Lt304888.ru

Туристические услуги

Байджини

30-06-2023

Байджини (англ. Baijini) — легендарный народ, упоминающийся в мифах аборигенов полуострова Арнем-Ленд на севере Австралии. В частности, они фигурируют в цикле мифов о брате и сестрах Джанггавул (en:Djanggawul) — творцах австралийского ландшафта и растений и легендарных прародителях многих племен этого региона.

По формулировке Рональда Берндта, записавшего мифы о Джанггавул в Ирркале (Yirrkala) и на острове Милингимби (en:Milingimbi Island) в конце 1940-х годов[1],

Байджини, хотя частично мифологические, на самом деле суть исторические персонажи, посколько про них говорится, что они были главным образом торговцы-чужестранцы, посещавшие эти берега еще до макасаров, а вовсе не Предки-творцы, как Джанггавул. Однако в мифах они появляются как современники этих Предков.[2]

Как и макасары с бугисами, чья реальная деятельность на австралийских берегах хорошо известна историкам (см. en:Makassan contact with Australia), легендарные байджини занимались вываркой трепангов, а в тех местах, где они это делали и посейчас растут деревья тамаринд.[3] (Историки, как правило, полагают что тамаринд в Австралию занесли макасары). Кроме лова и переработки трепангов, однако, легендарные байджини также выращивали рис и строили каменные дома.[4] Распространено мнение, что само слово "байджини" происходит от макасарского корня, означающего "женщина", что согласуется с тем, что среди легендарных байджиней, в отличие от реальных макасарских трепанголовов на австралийских берегах, были женщины.[5]

Кто на самом деле являлся прототипом легендарных байджиней, достоверно неизвестно.[6] Высказывалось предположение, что это могли быть морские цыгане баджо, которые действительно путешествовали по морям Юго-Восточной Азии целыми семьями.[7] По другому мнению, то что мифы аборигенов рассказывают про баджиней есть мифическое преломление историй, рассказанных аборигенами, которые побывали на Сулавеси с макасарскими трепанголовами и вернулись домой в Австралию.[5]

Существует и более экзотическая гипотеза, по которой байджини были китайскими мореплавателями. Известный историк науки и техники древнего Китая Джозеф Нидэм даже высказывал догадку, что слово "байджини" могло произойти от китайского бай жэнь (白人, "белые люди" (т.е. с более светлой кожей чем аборигены или индонезийцы), бэй жэнь (北人, "северяне"), или даже бэйцзин жэнь (北京人, "пекинцы").[8] Эту гипотезу недавно популяризировала американская журналистка Луиза Леватес.[9]

Ссылки

  1. Berndt 2005, p. xix
  2. Berndt 2005, p. 55
  3. Berndt 2005, p. 28
  4. Swain 1993, pp. 170, 183
  5. 1 2 Swain 1993, p. 170
  6. The religions of Oceania, Library of religious beliefs and practices, Routledge, http://books.google.com/books?id=YccOAAAAQAAJ&pg=PA56> 
  7. Arnhem Land: its history and its people, Volume 8 of Human relations area files: Murngin, F. W. Cheshire, p. 34, <http://books.google.com/books?ei=aIxfTLH0KNCHcYTSpNoO&ct=result&id=MosgAAAAMAAJ&dq=baijini+bajau&q=+bajau#search_anchor> 
  8. Science and civilisation in China, vol. 4, Cambridge University Press, p. 538, http://books.google.com/books?id=l6TVhvYLaEwC&pg=PA538&dq=baijini> 
  9. Levathes, Louise (1997), When China Ruled the Seas: The Treasure Fleet of the Dragon Throne, 1405–1433, Oxford University Press, pp. 195-196, ISBN 0-19-511207-5 

Литература

  • Berndt, Ronald M. (2005), Djanggawul: An Aboriginal Religious Cult of North-Eastern Arnhem Land, Volume 43 of Routledge library editions: Anthropology and ethnography, Routledge, http://books.google.com/books?id=a3WrtxazTRkC> 
  • Swain, Tony (1993), A place for strangers: towards a history of Australian Aboriginal being, Cambridge University Press, http://books.google.com/books?id=d80wTnMnc0AC> 


Байджини.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01