Lt304888.ru

Туристические услуги

Арсений Елассонский

23-10-2023

Архиепископ Арсений
Αρσένιος Ελασσώνος
Архиепископ Суздальский и Тарусский
1615 — 29 апреля 1625
Предшественник: Герасим
Преемник: Иосиф Курцевич
Архиепископ Тверской и Кашинский
1613 — 1615
Предшественник: Феоктист
Преемник: Пафнутий
Архиепископ Архангельский,
викарий Московской епархии
1597 — 1613
Архиепископ Димоника и Элассона
1584 — 1597
 
Рождение: 1550 год(1550)
Калориана (совр. Калогриана), г. Трикала (Фессалия, Греция)
Смерть: 29 апреля 1625(1625-04-29)
Суздаль
Отец: Федор
Мать: Хрисанфи
Принятие священного сана: 1579
Принятие монашества: 1572
Епископская хиротония: 21 февраля 1584 года

Арсе́ний Элассо́нский (греч. Αρσένιος Ελασσώνος в миру — Апо́столис; январь 1550, с. Калориана (совр. Калогриана), близ Трикала (Фессалия, Греция) — 29 апреля 1625, Суздаль) — архиепископ Суздальский и Тарусский.

Содержание

История жизни

Большая часть известных сведений о жизни Арсения Элассонского содержится в его трудах и греческом житии святителя, найденном в монастыре Сумела в Трапезунде.

Отец Арсения Феодор был священником, а мать Хрисанфи — сестра Ларисского митрополита Неофита, а также племянница святого Виссариона Ларисского. У Арсения было 4 старших брата — Иоасаф (епископ Стагонский), Марк (епископ Димитриады), а также Афанасий и Пахомий (оба иеромонахи).

Примерно в 1560 году отец Арсения умер, и его воспитание легло на плечи старшего брата Иоасафа, который и дал младшему брату первое образование. В 1568—1572 годах Арсений учился в школе дидаскала Матфея. В 1572 году Арсений стал монахом, а несколькими днями позже митрополит Иеремия возвел его в сан иеродиакона. После смерти старшего брата Иоасафа, Арсений жил в монастыре Дусику, где в 1579 году он стал иеромонахом. В конце 1579 года был назначен священником Патриаршего храма Паммакаристос.

21 февраля 1584 года Арсений становится архиепископом Димоника и Элассона. В 1585 году по наставлению Патриарха Феолипта II отправился с посольством в Москву, чтобы поминуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного. На обратном пути Арсений остановился во Львове, где остался, возглавил в качестве ректора высшую братскую школу, в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под названием «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».

В 1588 году Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества. В 1589 году в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле.

Грамматика доброглаголивого еллинословенского языка.
Львов, 1591 г.

В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле. В 1599 году царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах. Арсений на получаемые с этих земель доходы построил несколько храмом в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре. В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье.

Автор записок «Описание путешествия в Московию» (1588 — 1589 гг.).

Во время смуты Арсений принимал участие почти во всех происходивших государственных переворотах. Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство, в том числе лично возложил на него шапку Мономаха. Также архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек, жены царя-самозванца. Присутствовал при расправе с Лжедмитрийем I и избрании нового царя — Василия Иоанновича Шуйского. При нём же появился и Лжедмитрий II. Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома. В 1611 году Арсений возглавил московское православное духовенство, в качестве главы которого вел переговоры с королем Сигизмундом III. В конце 1612 года, считается, что ему явился образ преподобного Сергия Радонежского, предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. В конце года Арсений со всем московским духовенством встречал русское войско. А в мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен. Его же подпись поставлена на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича, в венчании которого Арсений также участвовал.

Арсений Элассонский (реконструкция по черепу)

В 1613 году он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского. Предположительно в 1615 году был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского. После этого он был освобожден от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял.

В 1620 году архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех». В 1625 году Арсений принимал участие в расследовании чудотворного воздействия Казанской иконы Божией Матери. В этом же году Арсений Элассонский скончался и был погребен в суздальском кафедральном Рождественском соборе.

В 1660 году над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.

В 1668 году Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля). Канонизирован в 1982 году с включением имени в Собор Владимирских святых.

Некоторые интересные свидетельства архиепископа

Также интересно сообщение Арсения Грека о шедевре московских ювелиров: «Этот же царь Борис Годунов устроил плащаницу с изображениями Господа Христа с Божиею Матерью, двенадцатью апостолами и Иосифом и Никодимом из чистого кованого золота, тонкой работы, достойной удивления. На изображение Господа Христа пошло чистого золота 200 литр и на каждого апостола по 200 литр»[1], то есть всего было израсходовано около 850[источник не указан 601 день] кг чистого золота. Впоследствии Исаак Масса отметил, что этот шедевр был отправлен в Польшу лже-Димитрием.

Примечания

  1. Арсений Елассонский. Хроники смутного времени. — М: Фонд Сергея Дубова, 1998

Ссылки

  • Елассонский, Арсений. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 3 марта 2011.
  • Арсений архиепископ Элассонский и его «Описание путешествия в Московию». (1588-89 гг.) // Историческая библиотека, № 9. 1879 Биография Арсения, архиепископа Элассонского.. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012. Описание путешествия в Московию. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012. Проверено 3 марта 2011.
  • Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории. // Хроники смутного времени. М. Фонд Сергея Дубова. 1998. стр. 165—210 Предисловие. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012. Текст. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012. Приложения. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012. Проверено 3 марта 2011.
  • Арсений Элассонский в Православной энциклопедии

Арсений Елассонский.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01