Lt304888.ru

Туристические услуги

Бейскбаев, Бахтурас

16-05-2023

Бейскбаев, Бахтурас
каз. Бесікбаев Бақытораз
Дата рождения

1920 год(1920)

Место рождения

с. Ильинское, Верненский уезд, Семиреченская область, Туркестанская АССР, РСФСР

Дата смерти

26 июня 1941(1941-06-26)

Место смерти

около деревни Декшняны, Радошковичский район, Вилейская область, Белорусская ССР, СССР

Принадлежность

 СССР

Род войск

авиация

Годы службы

?—1941

Звание
Часть

207 полк ДБА

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Награды и премии

Бахтура́с Бейскба́ев (каз. Бесікбаев Бақытораз) — стрелок бомбардировщика 1-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, младший сержант. Погиб во время боевого вылета, по одной из версий — в результате тарана немецкой механизированной колонны. Посмертно удостоен званий Герой России и «Халык Кахарманы» (Казахстан).

Родился в 1920 году в селе Ильинское[1] Верненского уезда Семиреченской области Туркестанской АССР. Казах. На момент начала Великой Отечественной войны служил в 3-й (с 24 июня — в 1-й) эскадрилье 207-го дальнебомбардировочного авиаполка нижним стрелком в экипаже Александра Маслова.

Содержание

Гибель

26 июня 1941 года при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе МолодечноРадошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, стрелком-радистом которого был Бахтурас Бейскбаев, был подбит и упал около д. Декшняны. Вместе с ним погибли все члены экипажа: командир корабля капитан Александр Маслов, штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов. Согласно одной из версий, командир корабля Маслов направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе.

Обстоятельства гибели Б. Бейскбаева: версии и факты

Так как свидетельств гибели самолёта А. С. Маслова не было, Бахтурас Бейскбаев, как и весь экипаж считался «пропавшим без вести». По идеологии того времени военные, чья смерть не была точно установлена, подозревались в возможной «измене Родины».

В 1951 году для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы однополчанина Бейксбаева, командира 2-й эскадрильи Николая Гастелло, который, как считалось, совершил прославленный «огненный таран» в тот же день, когда погиб экипаж Маслова. Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова — членов экипажа Б. Бейскбаева. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого было установлено, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Александра Маслова. Так как данные о том, что на месте предлагаемого подвига Гастелло на самом деле погиб другой экипаж, противоречили официальной версии «огненного тарана», информация о месте гибели членов экипажа Маслова не была обнародована, обстоятельства их смерти не расследовались. Останки Б. Бейскбаева и других членов экипажа без огласки перезахоронили в братской могиле на кладбище Радошковичей, фрагменты их бомбардировщика — отправлены в музеи страны, как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.

Версии гибели

В конце 80-х — начале 90-х годов XX века общественности стало известно о том, что месте известного всей стране «огненного тарана» Н. Гастелло на самом деле потерпел крушение самолёт Александра Маслова. В связи с этим, родилась версия, что колонну вражеской техники таранил экипаж Маслова, а не Гастелло. Усилиями сторонников версии тарана Маслова Бахтурас Бейскбаев, как и все члены экипажа, в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны I степени, а в 1996 году — звания «Герой России» с формулировкой: «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1998 году Бахтурас Бейскбаев был удостоен высшей награды Казахстана «Халык Кахарманы» (Народный герой Казахстана). В то же время, ряд исследователей считают полностью несостоятельной версию о том, что таран совершил экипаж Маслова, полагая, что самолёт не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт.

Факты

В истории гибели Бахтураса Бейскбаева достоверным можно считать:

  • дату гибели — 26 июня 1941 года
  • место крушения самолёта — у села Декшняны
  • место захоронения — братская могила в пгт. Радошковичи

Не доказан факт наземного тарана бомбардировщиком Маслова.

Установление истины осложняется тем, что имеющиеся свидетельства противоречивы и запутаны, а многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Награды

Примечания

  1. Село Ильинское ликвидировано в 1970 году в с связи с затоплением территории водами Капчагайского водохранилища

Смотри также

Ссылки

  • Небесные воины
  • Забвение за подвиг

Версия: таран Маслова:

  • Антон Сидоренко. Где вы, капитан Гастелло?
  • Два Капитана. Часть I. «Известия», 28 января 1997 г.
  • Два Капитана. Часть II. «Известия», 29 января 1997 г.
  • Фёдор Воробьёв. Николай Гастелло — подвиг, которого не было.

Критика версии о таране Маслова:

  • Виктор Гастелло. «Правда о легендарном пилоте»
  • Виктор Гастелло. Оставьте героев в покое
  • Кирилл Экономов. Искушение «Св. Эдуарда»

Литература

 Бейскбаев, Бахтурас на сайте «Герои страны»

  • В. Карпенко. Подвиг Гастелло

Бейскбаев, Бахтурас.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01