24-05-2023
Аргуме́нт Икéды — Дже́ффериса является математическим «опровержением» т. н. «аргумента точной настройки» (a fine-tuning argument) — одного из основных аргументов креационистов, в частности, сторонников теории разумного творения.
С логической точки зрения (без привлечения математики) подобный аргумент был разобран Джоном Стюартом Миллем в книге «Теизм» («Theism») 1874 года.[1]
Содержание |
Давно замечено, что основные физические константы имеют довольно серьёзные ограничения на возможные наблюдаемые значения. Например, при изменении константы сильного взаимодействия всего на пару процентов в ту или иную сторону всё разнообразие химических элементов пропало бы, и жизнь была бы невозможна. Другие константы не менее чувствительны к малым изменениям. Создаётся впечатление, что лишь вмешательство сверхъестественных сил способно так точно подогнать все константы друг ко другу, чтобы смогла зародиться жизнь, появиться люди, разум и т. д. Следовательно, аргументируют креационисты, если тонкая настройка констант — маловероятное событие для естественной Вселенной, то наша Вселенная вероятнее всего искусственная. Например, создана искусным Богом-Творцом.
Математик Майкл Икеда и астроном Уильям Джефферис предлагают оценить креационистский аргумент с точки зрения теории вероятностей, в частности сравнить байесовы вероятности. Они утверждают, что тонкая настройка мировых констант совсем не является условием для существования Разумного Творца, и что аргумент креационистов — это просто некорректное обращение с условными вероятностями.
Обозначим естественную вселенную как («naturalistic»), тогда вселенная, в которой хоть иногда действует Высшее Существо, будет обозначена как .
Далее, будем исходить из следующих посылок, с истинностью которых согласны и креационисты, и «натуралисты»:
Рассмотрим, как влияет условие тонкой настройки (то есть «дружественности») Вселенной на вероятность того, что наблюдаемая Вселенная возникла естественным образом, без вмешательства Творца. Для этого сравним следующие условные вероятности:
Креационисты утверждают, что добавление условия должно уменьшить вероятность события (то есть увеличить вероятность ). Однако теорема Икеды-Джеффериса показывает обратное: внесение дополнительного условия не снижает, а, возможно, увеличивает вероятность естественного образования Вселенной, то есть:
Вывод теоремы:
Но поскольку мы приняли, что (слабый антропный принцип), то последняя дробь равна
Её знаменатель, как и любая вероятность, по определению лежит в пределах от нуля до единицы:
следовательно, сама дробь больше своего числителя (или, по крайней мере, равна ему), и
что и требовалось доказать.
Также существует доказательство для случая мультивселенной.
Икеда и Джефферис замечают, что сторонникам теории Разумного Творения следовало бы искать доказательств того, что Творец настроил вселенную из рук вон плохо.
Рассмотрим колонию бактерий, живущую в определённой среде. Если эта среда хорошо подходит для жизнедеятельности бактерий (например, лежащее на земле гниющее яблоко в тёплом влажном климате), вряд ли появится необходимость домысливать внешнее разумное вмешательство, помогающее бактериям поддерживать своё существование. Напротив, весьма маловероятно, что колония бактерий в чистой чашке Петри (в «плохо приспособленной для жизни вселенной») способна прожить без вмешательства со стороны микробиолога, время от времени добавляющего питательный бульон.
Аргумент Икеды — Джеффериса.