28-06-2023
Без имени | |
Sin nombre | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
96 мин |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 1127715 |
«Без имени» (исп. Sin nombre) — американско-мексиканский фильм 2009 года о молодежных уличных бандах и нелегальной миграции в Латинской Америке. Был удостоен ряда премий, в том числе на кинофестивале Сандэнс в 2009 году.
Содержание |
Действие начинается в мексиканском городе Тапачула на границе с Гватемалой. Уилли по кличке Эль Каспер вербует 12-летнего[2] Бенито в местный филиал международной банды Мара Сальватруча; в качестве инициации, мальчика избивают, дают кличку Эль Смайли, и заставляют застрелить пленника из враждебной уличной банды. Уилли скрывает от товарищей, что вместо того, чтобы воевать с другими бандами, он проводит время со своей девушкой Мартой Марлен; Марта Марлен при этом считает, что Уилли не ведет ее встречаться со своими товарищами потому, что в банде у него есть другая девушка. Марта Марлен приходит на сходку мары на кладбище, и бандиты понимают, что Уилли врал. За вранье его избивают; тем временем, главарь банды, Лил Маго, уводит Марту Марлен, пытается ее изнасиловать и случайно убивает. Ужаснувшемуся Уилли Лил Маго объясняет: «найдешь другую».
Тем временем, 15-летняя Сайра с дядей Орландо и отцом Орасио отправляется из Гондураса в Нью-Джерси, США, откуда отца уже раз депортировали. Семья через джунгли добирается до Тапачулы, где с толпой других мигрантов-нелегалов устраивается на крышах вагонов товарного состава и отправляется на север Мексики, в сторону американской границы. Лил Маго с Уилли и Смайли нападают на поезд и начинают грабить мигрантов; Лил Маго мотивирует налет тем, что у банды плохо с финансами, а кроме того, среди мигрантов могут быть члены вражеских банд. Когда отец Сайры отказывается отдавать деньги, Маго пытается изнасиловать девушку. Уилли не выдерживает, зарубает Маго своим мачете и приказывает Смайли сойти с поезда, а сам остается на вагоне. Смайли сообщает бандитам о Уилли и Маго. Новый главарь Эль Соль обвиняет Смайли в сговоре с предателем; чтобы искупить свою вину, Смайли берется лично найти и казнить Уилли. Вскоре к нему присоединяется Эль Скарфейс, член филиала Мары Сальватручи в Тьерре-Бланке, со своими двумя бойцами. Бандитам быстро удается выйти на след Уилли благодаря его запоминающимся татуировкам на лице и руках.
Тем временем, Сайра на поезде спасает Уилли от других мигрантов, которые воспринимают татуированного молодого человека как опасного бандита и пытаются столкнуть с крыши вагона. Она подружилась с ним несмотря на предупреждения и отца (который говорит, что Уилли — убийца), и самого Уилли (который пытается ей объяснить, что он мертвец, и его казнь лишь дело времени).
В Орисабе мигрантам приходится временно спуститься с вагонов, чтобы избежать полицейской облавы; тут их ждут Смайли, Скарфейс и группа бандитов. Уилли едва удается вернуться на поезд; его спасает то, что Скарфейс попадает в перестрелку с враждебной бандой.
Рано утром близ Мехико Уилли спрыгивает с вагона, и к его удивлению и досаде, Сайра бросает свою семью и следует за ним. Уилли обращается к тете Тонье, своей давней знакомой из криминального мира. Тетя Тонья соглашается помочь молодым людям пробраться на север; в качестве транспорта, она предлагает автовоз, везущий разбитые автомобили на свалку в Монтеррей. Как только автовоз отправляется, Тонье звонит Эль Соль, и она сообщает ему о маршруте Уилли; она не смеет врать представителю Мары Сальватручи.
Бандиты ждут автовоз на конечной точке маршрута. Уилли и Сайру спасает брезгливость: они ранее спустились с автовоза, чтобы помыться. В ночлежке для мигрантов Сайра узнает о судьбе своей семьи, оставшейся на крыше вагона. Ее отец бежал от полиции, упал под колеса поезда и погиб, а дядя Орландо был арестован и депортирован из Мексики.
Уилли и Сайра добираются до американской границы. В оплату за переправу через Рио-Гранде Уилли отдает свой цифровой фотоаппарат — единственное, что у него осталось в память о Марте Марлен. Сайра переправляется первой. Когда она добирается до американского берега, на мексиканском появляются бандиты: Мара Сальватруча наконец догнала беглеца. Малолетний Смайли убивает своего бывшего приятеля Уилли из револьвера.
Последние кадры фильма показывают последующие события. Сайра из торгового комплекса на американской территории дозванивается до жены своего отца в Нью-Джерси. Эль Смайли, полноправный член банды Мара Сальватруча, получает татуировку на внутренней поверхности губы. Дядя Орландо переправляется через реку на плоту, снова стремясь попасть в США.
Бандиты:
Мирные жители:
Кинокритики восприняли фильм положительно. «Без имени» получил 88 % положительных отзывов по версии Rotten Tomatoes[3]; Metacritic дал фильму 77 из 100 баллов[4]. Рецензия в Washington Post сравнила сценарий Фукунаги с типичными работами знаменитых мексиканских режиссеров дель Торо, Гонсалеса Иньярриту и Куарона, и назвала фильм «элегантным» и «чистым кинематографом»[5]. Эберт отметил не только красоту съемки, но и политическую подоплеку фильма:
|
Однако фильм не всем пришелся по вкусу. Рецензия The Hollywoord Reporter отмечает, что хотя «Без имени» красиво снят, во второй половине фильма атмосфера недостаточно напряженная, а главные герои — Уилли и Сайра — недостаточно проработаны в сценарии, что лишь отчасти компенсируется хорошей актерской игрой[7].
Фильм удостоен ряда кинопремий, в том числе:
Без имени (фильм, 2009).