28-08-2023
Араш (Arash, перс. آرش, известен также как Kian) — беспилотный дрон-камикадзе тяжёлого класса иранского производства. Является развитием версии тяжёлого БПЛА Kian-2 на реактивном двигателе, часто Kian и Arash экспертами относятся к дронам одного семейства Kian[1]. Предназначен для поражения критических объектов инфраструктуры и работающих РЛС от прикрывающих их систем ПВО на большой дальности около 1000—2000 км. Основной целью дрона заявляется инфраструктура городов для нанесения ударов «стратегического» класса[2][3][4].
Информация о ТТХ дрона является частично открытой, но известно, что одним из его ключевых отличий от других дронов-камикадзе производства Ирана является поражение средств ПВО за счёт наведения на сигнал РЛС при попытке сбить дрон. Известные по источникам характеристики перечислены ниже[5][6][1].
Дрон Араш не следует путать с одноимённым семейством ракет РСЗО Араш, которые являются аналогом GMRLS. Имя «Араш» используется в персидском языке и как личное и как название множества систем, так как связано одним из центральных героев иранской мифологии как «Араш лучник». Это национальный герой персидского эпоса, который положил свою жизнь в полёт стрелы.
История семейства дронов началась с Kian-1 в 2013 году, который был разработан как мишень, имитирующая реактивный истребитель по скорости и маневренности для тренировки расчётов ПВО[5]. О версии реактивного двигателя дрона было ничего неизвестно, но другие иранские дроны сходного размера как Karrar с реактивными двигателями использовали иранский двигатель Toloue-4, который является копией Microturbo TRI 60.
Ударная версия дрона Kian-2 была представлена в 2019 году. Дрон получил функцию наведения на сигнал РЛС от комплекса ЗРК при попытке его сбить, при выключении сигнала РЛС дрон атакует изначальную цель по фиксированным координатам[7][5][3].
Об Араш стало известно в 2020 году, ключевое отличие Араш от Kian-2 в наличии более дешёвой версии, где реактивный двигатель заменён на более дешёвый поршневой с приводом на винт. Информации о двигателе опять же не опубликовано, но близкий по энергетике двигателя иранский винтовой дрон Shahed 129 использовал форсированный вариант двигателя Rotax 912.
Араш и Каен способны поражать как РЛС стационарных ПВО, так и подвижные суда по работе их РЛС от систем ПВО/ПРО.
В ходе первых крупномасштабных военных учений с беспилотниками в декабре 2020 года «Араш» был запущен с побережья Мекрана и, преодолев расстояние около 1400 км, поразил цель в общей зоне учений в провинции Семнан. Запуск беспилотника «Араш» производился из контейнера на коммерческом транспорте. Маскировка пусковой установки под обычный грузовик предназначена для повышения маскировочных возможностей[5]. На представленных фото с учений где видно, что пусковая установка Араш может быть замаскирована под стандартный транспортный контейнер для перевозок различными видами транспорта[8]. Было опубликовано также видео с учений, где с 45 секунды показан пуск Араш из замаскированной под транспортный контейнер пусковой установки[9].
Исследователи Bellingcat, изучив снимки иранских учений из космоса, обнаружили, что действительно 16 экземпляров дрона Араш принимали участие в учениях[10].
12 сентября 2022 года Иран заявил об выходе улучшенной версии дрона Араш-2, не указывая никаких конкретных параметров улучшений, кроме как того что дрон предназначен по дальности и возможностями, чтобы достигнуть при пуске из Ирана территории Израиля и поражать цели в условиях работы систем ПВО[11][2].
15 октября 2022 года Институт изучения войны (ISW) и эксперты Critical Threats заявили, что дрон Араш-2 может быть закуплен Россией. По мнению экспертов Араш-2 намного мощнее по боевой части и быстрее по скорости полета, чем дрон-камикадзе Shahed-136, который уже применяется Россией[12][13].
Известные характеристики[1][5][14]:
Высота полёта: до 5000 метров
Дальность: около 1000—2000 км (на учениях показана дистанция поражения 1400 км)
Размах крыльев: 3,5 метра
Длина: 4,5 метра
Двигатель: реактивный (Kian), поршневой (Arash)
Боевая часть: 260 кг
Араш (БПЛА).