03-05-2023
Анюта | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
71 мин |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0238840 |
«Анюта» — [3].
Фильм-балет А. Белинского и В. Васильева стал первой постановкой балета «Анюта», на театральной сцене получившего свою жизнь лишь в 1986 году, когда он был поставлен в театре Неаполя, а затем и в Большом театре в СССР[3].
Телебалет «Анюта», имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР[4].
Основной сюжетной линией фильма-балета стала история жизни Анюты, девушки из бедной семьи, вышедшей замуж за зажиточного чиновника Модеста Алексеевича и ослеплённой «блеском света».
Замысел балета по мотивам рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» родился из Вальса композитора Валерия Гаврилина:
Тема чиновников возникла из его оркестрового сочинения «Государственная машина».
Знаменитая тарантелла[5], часто исполняемая в концертах, представляет собой оркестровку пьесы «Французская песенка» из «Фортепианного альбома».
Ни одного номера композитор не писал специально для балета «Анюта»[6].
Музыка Валерия Гаврилина была записана оркестром Ленинградской государственной филармонии имени Д. Шостаковича, дирижёр Станислав Горковенко[7].
Внешние медиафайлы | |
---|---|
Изображения | |
Анюта и Модест Алексеич | |
Видеофайлы | |
Тарантелла |
Постановка хореографических номеров Владимиром Васильевым осуществлялась как «монтажная хореография». Танец в фильме-балете снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей. Поиски Владимира Васильева в этой области начались с телефильма «Жиголо и Жиголетта»
Владимир Васильев так вспоминал о работе над фильмом-балетом:
«Хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссёра, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели „монтажно“…
Каждый раз на практике познаёшь всё новые закономерности. В искусстве невозможно всё постичь. Только дилетантам кажется, что они всё знают».[4]
Интересен в «Анюте» эпизод «семейного альбома», который перелистывает отец Анны. В его воспоминаниях возникает маленькая Анюта (Кира Кириллова), её отец (В. Васильев) и умершая мать (Е. Максимова).
В своём произведении Чехов так описывает эту сцену:
«Её покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и возилась с Аней и одевала её изящно, как куклу, и научила её говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку».
Съёмочная группа | . |
---|---|
Автор сценария | Александр Белинский |
Режиссёры-постановщики | Александр Белинский, Владимир Васильев |
Оператор-постановщик | Генрих Маранджян |
Художник-постановщик | Белла Маневич |
Хореограф | Владимир Васильев |
Звукорежиссёр | Эдуард Ванунц |
Балет в двух актах «Анюта»[8], по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»
Композитор — Валерий Гаврилин, сценарий — Александр Белинский и Владимир Васильев. Балетмейстер В. В. Васильев. Художник — Б. С. Маневич, дирижёр — С. К. Горковенко («Сан Карло»), А. А. Лавренюк (Большой театр)
В разное время партии исполняли:
«Анюта» была поставлена в других городах, среди которых Челябинск (1987), Пермь (1990), и Минск (2012)[11]
Анюта (фильм-балет).