Lt304888.ru

Туристические услуги

Аскольдова могила (опера)

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Опера
Аскольдова могила

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Верстовского «Аскольдова могила». Музей им. А. А. Бахрушина
Композитор

Алексей Верстовский

Автор(ы)
либретто

Михаил Загоскин

Язык либретто

русский

Жанр

романтическая, историко-бытовая опера

Количество действий

4 действия

Год создания

1835

Первая постановка

1835

Место первой постановки

Большой театр, Москва

«Аско́льдова моги́ла» — романтическая, историко-бытовая опера Алексея Николаевича Верстовского (1835) по одноимённой повести М. Н. Загоскина, который был также автором либретто оперы. Опера была поставлена на сцене московского Большого театра 15 сентября 1836 года. Она быстро завоевала популярность, особенно в Москве. За 25 лет в Большом театре прошло свыше 400 представлений этой оперы, а в постоянном репертуаре театра опера удерживалась вплоть до 1887 года. С. Т. Аксаков вспоминал, что опера «превосходно поставлена, и где прелестный голос и до совершенства доведённая игра г-на Бантышева в роли Торопки Голована до сих пор восхищают зрителей» [1]. Сам Верстовский вспоминал, что «Государь в проезд свой удостоил ее высокой похвалы» [2].

Опера была поставлена за год до «Жизни за царя» Глинки и стала не только вершиной творчества Верстовского, но и по праву считается итогом того исторического пути, которая прошла русская опера в XVIII и начале XIX века (доглинкинский период русской музыки). А. Н. Серов отводил ей «одно из самых почетных мест» и отмечал в ней стремление к истинной народности, характерность национального колорита и мелодическое богатство[3]. Несмотря на то, что опера написана с разговорными диалогами, роль музыкального развития в ней очень высока, это предвосхищает некоторые черты опер Глинки. Вместе с тем, в ней есть ряд драматургических просчётов, из-за которых, несмотря на огромный успех, «Аскольдова могила» неоднократно подвергалась критике. Основными недостатками оперы были излишняя многословность разговорных диалогов, обилие персонажей без пения. Все это усложняло основную сюжетную интригу и затрудняло восприятие музыки, а после премьер опер М. И. Глинки само наличие разговорных диалогов в опере и вовсе воспринималось как анахронизм. Сам автор многократно вносил в партитуру изменения, направленные на усиление динамики музыкально-драматического развития, с 1840-х годов такие изменения вносились практически в каждую постановку. Верстовский вставлял музыкальные номера из других сочинений, купировал диалоги и в некоторых случаях заменял их на речитативы. Однако традиции постановочной работы в театрах России первой половины XIX в. в значительной мере затрудняют выявление авторских изменений текста оперы, поэтому публикация оригинального текста Верстовского представляет значительные трудности. Оригинальная партитура оперы не опубликована по сей день. В ХХ веке при изданиях и постановках опера также подвергалась неоднократным редакторским правкам.

Особенности драматургии и действующие лица

Приспосабливая повесть Загоскина к оперному либретто, авторы оперы внесли в сюжет определённые изменения. Поскольку цензурой было запрещено показывать на сцене людей, причисленных к лику святых, действие оперы было перенесено из времён князя Владимира в ещё более отдалённые времена княжения Святослава Игоревича. Кроме того, трагическая развязка была заменена более традиционным благополучным концом. Главной сюжетной коллизией оперы становится борьба язычества и христианства[4]. Характерной романтической фигурой, сконцентрировавшей в себе мрачную таинственную фантастику, связанную с язычеством, становится Неизвестный. Вместе с тем, его фигура раскрыта со значительной глубиной и многозначностью. С одной стороны он является носителем разрушительного, бунтарского начала, с другой стороны, он искренно любит свою родину и скорбит о её нелегкой судьбе, например, в арии «В старину живали деды» (тем самым Неизвестный предвосхищает некоторые образы в операх Мусоргского). Мрачной фантастике противопоставляется красочная бытовая сторона жизни киевлян. Характерно, что вместо Всеслава, главного героя повести Загоскина, Верстовский выдвигает на первый план фигуру весельчака и балагура Торопа. Его образ выписан необычайно детально и ярко, при этом Верстовский широко пользуется жанром народной песни см., например, песню-романс «Уж как веет ветерок», песню-балладу «Близко города Славянска», песню-плясовую «Заходили чарочки по столику». Ещё одна образная сфера оперы — лирика, связанная в первую очередь с главной героиней Надеждой, возлюбленной Всеслава. Её лирическая натура характеризуется романсовыми интонациями и создаёт тонкий портрет юной мечтательной девушки пушкинской эпохи.

Действующие лица

  • Неизвестный бас
  • Торопка Голован, гудошник — тенор
  • Всеслав, княжеский отрок — тенор
  • Алексей, старый рыбак — бас
  • Надежда, дочь его — сопрано
  • Вышата, княжеский ключник — бас
  • Фрелаф, варяжский мечник — тенор
  • Стемид, княжеский стремянный — тенор
  • Простен, княжеский гридня — без вокальной партии
  • Якуп — без вокальной партии
  • Икмор — без вокальной партии
  • Руальд, воин варяжской дружины — без вокальной партии
  • Эрик, воин варяжской дружины — без вокальной партии
  • Арнульф — без вокальной партии
  • Остромир, княжеский сокольничий — без вокальной партии
  • Фенкал, варяжский скальд — тенор
  • Вахрамеевна, киевская ведьма — без вокальной партии
  • Садко — без вокальной партии
  • Юрка — без вокальной партии
  • Пленко — без вокальной партии
  • Чурила — без вокальной партии
  • Старуха — без вокальной партии
  • Буслаевна, нянюшка — сопрано
  • Любаша, молодая киевлянка — сопрано
  • 1-й часовой — бас
  • 2-й часовой — бас
  • 1-й рыбак — без вокальной партии
  • 2-й рыбак — без вокальной партии

Киевляне и киевлянки. Славянская и варяжская дружины князя Святослава; слуги и служительницы в селе Предиславине; рыбаки и хор адских духов. Действие оперы происходит в древней Руси, во времена киевского князя Святослава Игоревича.

Премьерный состав оперы

Партия Премьера в Большом театре в Москве
16 сентября 1835 года
дирижёр И. И. Фельцман
Неизвестный (высокий бас или баритон) Н. В. Лавров
Торопка Голован, гудошник (драматический тенор) А. О. Бантышев
Всеслав, княжой отрок, сирота (лирический тенор) П. М. Щепин
Алексей, старый рыбак М. Волков
Надежда, его дочь (драматическое сопрано) Н. В. Репина
Вышата, княжеский ключник (бас) Н. М. Никифоров
Фрелаф, мечник (тенор) В. И. Живокини
Стемид, дружинник (лирический тенор) Н. И. Куликов
Вахрамеевна, ведьма П. Г. Степанов
Садко (баритон) Шуберт

Примечания

  1. [1]Аксаков С.Т. «Воспоминания о М.Н. Загоскине» // Полное собрание сочинений под ред. П. Е. Щёголева. Т. 4. С. 239
  2. Автобиография композитора Верстовского // БИРЮЧ Петроградских Государственных театров. Сб. II — 1921. — С. 239
  3. [3]См. об этом: Серов А. Н. Избранные статьи. Т. 2 М., 1956. С. 46
  4. [4]Это нередко встречается в романтических операх. Можно вспомнить, например, оперы Вагнера «Лоэнгрин» и «Тангейзер».

Аскольдова могила (опера).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01