22-10-2023
Никита Балиев | |
Nikita Balieff | |
Имя при рождении: |
Мкртич Асвадурович Балян |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Профессия: | |
Гражданство: | |
Театр: | |
IMDb: |
ID 0050227 |
Ники́та Фёдорович Бали́ев (настоящее имя Мкртич Асвадурович Балян, 1876—1936). Актёр, режиссёр, основатель и директор пародийного московского театра «Летучая мышь»[1], французского «Le Théâtre de la Chauve-Souris» и бродвейского «Chauve-Souris». Брат Г. Ф. Балиева, муж Мары Крэг и Елены Балиевой.
Родился в сентябре 1876 года в Ростове-на-Дону.
Окончил Московскую коммерческую академию, но его страстью и призванием был театр. Он стал пайщиком Московского художественного театра и секретарём Владимира Ивановича Немировича-Данченко[1]. В театральных постановках он создал несколько запоминающихся ролей: Бык в «Синей птице» М.Метерлинка, Розен в «Борисе Годунове» А.Пушкина, Гость Человека в спектакле «Жизнь Человека» Л.Андреева. Но самым сочным и характерным стал образ Хлеба в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица», которую поставил на сцене МХАТа Станиславский 13 октября 1908 года [~ 1][2].
С пародии на этот легендарный спектакль началась жизнь театрального кабаре «Летучая мышь». В спектакле за птицей следовали Константин Сергеевич Станиславский и Немирович-Данченко. На премьеру 18 октября 1908 года в небольшой артистический подвал пригласили 60 гостей и напечатали объявление в газете «Русское слово»:
Все начинания Балиева поддерживал его друг и меценат Николай Тарасов, про которого Н. Е. Эфрос писал:
«Изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Он обладал тонким вкусом и счастливой внешностью. Судьба была на редкость милостива и щедра к нему…»[5]
За семь месяцев до описываемых событий 29 февраля 1908 года Балиев и Тарасов спустились в слабо освещённый подвал дома дома Перцова. Николай Тарасов арендовал подвал, актёры Художественного театра В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, Г. С. Бурджалов и Алиса Коонен подписали соглашение на открытие актёрского клуба и заверили бумагу в городском присутствии.[6][3]
Воплотив свою мечту о собственном театре, Никита Балиев открыл интимный клуб для актёров МХАТа, который очень скоро вырос в знаменитый московский камерный театр с постоянной труппой, а после эвакуации из революционной России, в яркое ревю — представления на Бродвее.
В десятилетней биографии кабаре Н. Е. Эфрос описал историю зарождения театра в России:
«Художественный театръ — серьёзнейший театръ, съ героическимъ напряжѣниемъ, въ бурленiи творческихъ силъ разрешающiй самыя сложныя сценическiя проблемы. Но у актеровъ этого театра - и большая любовь къ юмору, большой вкусъ къ шуткѣ. Они всегда любили смех. Выход этому должна дать "Летучая мышь", вот настроенья, мысли и цѣли, съ которыми Н. Ф. Балiев и Н. Л. Тарасовъ, сгруппировав вокруг себя товарищей по театру, арендовали подвал и подвесили къ его серому сводчатому потолку летучую мышь. Место отдыха людей - царство привольной, но красивой шутки, и подальше от посторонней публики»— Н. Е. Эфрос, 1918.[5]
Через полтора месяца подвал дома Перцова, в котором располагалось театральное кабаре, был затоплен. Апрель 1908 года выдался тёплым, несколько дней подряд лил дождь и снега растаяли. Уровень воды в Москве-реке поднялся, и она выступила из берегов [~ 2].
После восстановления театрального помещения труппа Балиева возобновила свои представления, и театр жил в этом уютном и мистическом доме до конца 1909 года, показав 18 октября 1908 года пародию на «Синюю птицу»; отпраздновав свой юбилей 19 марта 1909 года, с участием А.Л.Вишневского, Н. А. Андреева и А. В. Собинова; и устроив незабываемую «новогоднюю ёлку» 23 декабря 1909 года. [~ 3]
«Летучая мышь продержалась полтора коротких театральных сезона в своём первоначальном помещении, испытав весной опустошение от разбушевавшихся вод Москвы-реки»[5]
10 февраля 1910 года в подвале дома № 16 на Милютинском переулке состоялось первое платное представление в пользу нуждающихся артистов театра, и с этого времени «Летучая мышь» становится ночным театральным кабаре для платной публики[9]. В репертуаре театра были пародии, включая незабываемую буффонаду Николая Тарасова про «Наполеона и его пропавшего шофёра» и пародию на спектакль Малого театра «Мария Стюарт», показанную в ночь с 5 на 6 ноября 1910 года. Быть может, этот вечер стал последним весёлым праздником, 13 ноября 1910 года Николай Тарасов застрелился. Спектакли были отменены по случаю этой трагедии.
В 1912 году в театре Милютинском поставили «Пера Гюнта», а в 1913 году пародию «Сорочинская Елена» — на премьеры Свободного театра «Сорочинская ярмарка» К. Марджанова и «Прекрасная Елена» А. Таирова, а также множество импровизированных пародий и миниатюр.
В 1915 году «Летучая мышь» переехала в подвал доходного дома № 10 на Большом Гнездниковском переулке. Дом, построенный архитектором Нирнзее называли небоскрёбом.[~ 4]
Продавались билеты, анонсировались спектакли, выпускались рецензии в газетах и журналах. С этого момента исчезла обстановка варьете. Репертуар театра был очень большим и разнообразным.
Большевистский переворот изменил аудиторию театра, большевистская пресса называла стиль театра не иначе, как «разлагающимся бытом». Однажды Никита Балиев был арестован на трое суток и подвергнут штрафу в 100 000 рублей «за нарушение комендантского часа». Началась совсем другая жизнь с выступлениями в железнодорожных депо для рабочих и концертами по частям Красной Армии. Но Балиев был весёлым и заботливым человеком, умевшим собирать вокруг себя людей. Он сумел увести бо́льшую часть труппы в Европу, затем в Америку [~ 5].
Помогли ему антрепренёры сэр Чарльз Блейк Кокрэн[ru] и Моррис Гест[ru] [~ 6]. Компания «Le Théâtre de la Chauve-Souris» выступала в театре Феми́на[ru], записывала пластинки на студии «Columbia Graphophone Company»[ru] с оркестром театра «Водевиль»[ru] и прославилась на весь мир, во многом благодаря энергии Никиты Балиева и киноплёнкам, запечатлевшим эти выступления. Ли де Форест показал свой фонофильм «La chauve souris» в «Rivoli Theater»[ru] 15 апреля 1923 года.
Никита Балиев подружился с американскими драматургами общества «Круглого стола» (англ. Algonquin Round Table). В один апрельский вечер 1922 года был показан спектакль «No Sirree!». В музыкальных вечерах участвовали Роберт Шервуд, Таллула Бэнкхед и Хелен Хейз. [12]
В сезоне 1922 года «Chauve-Souris» показала на Бродвее 153 представления в «Forty-Ninth Street Theatre», с оформлением и костюмами Николая Ремизова и Сергея Судейкина. В программе был знаменитый «Парад деревянных солдатиков»[ru] Леона Есселя, с декорациями и костюмами Мстислава Добужинского [13]. [14] [15] [16] [~ 7]
После гастролей по Южной Америке труппа вновь вернулась в Европу. «Летучая мышь» уже называлась театральной компанией - La Chauve-Souris compagnie théâtrale (фр.), и представляла спектакли на сцене парижского театра «Фемина»[ru] с 1923 по 1933 годы. [18] [19]
С 14 января по 7 марта 1925 года «Chauve-Souris» выступала на Бродвее, на сцене «Forty-Ninth Street Theatre», и с 10 октября по 17 декабря 1927 года на сцене «Cosmopolitan Theatre»[ru] компания Балиева дала 80 представлений.[11] [20]
В 1926 году вышел в прокат фильм Ралфа Бартона[ru] с участием Никиты Балиева, «Camille: The Fate of a Coquette»[ru], литературным источником которого стал роман «Дама с камелиями» [~ 8].
В 1928 году Никита Балиев был награждён орденом Почетного легиона. Он участвовал в творческих вечерах Тэффи, Дон-Аминадо и Мунштейна.
С 1 апреля 1928 года труппа выступала в «Sam S. Shubert Theatre»[ru]. В программе принимала участие балерина Тамара Жева[ru].[22][23]
С 22 января по 4 марта 1929 года начались выступления в «Jolson’s 59th Street Theatre»[ru][11] , а с 21 октября по ноябрь 1931 года представления в «Ambassador Theatre»[ru] труппы «New Chauve-Souris», затем состоялись гастроли в Лондоне.
В 1931 году Балиев поставил инсценировку «Пиковой дамы» по А. С. Пушкину в парижском театре «Madeleine»[ru]. Сценографию и эскизы костюмов сделал Ф. Ф. Комиссаржевский.
В Париже [когда?] Балиев создал «Театр русской сказки»en français?, а в 1934 году вернулся в США.
Женой Никиты Балиева была молодая актриса Зоя Карабанова[1] , известная в России как Мара Крэг, звезда немого кино производства компании Иосифа Ермольева[24], а затем актриса голливудских фильмов — Mme. Karabanova. Вторую жену, полную отчаяния из-за покинувшего её Фёдора Комиссаржевского, Никита Балиев подобрал у лондонского моста Ватерлоо и обвенчался с ней на корабле, держащего путь на северо-американский континент. Судьбы у этих актрис были разными; Зоя Карабанова прошла яркий звёздный путь, завершившийся в Голливуде в 60 лет. Mme. Komisarjevskaia обрела своё счастье, став Mrs. Elene Balieff. Она оставила актёрское ремесло, пережив внезапную кончину на пике славы Никиты Балиева. Елена Аркадьевна руководила балетной школой, а последние свои годы жила при Ново-Дивеевском монастыре, там и скончалась в 86 лет[25].
3 или 4 сентября 1936 года легендарный конферансье и энергичный театральный антрепренёр внезапно умер, это случилось в Нью-Йорке. Никита Балиев похоронен на кладбище Маунт Оливет[ru], Лонг-Айленд.
|
«Синяя птица должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон и, вместе с тем, величава» — К. С. Станиславсккий
Балиев, Никита Федорович.