Дерево, увешанное турецкими амулетами от сглаза
Апотропическая магия, апотропайон (греч. αροτροπαιον, «отводящее порчу») — ритуал, предназначенный для оберегания от зла. Может создаваться с использованием церемоний и заклинаний, например — постукиванием трижды по дереву, либо же просто путём ношения и или подвешивания в интерьере предмета, приносящего удачу (оберега, талисмана).
Термин используется в этнографии, археологии, искусствоведении.
Основные типы апотропайонов
«Архангел Михаил», картина Рафаэля. Обратите внимание на изображение морд на наколенных доспехах
- амулеты нательные
- изображения на доспехах, одежде, украшениях
- архитектурные рельефы, статуи, изображения на утвари
- надписи
- в иудаизме апотропические свойства имеют имена ангелов, они часто появляются на амулетах, магических надписях и формулах[1].
- боди-модификации
Места для защитных знаков
Как отмечают исследователи, в магическом представлении древних одним из самых уязвимых мест здания является его угол. Поэтому они испытывали необходимость защитить его оберегами: в углы храмов при строительстве закапывались магические предметы[2].
-
- в особенности углы, места сгиба — уязвимые с точки зрения магии места
- а также колени — изображения апотропической головы можно увидеть на элементах доспехов (кнемидах)
- и плечи — например, голова пантеры на доспехах
- запястья
- порог дома, дверной косяк
Многочисленные горгульи на углах Нотр-дам в Амьене
Основные темы изображений
- изображение глаза
- звериные морды: грифон, пантера (связана с культом Диониса)
- лев — не только морда, но и лапы и хвост. В Древнем Египте он был стражем ворот храма и царского трона (отсюда у них львиные лапы и хвост). Водостоки крыш храмов имели форму льва; они должны были в непогоду оберегать святилище от низвергающейся силы Сета.[3]
- головы мифических чудовищ и богов
Фаллические нательные амулеты, Римская Галлия
«Уже с первых веков крест имел для христиан совершенно особенное значение — он был символом Христовой жертвы, знаком спасения и потому считался сильнейшим апотропическим символом». (С. Н. Гукова. Знаки приснодевства Богоматери)[2].
- знаки: ивовые листья, свастика, солнечный диск или перекрестье (Византия)[4]
- тыквы с вырезанными лицами на Хэллоуин
- против вампиров серебряная пуля, крест, чеснок и дикая роза
Апотропайоны разных народов
Апотропические действия
Глаза, украшающие нос мальтийской лодки «луццу»
- троекратное постукивание по дереву
- сплёвывание за левое плечо
- скручивание фиги в кармане
- после рождения ребенка в огне нагревали железные предметы (щипцы, ножи, ножницы) и обводили ими все углы, потолок и пол комнаты, где должен был находиться малыш, чтобы отогнать злых духов; в люльку, где спит ребенок (чаще в изголовье) клали металлические предметы: ножи, ножницы, гвозди и т. п. (Кабардино-Балкария)[6]
См. также
Примечания
- Ангелы в иудаизме
- ↑ С. Н. Гукова. Знаки приснодевства Богоматери
- Египетский символизм
- Точное знание и естественные науки в поздней античности и Византии
- TurkishRu.Net Изготовление амулета «Назар»
- ОБРЯДЫ И ПОЭЗИЯ СЕМЕЙНОЙ ОБЩИНЫ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ XVI—XIX вв.
Ссылки
- Фото-рассказ об изготовлении турецкого амулета «Назар бонджук»