22-10-2023
Антонио Сант'Элиа | |
Основные сведения | |
---|---|
Гражданство | |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
10 октября 1916 (28 лет) |
Место смерти | |
Работы и достижения | |
Работал в городах |
Комо, Милан |
Архитектурный стиль | |
Нереализованные проекты | |
Антонио Сант'Элиа на Викискладе |
Антонио Сант’Элиа (итал. Antonio Sant'Elia) (30 апреля 1888, Комо — 10 октября 1916, Монфальконе) — итальянский архитектор.
Содержание |
Родился в городе Комо, Ломбардия. Начав, как строитель, организовал проектное бюро в Милане в 1912 и активно включился в процесс развития художественного течения, известного как Футуризм. Между 1912 и 1914 годами, под влиянием архитектуры крупных промышленных городов США и венских архитекторов Отто Вагнера и Адольфа Лооса, он начал серию знаменитых проектных рисунков Città Nuova («Новый город»), в которой он создал уникальный выдающийся образ представлений о новом техническом веке. Большая часть этих рисунков была представлена на первой и единственной в своём роде выставке группы Nuove Tendenze (в которой он состоял). Выствка прошла в мае-июне 1914 в галерее «Famiglia Artistica». Сегодня часть рисунков входит в состав постоянной экспозиции городской галереи г. Комо.
Знаменитый манифест Manifesto dell’architettura futurista (Манифест архитектуры футуризма) был опубликован архитектором в августе 1914. Описанная в манифесте архитектура, сформированная в проектных рисунках архитектора, была исполнена футуристической экспрессии. Автор представлял себе современный город в виде сложной механизированной и электрифицированной системы. Город формировался из гигантских ступенчатых многоуровневых зданий, связанных между собой переходами, галереями и мостами, фантастических транспортных путей, футуристических заводов и электростанций.
Являясь убеждённым социалистом, а также ирредентистом, Антонио Сант’Элиа записался добровольцем в итальянскую армию, когда его страна вступила в Первую мировую войну в 1915 году. Молодой архитектор погиб в бою, неподалёку от Монфальконе. Большая часть его проектов так и осталась нереализованной. Несмотря на это, Сант’Элиа вошёл в историю архитектуры, как один из основоположников архитектурного футуризма, как мастер, в значительной степени повлиявший на развитие архитектуры в двадцатом веке. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Яков Георгиевич Чернихов, Сант’Элиа считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.
«Захваченный националистической, интервенционистской пропагандой, связавшись с политическим авантюристом Маринетти, Сант-Элиа сделал свой выбор и расплатился жизнью за его неправильность. Однако, его художественное наследие, как и художественное наследие футуризма в целом, не может быть скомпрометировано политической направленностью футуристического движения. Идеи урбанизации и технизации среды обитания, пионером которых был Сант-Элиа, оказались плодотворными для мировой архитектуры послевоенного периода» (М. П. Тубли, «Антонио Сант-Элиа: от модерна к футуризму» — Архитектура мира — Материалы конференции «Проблемы истории архитектуры», выпуск 1, М., 1992, стр. 137—138.)
La Citta Nuova, 1914
Антонио Сант'Элиа.