Вторая премия за оригинальность художественной идеи. Всесоюзная выставка. ВДНХ. 1962
Станислав Геннадьевич Бабиков (Г. Ф. Бабиковым).
«Бабиков — мастер в передаче состояний. В его картинах нет навязчивой сюжетики, но у него нет и полного отвлечения от темы в сторону чистой живописности…На твоих глазах происходит таинство превращения сочных или уплощенных мазков в вещественную реальность — и делается это без всякой иллюзорной имитации, а лишь путем пробуждения определённых ассоциаций, созданием реальности в своей жизненной определённости атмосферы.»
Станислав Бабиков родился 31 марта1934 года во Ржеве в семье художника, мастера пейзажа и натюрморта, основателя жанра туркменского индустриального пейзажа Геннадия Бабикова (1911, Раненбург—1993, Ашхабад), семья переехала в Ашхабад осенью 1934 году.
С раннего возраста Станислав занимался живописью, от отца получив углублённые понятия о технике и технологии живописи. По настоянию отца Станислав поступил в ленинградскую СХШ (1948—1953), в которой учился вместе с Егошиным Г. П. «Несомненно благотворное влияние на формирование не только его творческих интересов, но и мастерства, оказал отец — Геннадий Фёдорович Бабиков, известный в республике мастер пейзажа и натюрморта. Он учился у И. Машкова, но, восприняв у своего учителя любовь к изображению предметного мира, не подражал его стилистическим и формальным приёмам»([2] Г. И. Саурова.
Года учёбы в ЛИЖСА (1953—1959)
Станислав Бабиков окончил институт имени И. Репина, мастерскую Иосифа Александровича Серебряного (1953—1959). Дипломная работа «В перерыв».
Время учёбы в Ленинграде совпало с первыми выставками в СССР П. Сезанна, импрессионистов, постимпрессионистов, В.Ван Гога,П. Гогена, П. Пикассо, показом полного творчества В. А. Серова, М. А. Врубеля, художников Бубнового валета, что повлияло на формирование его художественного видения. «Очень трудно вырваться из серовского плена, но попасть в этот плен необходимо. Вооружённые им, Серовым, мы поняли и старых, и новейших художников, любили Кончаловского, возвращались к Сурикову, „открывали“ импрессионистов и Эль Греко, Пикассо, Ван Гога, Рублёва».Станислав Бабиков.([3] Цит. по: С. Бабиков. Возвращение к Серову. /Туркменская искра/ 19 января 1965). Особенно близкими мироощущению Бабикова стали Кончаловский, Машков, Сарьян[4].
Молодые художники, студенты и недавние выпускники ленинградских ВУЗов качественно повлияли на уровень весенних и осенних весенних и осенних выставокЛССХ середины 1950-х годов. Бабиков принял участие в 1955 году в выставке 4 художников в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Г. И. Саурова, известный туркменский искусствовед, писала: «Вспоминается и выставка 4-х студентов института им. Репина в Ленинградской консерватории и на ней — несколько этюдов С. Бабикова… Решённые в несколько условной фиолетовой гамме, они привлекли внимание своеобразием живописного видения. Их отличала колористическая цельность, сочность и экспрессия цвета и подчёркнутая материальность всего изображаемого»[5]
В институте С. Бабиков учился в одно время с Иззатом Клычевым, бывшим тогда в творческой мастерской А. М. Герасимова. Станислав стал автором- составителем персонального альбома И. Н. Клычева[8] Спустя почти двадцать лет после ухода Станислава, И. Н. Клычев рассуждал о нём после открытия персональной юбилейной выставке Бабикова, в беседе с известным туркменским журналистом Икаром Ростиславовичем Пасевьевым[9]
«Я помню Стасика ещё совсем мальчиком — щупленьким, невзрачным, когда он учился в художественной школе Ленинграда, а я был студентом института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, который он также закончил позже. Тогда было трудно вообразить, что из этого паренька вырастет такой талантливый художник, — сказал мне народный художник СССР, академик живописи Иззат Клычев — Понимаешь, в мире поэзии, музыки, живописи есть просто поэты, композиторы, художники, и есть вершины. Как живописец Стасик исключительно талантлив, он — вершина».
(Цит. по: И. Пасевьев. Мы живем много жизней/ Вечерний Ашхабад/ 4 декабря 1995.[10]).
После института Станислав Бабиков уехал в Ашхабад. Туркмения стала для художника второй родиной. Сухой жёсткий воздух Средней Азии рождает особый яркий колорит, что благотворно сказалось на формировании его стилистической манеры. Известный советский искусствовед, куратор изобразительного искусства Средней Азии в структуре правления СХ СССР, М. Н. Халаминская, увидев особенности рано сформированного авторского видения, писала: «Незаурядный живописный дар, проявившейся в ряде последних полотен молодого художника, обещает яркий расцвет его творчества. С. Бабиков удивительно чуток к красоте окружающего мира. Он умеет любоваться ослепительным солнцем, струящимся сквозь листья деревьев и заставлять пламенеть национальные красные платья женщин („Колхозная пасека“), и мокрыми мостовыми города, потемневшими от влаги деревьями („Осень. Дождь“), и весомой тяжестью подвижных волн, бьющихся у стояков эстакады („Эстакада“), и горделивой грацией туркменских женщин („Сбор винограда“). В картинах С. Бабикова, как правило, нет внешней динамики действия, они наполнены внутренним движением жизни»[11].
«Оттепель» и «суровый стиль»
Начало творческой деятельности Бабикова совпало с [1] [3] Wayback Machine
«Произведение не рождается для того только, чтобы просто воспроизвести те предметы, которые мы видим. Нам не нужно этого. Нам нужно, чтобы то, что изображалось, помогло нам понять жизнь. Мало знать на словах, что весна — это волнение и радость, что война — это горе. Нужно прочувствовать это в жизни с помощью произведений искусства. Мы живем не одну жизнь. Мы живем много жизней — и эти жизни дает нам искусство».
Станислав Бабиков
(Цит. по: Г. Саурова, вступ. ст. к кат. персональной выставки С. Бабикова. СХ ТССР. Музей изобразительных искусств ТССР. 1974. С. 12[13]).
Контекст эпохи: обвинение в формализме
1 декабря1962 года в Москве в Манеже открылась выставка, посвящённая 30 лет МОСХа[14]. На её открытие пришли руководители государства во главе с Н. С. Хрущёвым[14]. Эта выставка имела огромное значение для всей культурной жизни СССР, драматически отразившись на биографиях художников, мыслящих свободно, в том числе и С. Бабикова. После выставки было опубликована речь Н. С. Хрущева: Н. С. Хрущев. Высокое призвание советского искусства / Правда / 2 декабря 1962/. Эксперименты с цветом С. Бабикова, понимание пластического мотива как способа выражения эмоционального состояния посредством цвета, выходили за рамки социалистического реализма.
В том же 1962 году новаторская живопись 28-летнего художника получила первое серьёзное всесоюзное признание — картина «Сбор винограда» была удостоена 2 премии на Всесоюзной выставке в ВДНХ за оригинальность художественного решения: «В 1962 году С. Бабиков завершает картину „Сбор винограда“, экспонировавшуюся в этом же году на Всесоюзной выставке произведений молодых художников и особо отмеченную жюри выставки. Это произведение является шагом вперед в развитии мастерства художника»[15].
Проблемы колорита и цвета
Неформальные поиски художника в цвете отмечены искусствоведом, куратором Кистович-Гиртбан: «Станислав Бабиков, один из самых ярких среднеазиатских европейцев-шестидесятников, сегодня не столько забыт, сколько ещё не открыт по сути. Этот художник — истинный сын XX века, а потому слишком интернационален, чтобы считаться русским, туркменским или советским. Наследие его никак не вписывается в такие определения, ведь это продукт глобального духовного синтеза двух культур».
Основная линия искусства С. Бабикова связана с развитием возможностей цвета, как основного средства пластической выразительности картины,
авторского прочтения идей русского сезаннизма. Этому способствовал и собственный метод письма без предварительного эскиза техникой ала-прима. Живопись Бабикова материальна, ему важен сам предмет изображения. «Три года назад Музей изобразительных искусств Туркменистана организовал небольшую ретроспективную выставку художника. Никогда не забуду ощущения, охватившего меня на той июньской выставке. Вне времени, вне пространства появилось чувство необъяснимой лёгкости, свежести. Цельно, ярко, эмоционально и выверено звучала симфония цвета. Рождалось чудо соприкосновения с большим искусством, выходящим за привычные рамки. Особенно потряс „Сбор абрикосов“. Рафинированность открытого цвета в сочетании со сдержанной мощью таланта властно брали в свой очаровательный плен. Не могу сравнить ни с чем его оранжевый в сочетании с лимонным. Как впервые увиденная „живьём“ на выставке в Москве „Гранатовая чайхана“ [4] Wayback Machine Бабиков не уходил в сторону чистого авангарда, хотя у него были экспериментальные полотна, его интересовала особая материальность предмета как самоценности этого мира.
«Как-то спорили об искусстве. Стасик человек сдержанный был, а тут не выдержал и сказал: „Да я завтра веник напишу и будет художественная вещь“. И написал „Кирпичи на стуле“. С выставок не сходила эта работа. Кирпич, веник, бутылочка с лаком — то, что изображено на картине — для художника это объекты познания».
балета А. А. Пурсиянова Музей изобразительных искусств Туркмении.
5 биеннале молодых художников: хроника событий
3 сентября по 30 ноября 1967 года в Музее современного искусства Парижа [5] [6] [21]. О. Байгельдыев: Во Францию на выставку. «Туркменская искра». 21 июня 1967).
Неформальное художественное объединение туркменских художников (1971—1987). Группа стремилась найти новые средства пластического
Вернисаж выставки «Семёрка». Д. Байрамов, К. Бекмурадов, Ч. Амангельдыев и Ш. Акмухаммедов на фоне картин С. Бабикова. Музей изобразительных искусств Туркмении. 2009.
выражения, создать своё лицо. В основе творчества лежал синтез национальных элементов декоративно-прикладного искусства, западного модернизма. В группы входили выпускники ВУЗов Москвы и Ленинграда: сценограф Шаджан Акмухаммедов (1933—2012), живописец Станислав Бабиков (1934—1977); художник кино Кульназар Бекмурадов (1934—2017), живописец Мамедов Мамед Мамед Мамедов (1938—1985), живописец Чары Амангельдыев (1934—2019); живописец Дурды Байрамов, вышедший из группы в 1972 году (1934—2014), скульптор Джума Джумадурды (1933—1998). Они были учениками Курилко-Рюмина М. М., Мочальского Д. К., Серебряного И. А., Мясникова Г. А., Моисеенко Е. Е., Жилинского Д. Д., туркменского скульптора Алексея Щетинина. Несколько иные интересы в искусстве выделяют С. Бабикова, выявляя его стремление передать впечатление от натуры, что делает его продолжателем идей русского сезаннизма. Станислав Бабиков был приглашён в группу перед первой выставкой будущих членов «Семёрки» «На туркменской земле» (1971, Ашхабад) Кульназаром Бекмурадовым и Шаджаном Акмухаммедовым. В группе царил дух творческого соревнования.
Поездки
Первая поездка за границу состоялась в 1963 году в Индию. В 1964 году он представил публике выставку «Лица Индии». Полотна «Бомбей. Носильщики», «Мадрас», «Индианка. Миссис Сина», «Вечер» были закуплены [9] Wayback Machine
«Даже из заграничных поездок, будь то Марокко или Франция, Бабиков привозит впечатления как будто не о главном — там пестрота извозчичьих пролеток, здесь какая-то палатка, приютившаяся в каменной тени моста, построенного ещё во времена Людовиков. Но и здесь, и там чувствуешь состояние — или знойность юга или сырую прохладу парижских набережных».
Юрий Яковлевич Халаминский
(Цит. по: Ю. Я. Халаминский. Станислав Бабиков. Серия «Новые имена». М. — Советский художник. 1976. С. 7[23]).
Смерть
Утром 1 мая 1977 года в собственной студии у художника случился инсульт. Он был госпитализирован. Станислав Бабиков умер 5 мая 1977 года. Похоронен С. Г. Бабиков на Ватутинском кладбище г. Ашхабада рядом со своим отцом Г. Ф. Бабиковым (1911—1993).
Скульптура
Бюст художника — тонкий, проникновенный, лиричный образ сделан скульптором, народным художником Туркменистана, выпускником Wayback Machine. Бюст был установлен во внутреннем дворе СХ Туркменистана. Ашхабад.
Живопись
С. Бабиков запечатлён на полотне заслуженного деятеля искусств Туркмении Оразнепесова Какаджана Оразнепесовича (1944—2006) «Семёрка», коллективном портрете группы. Работа над полотном началась при жизни Станислава в 1976 году и была закончена через полгода после его смерти в конце 1977 года. Музей изобразительных искусств Туркмении, постоянная экспозиция. Оразнепесов был свидетелем создания программного полотна С. Бабикова «Игра в мяч. (Апрельские девушки)». Он жил в одном номере со Станиславом в Сенеже (дом творчества), и видел процесс рождения этого полотна. См.: К. Оразнепесов. Автобиография. В кн. И. Кистович «Вкус солнца. Какаджан Оразнепесов»[24].
Портрет «Станислав Бабиков» создан в память о Семёрке в 2015—2016 годах Бекмурадовым Кульназаром Бекмурадовичем (1934—2017). Впервые экспонировался на юбилейной и последней выставке К. Б. Бекмурадова, посвящённой его 80-летию, состоявшейся в апреле 2016 года в Выставочном зале СХ Туркменистана.
С. Г. Бабиков. Иззат Клычев: люди Туркмении: альбом: — Москва: Сов. худ., 1974. — 31 с. Ил. — Б.ц.
Награды
1962 — Лауреат 2 премии (за оригинальность, «Сбор винограда») на Всесоюзной выставки на ВДНХ. Москва;
1974 — Почётная грамота Совета Министров Туркм. ССР за персональную выставку, приуроченную к 40-летию художника. Ашхабад.
24 марта 1979 — Указ о присвоении С. Бабикову (посмертно) премии Ленинского комсомола Туркмении за картины: «У рыбаков Каспия» (1973, ГТГ), «Игра в мяч. Апрельские девушки» (1971), «Завтра снова будет солнце» (1964), «Портрет кинорежиссёра Ходжакули Нарлиева» (1977) (все полотна — Музей изобразительных искусств Туркмении).
Фонд Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств. (Ленинградской средней художественной школы). Санкт-Петербург.
Работы художника находятся во многих частных собраниях мира.
Литература
Бабиков С. Г. Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Т. 7. Живопись второй половины XX века. / ГТГ — М. 2013. — 688с.: ил. — (Серия «Живопись XVIII—XX веков»). С. 75.
«Туркменская „Семёрка“. Размышление об уходящем» 2010. № 5/1
Международный ежегодник «Культурные ценности» 2008. С. 84—94. (рус.)
Халаминский Ю. Я., Станислав Бабиков. Серия «Новые имена». М.: Сов. худ., 1976. — 55 с.
Ерлашова С. Живопись советской Туркмении. — Л.: 1975.
Саурова Г. И. Вступ. ст. к: каталог произведений «Станислав Бабиков. Живопись». К персональной выставке художника. СХ ТССР, Министерство культуры ТССР, Музей изобразительных искусств ТССР. Ашх. СХ ТССР. 1974.
Саурова Г. И. Бабиков С. Выставка произведений. М.: Сов. худ., 1960.
Саурова Г. Каталог выставки «Станислав Геннадьевич Бабиков 1934—1977». СХ СССР: 1979—1980. М.: Сов. худ., 1980;
Ерлашова С. М., Живопись Советской Туркмении. — Ленинград, Аврора. 1975.
Wayback Machine
Кистович И. Вступительная статья к каталогу: Живопись Туркменистана. Мелодии туркменской души. / С. Лапина. — Государственный музей Востока. — М.: Огниво. 2014. — 106 с. — ISBN 8-978-5-90341
Кистович И.., Вкус солнца. Какаджан Оразнепесов. К.: 2009. ISBN
Халаминская М. Н., Живопись Туркмении. Москва, Сов. Худ., 1974.
Саурова Г. И. Природа реализма в туркменском изобразительном искусстве. (1920—1960 гг.) — Ашх. Ылым. 1980. 466 с.
Саурова Г. И. Искусство Туркменской СССР. Л. — Автора, 1972. — 24 с. С илл.
Ходжамухамедов С., Вступ. ст. к каталогу "На земле туркменской. Выставка произведений. Ашхабад, СХ ТССР. 1971.
Халаминская М. Н. Каталог выставки в ГМИНВ. На земле Туркмении. (групповая выставка произведений художников). М.:ГМИНВ, 1971.
Саурова Г. И. Искусство Туркменской ССР. Альбом. — Л., 1972.
История культуры Советского Туркменистана. — Ашхабад, 1975.
Веймарн Б. В. Современное изобразительное искусство Казахстана и республик Средней Азии. 1963. — 10 c.
Зингер Л. С. Советский живописный портрет. 1917—1976. М.: Сов. худ., 1978. — 171 с. Илл.
Горбунцов Д. В поисках радости. Завтра снова будет солнце.
Ссылки
Культурные ценности. Международный ежегодний (2004—2006) — Центральная Азия в прошлом и настоящем. Под ред. Р. Г. Мурадова. — Санкт-Петербург, филологический факультет СПбГУ, 2008 год Wayback Machine
Wayback Machine в Живом журнале пользователя sergej-manit.
Дмитрий Горбунцов.оригинала 16 декабря 2004 года.
Примечания
↑Халаминский Ю.Я. Станислав Бабиков / Конечна Г.П.. — серия «Новые имена». — Москва: Советский художник, 1976. — 56 с.
↑Саурова Г.И. [Саурова Г.И. Станислав Бабиков]. — СХ Туркменистана, Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР. — Ашхабад: СХ Туркменистана, 1974. — С. 6. — 40 с.
↑Бабиков С. Возвращение к Серову (рус.) // Туркменская искра : газета. — 1965. — 19 января январь.
↑Саурова Г.И. Станислав Бабиков. — Москва: Советский художник, 1980. — С. 7. — 70 с.
↑ Саурова Г. [Саурова Г.И. Станислав Бабиков]. — Ашхабад: Министерство культуры Туркмении, СХ Туркмении, 1974. — С. 7. — 40 с.
↑Раскин А.Г. Связь времен. — каталог выставки. — СПб., 1997. — С. 13.
↑ЛССХ. КАталог выставки 1956. — ЛССХ. — Ленинград, 1956.
↑Бабиков С. Иззат Клычев. Люди Туркмении.. — СХ СССР. — Москва: Советский художник, 1974.
↑Пасевьев И. Мы живем много жизней (рус.) // Вечерний Ашхабад. — 1995. — 4 декабря.
↑Халаминская М.Н. Искусство молодых. Очерки о художниках Средней Азии.. — Москва: Советский художник, 1967. — С. 147. — 257 с.
↑Горбунцов Д.Г. В поисках радости. Завтра снова будет солнце (рус.) // Нефть России. — 2004. — 3 март (№ 3).
↑Саурова Г.И. Станислав Бабиков. — СХ ТССР, Министерство культуры ТССР, Музей изобразительных искусств Туркмении. — Ашхабад: СХ ТССР, 1974. — 57 с.
↑ Архивировано 22 июня 2020 года.
↑Саурова Г. И. Вступ. ст. к каталогу «Станислав Бабиков» к персональной выставке художника 1964 года. СХ Туркменистана. — Ашхабад: СХ ТССР, 1963. — 10 с.
↑Кистович И.А. Туркменская «Семёрка». Размышление об уходящем (рус.) // Сибирские огни : журнал. — 2010. — Май (№ 5/1).
↑Кистович И. Вкус солнца. Какаджан Оразнепесов. (рус.). — К., 2009. — С. 78. — 200 с.
↑Архив ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Передано в дар вдовой Р. Х. Исмаилова заслуженной артисткой Туркменистана Подшиваловой В. В. Филатов Л. А. «Открытие» (рус.) // автограф.
↑Козоренко П. Виктор Попков. — Фонд Филатова. — Москва: АРТ, 2012. — ISBN 978-5-91966-013-2.
↑Живопись второй половины XX века (рус.) — каталог собрания. — М.: ГТГ, 2013. — Т. 7. — С. 75. — 688 с. — ISBN 978-5-89580-037-9.
↑Байгельдыев О. Во Францию на выставку (рус.) // Туркменская искра : газета. — 1967. — 21 июня июнь.
↑Кистович И.А. Туркменская «Семёрка». Размышление об уходящем. (рус.) // Сибирские огни : журнал. — 2010. — Май (№ 5/1).
↑Халаминский Ю.Я. Станислав Бабиков (рус.) / Конечна Г.П.. — серия "Новые имена". — М.: Советский художник, 1976. — С. 7. — 56 с.
↑Кистович И. Вкус солнца. Какаджан Оразнепесов. — Киев, 2009. — 200 с.