Родился в банатском селе Надьсентмиклош, в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Барток в детстве рос в атмосфере, насыщенной музыкой, слушал концерты оркестра отца и исполнения матери-пианистки. Уже в четыре года Барток знал множество народных песен и наигрывал их мелодии одним пальцем; а в пять лет получил первый урок игры на фортепиано от матери, а уже через месяц они вместе играли в четыре руки пьесу, приготовленную ими ко дню рождения отца.
Детство Бартока было омрачено болезнями, а затем и смертью отца в 1888 году. После смерти отца семья переселяется в Севлюш (ныне город Виноградов на Украине). Там мать, Паула Барток, получает место учителя в начальной школе.
1 марта1892 года в городе Виноградов на Закарпатье состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21Бетховена, и фортепианную пьесу Течение Дуная, написанную самим Бартоком. Успех концерта имел важное последствие: директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где юный Барток получил возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля, сына Ференца Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу города Банска-Быстрица.
В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа, в результате чего осенью Барток поступает без экзаменов в столичную музыкальную академию. В академии его преподавателями были Ганс Кёслер (композиция) и Иштван Томан (фортепиано). В академии Барток сразу обратил на себя внимание как одарённый молодой музыкант. Особенно он преуспел в фортепианной игре.
С 1907 года профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием (особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Листа) и изучением крестьянского фольклора (в частности, венгерского, румынского, словацкого, турецкого), вместе с Золтаном Кодаем собрал большое количество песен. В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в директории музыкантов. В 1936 записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун.
В 1940 эмигрировал в Нью-Йорк, получил американское гражданство в 1945, незадолго до смерти (скончался от лейкоза). Недописанные Бартоком 3-й фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром завершил Тибор Шерли.
Притом что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (венг.A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), Деревянный принц (венг.A fából faragott királyfi) (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу «Микрокосмоса» пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.
В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.
Идентификация сочинений
В связи с тем что опусная нумерация у Бартока непоследовательна и запутана, музыкальные сочинения Бартока принято идентифицировать по тематическому каталогу Андраша Сёллёши[1] (аббревиатура Sz) либо по (более современному) каталогу Ласло Шомфая[2] (аббревиатура BB).
В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока (фр.Square Béla-Bartók), в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году.
Музыкальные сочинения
Соната для двух фортепиано и ударных BB 15
Скерцо из симфонии ми-бемоль мажор BB 25
Дуэт для двух скрипок (1902) BB 26
Анданте ля минор для скрипки и фортепиано BB 26
4 пьесы для фортепиано BB 27
Соната для скрипки и фортепиано ми минор BB 28
Кошут-Симфония BB 31
Квинтет для фортепиано и струнного квартета BB 33
Скерцо (бурлеска) для фортепиано с оркестром op.2 BB 35
Рапсодия для фортепиано op.1 BB 36a
Рапсодия для фортепиано с оркестром BB 36b
Сюита для оркестра № 1 op.3 (версия 1905г) BB 39
Сюита для оркестра № 2 op.4 (версия 1943г) BB 40
3 венгерских народных песни области Чик BB 45b
Концерт для скрипки с оркестром № 1 BB 48a
2 портрета BB 48b
2 элегии для фортепиано op.8b BB 49
14 багателей для фортепиано op.6 BB 50
10 лёгких пьес BB 51
Струнный квартет № 1 BB 52
«Для детей», фортепианный цикл, том 1 BB 53
«Для детей», фортепианный цикл, том 2 BB 53
7 скетчей (Vázlatok) для фортепиано op.9b BB 54
3 бурлески BB 55
2 румынских народных танца для фортепиано BB 56
4 плача для фортепиано op.9a BB 58
2 картины BB 59
Румынский танец для оркестра BB 61
Опера «Замок герцога Синяя Борода» BB 62
Аллегро барбаро BB 63
4 пьесы для оркестра BB 64
Румынские рождественские гимны BB 67
6 румынских народных танцев BB 68
Сюита для фортепиано BB 70
Балет «Деревянный принц» BB 74
Струнный квартет № 2 BB 75
Румынские народные танцы для оркестра BB 76
15 венгерских народных песен BB 79
3 венгерских народных мелодии BB 80b
3 этюда для фортепиано, ор.18 BB 81
«Чудесный мандарин», балетная сюита для симфонического оркестра BB 82
Балет «Чудесный мандарин» BB 82
Импровизации на темы венгерских народных песен BB 83
Соната для скрипки и фортепиано № 1 BB 84
Соната для скрипки и фортепиано № 2 BB 85
Танцевальная сюита для оркестра BB 86
Танцевальная сюита BB 86a
3 деревенских сцены для женского хора и камерного ансамбля BB 87b
Соната для фортепиано (1926) BB 88
«Out of Doors» для фортепиано (1926) BB 89
9 маленьких пьес BB 90
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 BB 91
Струнный квартет № 3 BB 93
Рапсодия № 1 для скрипки и фортепиано BB 94
Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром, (1928-29) BB 94b
Струнный квартет № 4 BB 95
Рапсодия № 2 для скрипки с оркестром BB 96
Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано (1928 версия 1945) BB 96b
Светская кантата (Cantata Profana) BB100
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 BB101
Сонатина для фортепиано BB102a
Трансильванские танцы для оркестра BB102b
Венгерские пьесы BB103
44 дуэта для двух скрипок BB104
«Микрокосмос» BB105
Венгерские крестьянские песни для оркестра BB107
Венгерские народные песни для скрипки и фортепиано BB109
Струнный квартет № 5 BB110
Маленькая сюита BB113
Музыка для струнных, ударных и челесты BB114
«Контрасты», трио для скрипки, кларнета и фортепиано BB116
Концерт для скрипки с оркестром № 2 BB117
Дивертисмент для струнного оркестра BB118
Струнный квартет № 6 BB119
Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра BB121
Концерт для оркестра BB123
Соната для скрипки соло BB124
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 BB127
Концерт для альта с оркестром BB128
Транскрипции для фортепиано
Румынские танцы для фортепиано
Музыковедение. Фольклористика. Редактирование
На английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции печатались в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков, 1967–81 гг.).
Das Problem der neuen Musik // Melos I,5 (1920), SS.107–10; перевод на англ. в сб. Essays (1976), pp.455-460.
Ethnomusikologische Schriften, hrsg. v. D. Dille. 4 Bde. Budapest, 1965–1968.
Rumanian folk music, ed. by B. Suchoff. 5 vls. The Hague, 1967-1975.
Musiksprachen, Aufsätze und Vorträge, hrsg. v. B. Szabolcsi. Leipzig, 1972.
Essays, ed. by B. Suchoff. London, 1976 (оглавление сборника)
Yugoslav folk music, ed. by B. Suchoff. Albany, NY, 1978.
Turkish folk music from Asia Minor, ed. by B. Suchoff. Princeton, NJ, 1976.
The Hungarian folk song, ed. by B. Suchoff. Albany, NY, 1981.
Studies in ethnomusicology, ed. by B. Suchoff. Lincoln, 1997 (сб. статей Бартока по муз. фольклористике).
О «расовой чистоте» в музыке. Изучение песенного фольклора Восточной Европы// Венгры и Европа : Сб. эссе. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 217—223.
Примечания
↑Szőllősy, András. Bartók Béla válogatott írásai, összegyűjtötte és sajtó alá rendezte Szöllősy András. Mûvelt Nép Könyvkiadó, Budapest, 1956.
↑Somfai, László. List of works and primary sources. In: Somfai L. Béla Bartók: composition, concepts, and autograph sources. Berkeley, 1996, pp.297–320.
См. также
Mikrokosmos (содержит список всех включённых в сб. пьес)
Литература
Мартынов И. И. Бела Барток. — М.: Красная звезда, 1956.
Сабольчи Б. Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. — Будапешт, 1963.
Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. — Будапешт: Корвина, 1971.
Бела Барток: Сборник статей / Под ред. Е. И. Чигаревой. — М.: Музыка, 1977.
Малинковская А. Бела Барток — педагог. — М.: Музыка, 1985.
Laki P. Bartók and his world. — Princeton: Princeton UP, 1995.
Ссылки
Bartok. Essays (1976) (Google books)
Bartók Béla Memorial House (венг.). Bartók Béla Memorial House. Проверено 4 апреля 2014.
Малинковская А. Бела Барток (рус.). Belcanto.ru. Проверено 4 апреля 2014.
Сигитов С. Ладовая система Белы Бартока позднего периода творчества (рус.). MusStudent.ru. Проверено 4 апреля 2014.