключалась в исследовании причин вещей и явлений многогранного мира. Выступал против материалистического сенсуализма как метода познания и логики. Высшими авторитетами для себя ставил Ф. Бэкона и Дж. Локка. Решая проблему соотношения души и тела, склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним.
По ряду свидетельств, Аничков с 1777 года числился членом одной из масонских лож. Несмотря на творческую плодовитость, большинство рукописей его многочисленных неопубликованных трудов сгорели при пожаре.[1]
Аничков, Дмитрий Сергеевич.