Lt304888.ru

Туристические услуги

Белгородская забава

11-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Белгородская забава
Основная информация
Годы проведения

1995, 1997, 1999, 2002, 2005, 2012, 2015

Страна

Россия Россия

Город

Белгород

Тематика

кукольные театры

bgtk.org

Белгородская забава — международный фестиваль мастеров кукол, организуемый Белгородским театром кукол. Проводится с 1995 года в Белгороде.

Содержание

История создания

Первоочередной целью фестиваля является сохранение творческих контактов и лучших традиций кукольных театров, в первую очередь, славянских народов, обмен опытом, знакомство с наиболее значимыми работами профессиональных театров, поиск нового драматургического материала, обновление традиционных сюжетов, мастер-классы для художников и драматургов кукольных театров.

Участниками Фестиваля являются профессиональные государственные и негосударственные театры кукол из Российской Федерации и других стран, чьи спектакли были выбраны Театром после предварительного просмотра Организационным комитетом.

В конкурсной программе Фестиваля участвуют кукольные спектакли, созданные для разных возрастных категорий. Предпочтение отдается спектаклям, основанным на классических народных или авторских сюжетах, и спектаклям для детей. Особое внимание уделяется постановкам, в основу которых лёг новый, эксклюзивный драматургический материал (специально созданные оригинальные пьесы и адаптации для театра литературных произведений иных видов).

Фестиваль «Белгородская забава» — некоммерческий, и призван содействовать обмену практическим опытом в области театрального искусства.

Хронология

I фестиваль, 1995

Поводом для проведения первого фестиваля послужил распад Советского Союза и появление политических границ между славянскими республиками. Идею проведения фестиваля поддержали главы Администраций области и города, руководители областного управления культуры. Первый фестиваль больше походил на некие местные забавы, чем на серьёзный международный фестиваль. В программе фестиваля, помимо Белгородского Государственного театра кукол, приняли участие всего три профессиональных коллектива: Воронежский театр кукол, Брянский театр кукол и Курский театр кукол . В качестве гостей — участники студии Ярославского театрального института.

II фестиваль, 1997

II–ой Международный фестиваль, состоявшийся в 1997-ом году, уже совсем не походил на своего предшественника. Весть о добром начинании белгородского театра разлетелась по городам и весям, преодолев государственные границы и развеяв все сомнения и вопросы. Фестиваль оказался востребованным, число его участников выросло втрое и, что важно, «Белгородская забава» обрела своё лицо, своеобразной «фольклорной Мекки России», собрав у себя в гостях спектакли, основанные на национально–этнографическом материале. Этот театральный форум стал настоящей праздничной феерией, карнавалом, вобравшим в себя и традиционное кукольное представление, и народные песни, танцы, и даже элементы этнографических обрядов. В программе Второго Международного фестиваля встретились инсценировки известных русских и, менее известных русскому зрителю, белорусских сказок, украинский Гоголь с украинским же «Декамероном», современная интерпретация древнеславянского фольклора с драматургической версией японских сказаний. И хоть идея единства славянского народа была главенствующей, всё же это не стало преградой для радушного приёма представителей других этносов и культур.

После спектакля Белгородского театра «Кум да кума, да сказок сума», открывшего фестиваль, на этот раз, в нем приняли участие кукольники из Брянска, Орла,, Гомеля (Белоруссия), Тулы, Полтавы (Украина), Могилёва (Белоруссия), Краснодара, Курска, Харькова (Украина), Витебска (Белоруссии) и Воронежа.

III фестиваль, 1999

Но, на III Международном фестивале театров кукол «Белгородская забава», проходившем в 1999 году, не всё складывалось так радужно, как на предыдущем. Из-за финансово–таможенных проблем не доехали в тот год до фестиваля театры Белоруссии, а из-за внезапной болезни В. Вольховского не смог принять участие в фестивале воронежский театр. Оставлял желать лучшего и художественный уровень представленных работ. Но, всё же, третий фестиваль сделал ещё один шаг вперёд в том, что организаторы учли пожелания зрителей, и почти каждый спектакль был показан дважды. И не только на сцене театра. Некоторые постановки прошли во Дворце культуры железнодорожников, в ДК «Энергомаш», клубе колледжа культуры и искусств... Так что, сотни маленьких и больших белгородцев стали свидетелями «Олимпийских игр театров кукол славянских государств в нашем городе». Именно так назвал этот фестиваль мэр Белгорода Георгий Георгиевич Голиков, напомнив всем первоначальный девиз олимпийцев: «Главное не победа, а участие». Ведь фестиваль — это праздник, дарующий зрителям радость встречи с миром искусства, а самим кукольникам — возможность творческого общения коллег, желающих быть братьями-славянами не только по крови, но и по духу, объединёнными общими корнями и современными общечеловеческими интересами.

В Третьем Международном фестивале принимали участие театры из: Тулы, Краснодара, Брянска, Смоленска, Полтавы, Орла, Харькова и Курска. Сами белгородцы показали своим гостям два спектакля: «Соловей и император», который был показан на открытии фестиваля и «Сказки нянюшки Арины».

IV фестиваль, 2002

IV Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава» хоть и состоялся с запозданием на один год, но зато показал, что он становится всё более и более популярен среди кукольных театров России и ближнего зарубежья. Пятнадцать театров, рекордное для «Забавы» количество, приняли участие в IV фестивале. Стал очевидным тот факт, что узы дружбы, предложенные белгородскими кукольниками, крепнут и разрастаются, что такие встречи просто необходимы и служат на благо развития искусства театра кукол в целом. Настоящей творческой лабораторией обернулся этот фестиваль для всех участников. Каждый спектакль не просто был просмотрен, но и подвергнут профессиональному анализу со стороны жюри, которое состояло из театральных критиков Москвы и Харькова. Не все спектакли были приняты однозначно, но в целом фестиваль, безусловно, удался. С надеждой на новые встречи расставались кукольники Белгорода, Московской области, Орла, Брянска, Бреста, Тулы, Курска, Набережных челнов, Москвы, Воронежа, Полтавы, Минска, Симферополя, Тамбова и Липецка. Каждый увозил с собой на родину частичку тепла этой бескорыстной дружбы.

V фестиваль, 2005

Проведение V Международного фестиваля театров кукол «Белгородская забава» было приурочено к сорокалетию Белгородского Государственного театра кукол и проходило в праздничной обстановке. Свои поздравления привезли нам коллеги из Набережных Челнов, Рязани, Курска, Воронежа, Чебоксар, Тулы, Липецка, Могилёва, Москвы. Студенты харьковского Университета искусств показали на нашей сцене свой замечательный концерт. И хоть количество участников было несколько меньше, чем на четвёртой «Забаве», зато добавились «новые» страны.

В последующие годы фестиваль не проводился. Это было связано с тем, что в здании театра проводилась реконструкция, и театр не мог принять гостей.

VI фестиваль, 2012

Харьковский театр кукол. Спектакль «Майская ночь».
Гомельский театр кукол. Спектакль «Поминальная молитва».
Крымский театр кукол. Спектакль «Золушка».

Учредителями VI Международного фестиваля театров кукол «Белгородская забава» 2012 выступили Союз театральных деятелей Российской Федерации и управления культуры Белгородской области.

В 2012 году в фестивале приняли участие:

Состав жюри: председатель — театральный критик Ольга Глазунова, члены жюри, ведущие специалисты в области детского театра и театра кукол — режиссёр Виктор Шрайман, режиссёр Станислав Железкин, театровед Алексей Гончаренко, композитор Алексей Чёрный; в качестве гостей были приглашены президент Международного фестиваля «КукАрт» Давид Бурман, президент Российского центра УНИМА Елена Иванова, генеральный директор Творческо-координационного центра «Театр-информ» Ольга Сенаторова.

По мнению Ольги Глазуновой, «на фестивале были и взлеты, и разочарования, но главное все же — полнота ощущений. По «Белгородской забаве» можно судить о том, что происходит сегодня в театральном сообществе, какие тенденции появляются, какие идеи кукольников нужно поддерживать, а с какими бороться».

Определённый итог VI фестиваля подвёл театральный критик В. Л. Шрайман[2]:

Ради такого спектакля, как «Майская ночь» (Харьковский театр кукол, режиссёр Оксана Дмитриева) стоило приезжать в Белгород на фестиваль! Совершенно блистательная постановка. Это не спектакль «говорящих голов». Это слияние фантазии, чудес, пластики. Он рожден из сердца, чувства, таланта. Для меня этот спектакль — чудо. Спектакль «Волшебная кисть» Могилёвского областного театра кукол (режиссёр Игорь Казаков) не похож на другие. Это одна из форм сегодняшнего языка театра кукол. Безупречен спектакль Саратовского театра кукол «Бременские музыканты». Здесь сошлось всё: и мастерство режиссёра, и удивительное искусство художника. В спектакле так сделаны куклы, что ими хочется играть, каждый пальчик движется. Они живые.

Первая премия фестиваля отправилась Италию, в Неаполитанский традиционный театр кукол, кукловод которого Гасперо Насуто продемонстрировал филигранное владение куклой в представлении «Пульчинелла-ди-Маре».

А гран-при фестиваля увезли с собой харьковчане, за спектакль «Майская ночь», поставленный в жанре мюзикла, который покорил и зрителей, и жюри.

Главный приз детского жюри, которое также работало на фестивале, был отдан белгородскому спектаклю «Аистенок и Пугало», который поставили питерские кукольники: режиссер Людмила Федорова и художник Александра Зубова[2].

См. также

Примечания

  1. БГТК. Забава, 2013
  2. ↑ Куклы — забава серьезная

Ссылки

  • Белгородская забава 2012 (vbelgorode.com)
  • Как Путятишна собрала кукольников на «Белгородскую забаву» (okolo.me)

Белгородская забава.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01