23-10-2023
Архитектура Бельгии (нидерл. Belgische Architectuur, фр. Belge Architecture) — архитектура на территории современного западноевропейского государства Бельгия как составляющая бельгийской культуры, которая активно развивалась до середины XVII века в рамках нидерландской архитектуры, имея определенные стадии, как общеевропейские, так и связанные с местными особенностями.
Земли Южных Нидерландов (ныне Бельгия) выработались в значительную культурную и художественную ячейку ещё в эпоху Средневековья. Практически до конца 16 века культура и искусство Фландрии было тесно связано с искусством Северных провинций, которые вошли в состав Голландии. Разграничению и национальному обособлению способствовали события Нидерландской буржуазной революции. В 1579 г. семь мятежных провинций Нидерландов в городе Утрехт создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций. Во время войны с Испанией им удалось отстоять свою независимость. Испанские захватчики отомстили убийством 10 000 граждан города Антверпен, что привело к массовой эмиграции в «Объединенные Провинции» с территорий Фландрии, контролируемых Испанией. Вестфальское мирное соглашение 1648 г. признало независимость «Объединенных Провинций», которые стали известны как Голландия. После этих событий художественная культура Бельгии и Голландии окончательно разделилась и каждая пошла собственным путем. В 17 веке Бельгия была удержана в лоне католицизма, а на её искусство имели влияния католические Италия и Испания.
В 1714 году земли Бельгии отошли Австрийской империи. Начался этап компромиссного сочетания воздействий территориально близкой Франции и Австрии с мощными национальными традициями 17 века. Название «фламандские искусство» — неточное и неполное, потому что в языке и культуре фламандцев и валлонцев, крупнейших национальных сообществ страны, есть существенные различия. Страна объявила независимость по результатам так называемой Брабантской революции 1789—1790 гг. Но страну покорили солдаты Наполеона Бонапарта, который авантюрно перекроил карту Европы в попытке создать новую Французскую империю. Лишь буржуазная революция 1830 года предоставила правительству возможность восстановить государственность и создать независимую Бельгию. Бельгийская архитектура прошла таким образом значительный исторический путь и гордится выдающимися достижениями, архитекторами и достопримечательностями, в частности готики, ренессанса, барокко, эклектики, сецессиона и постмодерна.
Архитектура Бельгии берёт начало в нидерландском средневековом искусстве. Самыми ранними памятниками архитектуры были готические соборы в Брюсселе (12-15 вв.), Антверпене (1352—1518), Брюгге (1239-97), Мехелене. Архитектура Возрождения представлена многими жилыми и административными сооружениями, в частности ратушей в Антверпене (1561-65). В конце 16 века создается так называемая фламандская школа, которая существовала до конца 18 в. Своеобразная архитектура Бельгии того периода соединила в себе пластику барокко и давно выработанные формы национальной готики (дом гильдий в Брюсселе, дом Рубенса в Антверпене, сакральные сооружения архитекторов В. Кобергера, Ж. Франкара, П. Хейенса, В. Хесиуса и Л. Фрайхербе).
Фламандское барокко в архитектуре имело значительные воздействия иезуитов, которые часто инициировали создание барочных сакральных сооружений или сами выступали архитекторами. Распространение получили трёхнефные базилики с разбитым на три части фасадом. Строили монастыри и госпитали, бегинажи (помещение для женских религиозных обществ), ломбарды, иногда — загородные дворцы. Особенно роскошно разрабатывали фасады, используя весь репертуар архитектурного декора — пилястры и колонны, карнизы, треугольные и лучковые фронтоны, рельефы, волюты, вазы, канделябры. Пышный декор парадного фасада переносили и на интерьеры, которые поражали синтезом искусств: архитектурного декора, скульптуры и живописи, последняя переживала новый расцвет после 16 века.
Готический каркас сакральных сооружений был удачно истолкован архитекторами барокко, превратившись в торжественные, полнокровные композиции. Это были настоящий апофеоз синтеза искусств. Даже использование (якобы сдержанного) классического ордера не мешало покрывать стены и алтари цветным мрамором, золочением, высеченными или резными орнаментами в сопровождении динамичных композиций картин. Роскошно одетая церковь или собор появились почти в каждом большом городе, среди которых -
В барочном стиле исполняли и часовни аристократических семей (часовня семьи Рубенсов в церкве Св. Иакова, Антверпен, портал часовни маркиза Тур-е-Тассис в церкви Нотр-Дам-дю-Саблон, Брюссель).
Церковь Нотр-Дам дю Бон Секюрс, Брюссель
Церковь Нотр-Дам дю Финистер, Брюссель
Notre-Dame aux Riches Claires, алтарь
Notre-Dame aux Riches Claires, фасады
Если декор фасада был несколько сдержанный, то сакральные сооружения сохраняли повышенную пластичность использованием волнистых объёмов, башен, куполов, иногда — ротонд. Как и среди представителей других художественных школ и художественных течений, антверпенская школа имеет собственных универсально одаренных художников. Среди них — Питер Кук ван Альст, что работал как автор картин к витражам и аррасов (гобеленов), переводчик с французского книг об архитектуре, скульптор и художник религиозных картин. В состав антверпенской школы логично зачисляют художника и архитектора Корнелиса Флориса де Вриндта (1513/14 — 1575), который делал проекты ювелирных изделий и украшений — орнаменты к надгробиям, занимался мемориальной скульптурой, работал как архитектор при строительстве ратуши Антверпена и Ганзейского дома в его портовой части, знаковых сооружений своего времени. К антверпенской школе принадлежит и художник, представитель нидерландского маньеризма — Венцеслав Кобергер (1557—1634), который более известен как архитектор и в Италиии, и во Фландрии, представитель фламандского барокко в архитектуре.
Уникальной по значению для фламандского искусства 17 века была деятельность Рубенса. Приступы болезни и дипломатическая деятельность часто истощали художника, побудили его привлекать к исполнению произведений многочисленных учеников и помощников. Это способствовало как распространению руководств барокко в национальном искусстве, так и созданию колоссального количества произведений искусства, среди которых -
Ганзейский дом в Антверпене, гравюра 1700 года. Разрушен, впоследствии не восстановлен.
Барочная церковь Иоанна Крестителя, Брюссель
Рубенс. Проект фасада издания «Дворцы Генуи»
Рубенс. Парадные ворота Waterpoort, Антверпен.
Специфической частью архитектуры 17 века оставались временные сооружения по случаю встреч испанских вице-королей, испанских побед или праздников. Их делали в виде триумфальних ворот, калиток, небольших храмов, украшенных рельефами, картинами, надписями, флагами, гирляндами. Временные триумфальные сооружения становились проявлениями политической поддержки испанских властителей ради выживания в трудных условиях испанского гнёта, но воспринимались как государственная задача. К их созданию привлекали лучших архитекторов, скульпторов-декораторов и художников. В годы пребывания в Антверпене Рубенса, последний возглавлял бригады художников по построению триумфальних сооружений, собственноручно разрабатывал многочисленные эскизы и проекты к ним. По окончании праздников их безжалостно разбирали и уничтожали. Свидетельствами их существования и внешнего вида становились лишь эскизы и гравюры.
Стилистика барокко мало использовалась в рядовой застройке, хотя и повлияла на декор фасадов, особенно домов гильдий. Городской дом с узким, но высоким фасадом имел три-пять окон, несколько этажей, но получил более удобную внутреннюю планировку. Первый этаж — большой вестибюль с лестницей наверх. Характерной чертой было разнообразие фигурных фронтонов, орнаментов и лепных деталей, более дешевых, чем мраморная скульптура. Планировка почти всех городов долго сохраняла ещё средневековый характер, в некоторых городах не уходила даже в 19-20 веках (Брюгге, Гент, Мехелен). Сельская застройка контрастировала чрезвычайной примитивностью, упрощенностью, практически полным отказом от декора, что было удивительно при расцвете декоративно-прикладного искусства, со сложными архитектурными орнаментами в катедрах, церковными рядами, многочисленными барочными надгробиями, с прославленными аррасами (гобеленами) Фландрии даже в провинциальных Ауденарде, Гента, Льежа или столичных Антверпене и Брюсселе.
Лишь на рубеже 17-18 веков церковное строительство прекращается, национальная традиция ослабевает под мощным давлением модных образцов Франции и, частично, Италии.
Во второй половине 17 в. армия Людовика XIV сделала попытку превзойти другие государства Европы в военной силе. Французские солдаты захватили Эно и Западную Фландрию. Пострадал и Брюссель. В 1695 году брюссельский Гран-плас три дня крушили пушками, превратив в сплошные руины. По Рейсвейкскому мирному соглашению от 1697 года французов обязали покинуть бельгийские провинции. В годы Войны за испанское наследство (1701—1714) власть в Южных Нидерландах перешла к австрийским Габсбургам. Гранд-плас и бывшую площадь Сен-Мишель отстраивают, но с учётом образцов архитектуры Франции. Это — симметрия, пилястры, череда окон, центр сооружения подчеркнут или пышным порталом, или простым портиком. Барочный декор заменяют аскетичным, позаимствованным из классицизма (архитектор Ян Питер ван Баурсхейдт, Королевский дворец в Антверпене, 1743—1745 гг., арх. К. Фиско, застройка площади Сен-Мишель в Брюсселе, 1772—1775 гг., ныне Пляс де Мортир («Площадь павших»).
Застройка площади Сен-Мишель в Брюсселе, 1772 - 1775 гг., ныне Пляс де Мортир.
Пляс де Мортир
Церковь Jeu de Balle
Кафе Метрополь, Брюссель
Церковь Св. Иосифа, Брюссель
Королевская консерватория
Господствующим стилем конца 18 в. — первой трети 19-го оставался поздний классицизм. Его наставлений придерживался архитектор Л. Руландт (1786—1864), которому поручили строительство Дворца юстиции в городе Гент. Использована знакомая стилистика — рустика, широкие лестницы, римский портик. Достаточно вольная интерпретация форм классицизма использована во дворце для принца Оранского в Брюсселе (арх. Ш. ван дер Стратен, 1823—1826 гг., позднее передан Академии). Симметричный, удлиненный фасад дворца не имеет подчеркнутого центра — вместо него длинная галерея, окаймлённая боковыми павильонами. Никаких колонн, портиков, треугольных фронтонов. Вместо них — горизонтали карнизов, аттик без скульптур, довольно плоская крыша, что функционально неудобно в стране с туманами и повышенной влажностью.
Национальный банк.
Ботанический сад.
Королевский театр Ла Монне
Во второй половине 19 века в бельгийской архитектуре воцарилась эклектика. Фасады зданий — перегружены декором, позаимствованным то из французских сооружений 18 века, то из французской эпохи маньеризма или возрождения — Национальный банк (архитектор Беярт), Брюссельская биржа, Дворец юстиции (архитектор Пуларт), Королевский музей (архитектор А. Балла). Восстановлено и сакральное строительство — церкви строят в византийском, неоготическом, необароковом стилях.
Рядовая застройка в сравнении с пафосом буржуазных сооружений, наоборот, удивляет ограниченностью и мещанской сдержанностью даже в помещениях обеспеченных слоев населения — темно-красный или жёлтый кирпич, мало окон, два-три этажа. Это обусловлено значительным подорожанием даже малых земельных участков и налогом на количество окон-дверей на фасаде. Первый этаж здесь — кухня, верхние — комнаты и спальни. Мансарды с щипцовыми крышами — спальни или склады. Традиционные строительные материалы и типовая планировка сохранили распространение к концу 20 ст.
Но развитие капитализма мощно влияло на градостроительную ситуацию, на появление заводов и фабрик. Рядом возникают трущобы, которыми печально прославился Антверпен. Вокруг промышленных окраин возникают хаотичные, плотно застроенные рабочие и бедные районы с огромными территориями, лишенными благоустройства. Клиенты настаивают на экономии — архитекторы массово отказываются от выраженности, эстетики промышленных сооружений. Использование новых строительных материалов (чугунные колонны, длинные балочные перекрытия, стекло) только иногда прикрывают более-менее выразительными оболочками в исторической стилистике. Градостроительные проекты имеют крайне ограниченный характер и касаются лишь центров городов, вокзалов или немногих площадей (площадь с Колонной Конгресса в Брюсселе. арх. Я. П. Кльойсенар, 1850—1859 гг.). Реку Сенн, что течет сквозь центр Брюсселя, спрятали в туннель, поверх которого создали бульвары в 1867—1874 гг. В Антверпене модернизируют порт, не трогая его трущобных районов. Их плотная и неуклюжая застройка контрастировала с пафосной застройкой банков, бирж, государственных учреждений, немногих театров и музеев в столице.
Пассаж Бортье в Брюсселе
Пассаж в Брюсселе
Королевский пассаж Сент Губерт
По западному миру середины и конца 19 в. прокатилась волна создания универсальных магазинов и пассажей. Чтобы привлечь покупателей, они объединяют под одной крышей магазины, склады, кафе, комнаты для мужчин (пока женщины бродят по лавкам), первые туалеты. Разработаны и стратегии длительного удержания посетителей в универсальных магазинах с семьями и детьми, чтобы продать как можно больше товаров от продуктов и модной одежды — до ничтожных мелочей. Вступает во всей мощи реклама — на фасадах, в изданиях, плакатах и газетах и т. д. Появилось такое явление, как шопинг, когда посетитель начинает покупать намеренно ненужные вещи, а значит сформировались условия условия для перепроизводства товаров, безработицы и экономических кризисов. Буржуазная архитектура деятельно участвует в этом (пассаж Сен-Юбер в Брюсселе и др.)
Бельгийский сецессион возник в художественных кружках «Общество двадцати» (1884—1893) и «Свободная эстетика» (1894—1913). Активисты кружков пожелали отказаться от засилья ордерной архитектуры, пошлости исторических стилей, раскрыть возможности новых строительных материалов и форм. Логично, что в Бельгии это движение получило название «новое искусство» (art nouveau — ар нуво). Теоретиком нового художественного направления стал Анри Клеменс ван де Велде (1863—1957). Он был практикующим архитектором, но выстроил немного сооружений. Поэтому в творческом наследии мастера на первые места вышли литературная и педагогическая деятельность, а также практика дизайнера интерьеров. Не меньшее значение имела архитектурная практика другого художника Виктора Орта (1861—1947). Выстроенный им в 1892−1893 гг. особняк инженера Тассела в городе Брюссель пленил современников отказом от ордерной архитектуры, закругленным стеклянным эркером и асимметрией планировки, потому что Орта отверг условную красоту плана ради комфорта и удобства жилья. По сравнению с постройками эпохи классицизма (симметрия, красота плана, ориентация на итальянскую архтектуру с игнорированием других климатических условий Бельгии) это было революционным поступком.
Волнистые линии пленили Виктора Орта. Он перенес эти природные линии и в металлические конструкции, и в камень, и в декор интерьеров, в стенопись. Но собственные, мощные ограничения вносило материальное размежеванияе общества. Орта трудился над созданием роскошных частных домов или уникальных, общественно значимых объектов, не вмешиваясь в рядовую застройку. Отсюда тяга к странным решениям, излишней декоративности, ограниченности использования решений художника. Архитекторы и теоретики этого периода пришли к осознанию стоимости не только уникальных сооружений и обслуживания спроса богачей, но и к стоимости рядовой застройки, к правам на комфортное жилье среднего класса, который возник и начал влиять на общественную, экономическую, впоследствии и на политическую жизнь страны. Молодые архитекторы возрождали традиционные фламандские формы и использовали давно известный кирпич.
Университет в Левене, сооружения разных веков.
Башня Синт-Мартенсдал, Левен.
Пивоваренный завод «Stella Artois» (Стелла Артуа),
Place Charles Rogier
Национальный выставочный комплекс
Архитектура городов Бельгии была значительно разрушена в годы 1-й мировой войны. В послевоенный период правительство поддержало не только архитектурных авангардистов, но и консервативные тенденции к восстановлению традиционных форм. Послевоенные сооружения восстанавливали на тех же местах, практически по тем же традиционным чертежам, что воссоздавало средневековую планировку городов. Закладывалось игнорирование новых требований 20 века к освещению, гигиене, качеству жилья. Использование электричества лишь частично решало эти проблемы, потому что на пороге был отказ от лошадей и гужевого транспорта, распространение автомобилей и новых строительных материалов и т. д.
Состояние дел в архитектуре Бельгии начала 20 века стало угрожающе критическим. На ситуацию начало влиять правительство, особенно в области градостроительства. Однако в условиях частной собственности на землю градостроительные планы длительное время имели лишь теоретический характер, а позже — незначительную реализацию. Самым известным стало строительство поселков «Национальным обществом дешевого жилья», основанного 1920 года. Ограниченность средств побудило бельгийских архитекторов к созданию типовых проектов, к стандартизации и механизации строительства. Это свойственно и двум лучшим посёлкам, реализованным на окраине Брюсселя, где ситуация была наиболее угрожающей. Поселок Селзате (арх. Хейбрехт Хосте) и «Современный город» (арх. Виктор Буржуа) имеют свободную планировку. Жилые кварталы и тропы для пешеходов расположены среди растительности и огорожены деревьями от транспортных путей. Поселки имеют собственные административные центры, сеть магазинов, площадок для детей, школ, зон отдыха. Но возобновилось и строительство частных домов, вилл, буржуазных доходных домов.
Слишком большая цена на земельные участки, особенно в городах, стимулировала высотное строительство. В 1931 году в развитом Антверпене выстроили первый в Бельгии высотный дом Торенгебау. Но судьба промышленного и транспортного строительства все ещё оставалась плачевной. Среди заметных сооружений эпохи — портовые сооружения и аэровокзал в Антверпене (арх. С. Ясински), судоходный канал Альберта (1930—1939 гг.) Противоречия архитектурной практики имели место и в сооружениях для Международной выставки 1935 г. в Брюсселе (Большой дворец Века, арх. Ян ван Нек)
Бельгия в очередной раз пострадала от бомбардировок и немецко-фашистской оккупации в годы 2-й мировой войны. В послевоенные годы градостроительную ситуацию начало контролировать правительство. Часть жилого ресурса была восстановлена, часть выстроена заново. Началось устранение трущоб, вывод промышленных предприятий за пределы городов, благоустройство жилых районов (обводнение, зелёное строительство и т. п.). Исторические города сохраняли тесную застройку, но в сеть старых и узких домов позволили встраивать современные сооружения, которые значительно «выпадали» из исторического окружения из-за упрощенного декора, современных материалов, аскетизма фасадов. Чтобы хоть как-то решить транспортные проблемы в Брюсселе, в городе перед Всемирной выставкой создали сеть тоннелей и виадуков. Подземным путем соединили город и аэропорт в Мелсбруке (арх. Бренфо и др.), что стал одним из крупнейших в Западной Европе. Сельские районы Бельгии украсили новые отели для туристов, новые шоссе и автострады, магазины в подчеркнуто осовремененном виде. Архитекторы Бельгии не чураются иностранного опыта и заимствуют удачные решения у архитектуры Нидерландов и Великобритании.
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен |
|
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией • ² В основном в Азии
|
Бельгия в темах | |
---|---|
История • Вооружённые силы • Наука | |
Политика | Государственный строй • Бельгийская монархия (короли) • Конституция • Государственный совет • Избирательная система • Федеральный парламент (Палата представителей • Сенат) • Премьер-министр • Внешняя политика • Бывшие колонии Бельгии |
Символы | Герб • Флаг • Гимн |
Экономика | Налогообложение • Валюта (монеты) • Транспорт • Туризм |
География | Столица • Административное деление (Фландрия, Валлония, Брюссель) • Города • Реки • Население |
Культура | Языки • Языковые сообщества (Фламандское, Франкоязычное, Немецкоязычное) • Религия • Образование • Литература • Музыка • Кинематограф • Архитектура • Всемирное наследие • Спорт • Праздники • Кухня |
Связь | Почта (история и марки) • Интернет (.be) |
Портал «Бельгия» |
Архитектура Бельгии.