17-09-2023
Артиллерийские катера проекта 1204, шифр «Шмель» | |
---|---|
Проект | |
Страна | СССР Россия |
Годы постройки | 1967 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 71/77 тонны |
Длина | 27,4 м |
Ширина | 4,32 м |
Высота | 2 м |
Осадка | 0,85/1 м |
Бронирование | 4—7 мм |
Двигатели | 2 дизеля «М-50Ф», 2 дизеля «ДГА-25-9» по 25 кВт |
Мощность | 2х1200 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 24 узла (максимальная) 10 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 320 миль (10 уз), 240 миль (20 уз) миль |
Автономность плавания | 7 суток |
Экипаж | 14 человек (1 офицер) |
Вооружение | |
Тактическое ударное вооружение | одна 140-мм ПУ НУРС БМ-14-17 |
Артиллерия | одна 76-мм пушка Д-56ТС в танковой башне ПТ-76; один (спаренный) 7,62 мм пулемёт СГМТ; на некоторых катерах устанавливались 4 30-мм БП-30 |
Зенитная артиллерия | одна 14,5-мм ЗПУ 2М-6, в последующем АУ 25-мм 2М-3М |
Ракетное вооружение | 2 ПЗРК «Стрела-2М» (боекоплект 8 ЗУР) |
Минно-торпедное вооружение | до 4 мин заграждения ИГДМ, до 10 ЯМ |
Артиллерийские катера проекта 1204 — тип речные aртиллерийские катера (АКА). Проектный шифр — «Шмель», кодовое обозначение НАТО — «Shmel Class River Gunboat»[1]. АКА пр.1204 предназначались для решения задач несения дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки личного состава с вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для действий в прибрежных мелководных районах морей.[2]
Содержание |
15 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР приняли совместное решение, утвердив тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА). Проектирование нового артиллерийского катера было поручено ЦМКБ «Алмаз», а конструктором был назначен Юлий Юльевич Бенуа. Технический проект артиллерийского катера «Шмель» был утвержден в конце 1965 года, а в 1966 году после смерти Ю. Ю. Бенуа дальнейшую работу по АКА пр.1204 продолжил конструктор Леонид Васильевич Озимов.[2]
Стальной корпус АКА пр. 1204 был гладкопалубный в отличие от предыдущих советских БКА для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Кроме того, был увеличен запас общей прочности корпуса (1,75) и он был разделен водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков.
Деление на отсеки: 1 — форпик (0—4 шп.); 2 — кубрик мичманов (4—9 шп.); 3 — носовой артотсек (9—12 шп.); 4 — кубрик команды (12—17 шп.); 5 — командирский отсек с радиорубкой (17 — 21 ½ шп.); 6 — кубрик команды (21 ½ — 25 ½ шп.); 7 — отсек управления СЭУ (25 — 29 ½ шп.); 8 — генераторный отсек (29 ½ — 33 шп.); 9 — моторное отделение (33—41ё шп.); 10 — кормовой подбашенный отсек (41—44 шп.); 11 — камбуз (44—48 шп.); 12 — ахтерпик (48 — транец).
Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном оделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа «М-50Ф» (ресурс до переборки 600 ч.) мощностью 1200 л.с. каждый. Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала в себя два автоматизированных дизель-генератора типа «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт, расположенные в генераторном отделении.
На АКА 1204 применялась система дистанционного управления дизельными установками «Орион».[3]
Охлаждение двигателей предусматривалось забортной водой. Однако у АКА 1204 на р. Амударье была оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров были сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.[4]
На АКА пр. 1204 разместили навигационные радиолокационные станции «Донец-2», «Лоция» и эхолот «НЭЛ-7».[5] Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).[6]
Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».[5]
Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2»[7], предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи этих данных авторулевому «Самшит-АО 13»[8], и магнитного компаса «КТ-М3м».[9]
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 были были представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».[9]
Все жилые помещения были изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением разместили пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыли специальной вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения были оборудованы искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе установили электроплиту и холодильную камеру.[9]
На АКА пр. 1204 запас топлива составляет 3,4 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,22 т. Запас провизии на АКА пр. 1204 принимается из расчёта на 7 суток автономности. Дальность плавания катера полным ходом составляет 240 миль, при скорости в 10 узлов — 320 миль.
Изначально, на АКА пр. 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому АКА пр. 1204 получили на вооружение 76-мм танковую пушку «Д-56ТС» в башне от другого легкого плавающего танка ПТ-76Б.[10]
Танковая башня ПТ-76Б из листовой брони имела форму усеченного конуса. В передней части танковой башни расположена прямоугольная амбразура для установки пушки, защищенная при помощи броневой маски с кожухом, и отверстия для болтов крепления рамки пушки, которая имеет щеки с отверстиями под цапфы, на которых крепится пушка. Слева от амбразуры пушки в рамке имеется отверстие для прицепа, защищенное бронировкой, с правой стороны — амбразура для пулемета. С левой стороны башни вварен бронированный стакан для установки антенного основания. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. Слева от него просверлено сквозное отверстие под проводку к аппарату ТПУ командира десанта. Снаружи к броневым листам башни приварены четыре крюка, предназначенных для захвата башни тросами при её снятии и установке. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре смонтирована вращающаяся командирская башенка, в которой размещены два прибора наблюдения ТНП и прибор наблюдения «ТПКУ-1» (ТПКУ-2) с пятикратным увеличением. Впереди справа от люка имеется отверстие для установки прибора наблюдения «МК-4» заряжающего. С внутренней стороны к крыше башни приварен горизонтальный поручень для создания удобства работы командиру танка. Шариковая опора башни представляет собой радиально-упорный шарико-подшипник, обоймами которого являются погоны башни. Вращение башни осуществляется вручную или с помощью электропривода «ЭПБ-4».
76-мм пушка Д-56ТС имела дульный тормоз, эжекционную продувку канала ствола и двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П «Заря». Также в системе электроспуска пушки Д-56ТС устанавливались предохранители от преждевременного выстрела при не вполне закрытом затворе или при полностью закрытом затворе и специальный прибор автоблокировки, входивший в комплект системы стабилизации. Темп стрельбы из пушки Д-56ТС достигал 10 выстр./мин, прицельная скорострельность — 7 выстр./мин.[11]
Управление артиллерийским огнем осуществлялось наводчиком с помощью телескопического шарнирного прицела «ТШК-2-66», бокового уровня и угломерного круга на погоне башни. Наведение пушки Д-56ТС на цель осуществляется вращением рукоятки маховика вертикального наведения и поворотом башни с помощью ручного или электрического привода, а при включенном стабилизаторе — с помощью пульта управления. Целеуказание наводчик получал из боевой рубки от командира катера по внутрикорабельной связи. В качестве дополнительного вооружения в танковой башне от ПТ-76Б имелся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемёт СГМТ (станковый модернизированный пулемет обр.1943 г. конструкции Горюнова, танковый).[12]
Барбет носовой башни ПТ-76Б часто использовался при буксировке АКА пр. 1204, поскольку при обычном креплении буксирный конец вырывал якорный шпиль из палубы катера из-за недопустимой скорости буксировки.[8]
По аналогии с вооружением БКА пр. 1124 и 1125 реактивными установками «М-8-М» и «М-13-М», на АКА пр. 1204 установили реактивную пусковую установку БМ-14-17 (Индекс ГРАУ 8У36) с 17-ю направляющими длиной 1100 мм, расположенных в пакете в два яруса.[13] В верхнем ярусе было 9 направляющих, а в нижнем ярусе — 8, закрепленных в люльке, установленной на смонтированной на палубе корабля тумбе. Заряжение и наведение на цель установки БМ-14-17 производилось подъемным и поворотным механизмами, имеющими ручной привод с палубы. Однако прицельная стрельба по береговым целям могла вестись только с неподвижного катера при отсутствии качки. Боекомплект для установки БМ-14-17 состоял из 34 осколочно-фугасных неуправляемых турбореактивных снарядов «М-14-ОФ»[14], расположенных в погребе.[15]
При проектировании АКА пр. 1204 также предусматривалось его оснащение двумя установками противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К11 «Малютка» (боезапас 4 ПТУР), расположенными побортно в районе 7-8 шп. с пультом управления на ходовом мостике. Однако, ПТРК «Малютка» имел ручную систему управления: оператор через оптический прицел следил за ракетой и вручную управлял ею по проводам. Подобная прицельная стрельба из ПТРК при движении катера, а тем более при волнении, была невозможна. В результате стабилизации прицела ПТРК не удалось достичь и от него отказались.
По аналогичной причине отказались от возможности размещения 120-мм миномета в районе палубы (30 шп.) от ходовой рубки до ЗПУ 2М-6.
В качестве средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера была размещена одна 14,5-мм ЗПУ 2М-6, которая ранее устанавливалась и на БКА пр. 191М и 192.[16] Следует отметить, что при закрепленных на палубе катера минах стрельба из ЗПУ 2М-6 исключалась.[6]
Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.).[17]
У АКА пр. 1204 были забронированы следующие участки: ходовая рубка (стенки 10 мм, крыша 4 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26 до 46 шп.) и палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4 мм), танковая башня от ПТ-76Б (лоб 16 мм, стенки 16 мм, крыша 16 мм), барбет башни, где размещался боезапас (16 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (16 мм) и переборка на 26 шп (4 мм).
В 1967 году в Керчи (ССЗ «Залив») после постройки головного катера было развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и Ленинграде. Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах было построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.
В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносились изменения: ЗПУ 2М-6 заменили на 25-мм АУ 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за ходовой рубкой соорудили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30.[18] Также зенитное вооружение катера дополнили двумя ПЗРК «Стрела-2М» (боекоплект 8 ЗР). При этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77 т. На некоторох АКА пр.1204 были установлены крепления для размещения МРГ-1.
В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.[36]
49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск)
На Черноморском флоте АКА пр.1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-ой Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив о-ва Кислицкий и на окраине с. Кислицы.[37] Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204.[38] Отправлявшиеся на консервацию АКА пр.1204 передавались 356-му (с 1973 г. 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на с. Кислица.[39]
Амурская пограничная речная флотилия
В составе 327-го гвардейского краснознаменного дивизиона артиллерийских кораблей Золотой Затон г. Астрахань
АКА 1204 можно увидеть в следующих советских кинофильмах:
Издательство «Дом Бумаги» выпускает модель АКА пр. 1204 для сборки из бумаги в масштабе 1:100.[40]
Артиллерийские катера проекта 1204.