14-09-2023
«Белорусская»
Кольцевая линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
42,5 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Архитекторы вестибюлей: |
И. Г. Таранов, Ю. А. Черепанов (западный вестибюль)[1] |
Инженеры-конструкторы: |
Б. М. Прикот, А. И. Семёнов, К. Сапуненко[1] |
Выход к улицам: |
Грузинский вал, к площади Тверской Заставы, на улицы Бутырский вал и Лесная |
Переходы на станции: | |
Наземный транспорт: |
А 0, 12, 12к, 12ц, 27, 82, 84; Тб 1, 12, 18, 20, 54, 56, 70, 78, 82; Тм 9 |
Время открытия: |
5:25 (западный вестибюль) |
Время закрытия: |
1:00 |
Код станции: |
067, Бл |
«Белору́сская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Тверская Застава между станциями «Краснопресненская» и «Новослободская». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.
Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Названа по Белорусскому вокзалу, близ которого расположена[2]. Имеет переход на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии.
Содержание |
Первой станцией метро у Белорусского вокзала стала станция «Белорусская» Замоскворецкой линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена[3].
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[4]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[4]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[4]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[4].
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[4]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[4]. Переход на Замоскворецкую линию открылся сразу же после открытия станции.
В 1994 году была проведена реконструкция станции, в ходе которой красивый мозаичный пол был заменён на гранитный с упрощением рисунка[5].
До 1997 года у станции был один наземный вестибюль (западный). Восточный вестибюль был открыт 25 августа 1997 года на Лесной улице[1].
В период с 29 мая по 10 декабря 2010 года переход на Кольцевую линию был закрыт. Проводились ремонтные работы и замена эскалаторов[6]. К открытию перехода были выпущены памятные билеты[7].
У станции два вестибюля — наземный и подземный. Первый (западный, наземный) вестибюль открылся в 1952 году, второй (восточный, подземный) — в 1997 году.
Западный наземный вестибюль станции находится у Белорусского вокзала, на углу Грузинского вала и площади Тверской заставы. Вестибюль представляет собой массивное квадратное трёхэтажное здание[8]. Перед фасадом на площади Тверская Застава располагается портал с высокими арками между пилонами-простенками[8]. По фасаду находятся арки входа и выхода с застеклённым сводчатым верхом под золочёными металлическими решётками[9]. Между дверными арками — ступенчатый ниспадающий фонтан[10]. Барельефы по фризу вестибюля, изображающие торжество советского народа-победителя[10], выполнили скульпторы С. М. Рабинович и И. Л. Слоним в мастерской С. М. Орлова. Вход на станцию осуществляется через узкий овальный кассовый аванзал. Стены около турникетов отделаны красным мрамором, который иногда ещё именуют «мраморовидным известняком»[11]. В стенах можно увидеть окаменевших моллюсков[11]. Аванзал соединён изогнутым проходом с переходной камерой, которая отделана светлым мрамором[8]. Переходная камера завершается входной аркой эскалаторного зала[8]. Шестиугольный купольный эскалаторный зал осложнён шестью арками: для входа, выхода, эскалаторного тоннеля и три декоративных[8]. Над арками огромные сводчатые окна с металлическими решётками[8]. Свод опирается на шесть декоративных колонн, отделанных белым мрамором, с дорическими капителями[8]. Выход на улицу осуществляется через короткий коридор с беломраморной отделкой стен[8]. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году[12].
Восточный вестибюль открыт 25 августа 1997 года на Лесной улице. Для того, чтобы попасть с платформы в вестибюль, нужно пройти по лестнице, затем по небольшому коридору к эскалаторам. Там четыре эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 1997 году[12]. В вестибюле расположены кассы и турникеты. Стена между дверями на выход и дверями на входе украшена майоликовым панно португальского художника Грасы Мораис[1]. Это панно — дар Мэрии Лиссабона Московскому метрополитену в ознаменование 850-летия столицы[10]. Два наземных павильона выводят в город: один — к улицам Тверским-Ямским, Бутырскому валу, Лесной и Заставному переулку, второй — на улицу Бутырский вал.
Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 42,5 метра) с тремя сводами. Авторы проекта — И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, А. А. Марова и Я. В. Тараржинская. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. В 1951 году И. Г. Таранов, Н. А. Быкова и Г. И. Опрышко получили за работу над проектом Сталинскую премию[1].
Пилоны облицованы светлым мрамором «коелга»[13]. Они гармонично расширяются вверх, но не переходят в своды, а отделяются от них простыми по форме элегантными карнизами[14]. Путевые стены изначально были облицованы мелкой цветной метлахской плиткой[13], при реконструкции — белой керамической плиткой[1]. На путевых стенах под основанием свода размещены пилястры[14]. Так как проектирование станции было поручено Таранову и Быковой, которые были супругами, они решили реализовать свои неосуществлённые при строительстве «Белорусской»-радиальной замыслы[15]. Так, они сделали декоративный узор на полу в виде традиционной белорусской вышивки[15]. Первоначально его выполнили из многоцветной (серой, белой и красной) керамической плитки[15]. При реконструкции, проведённой в 1994 году, плитка была заменена на полированный гранит[13] со значительным упрощением оригинального узора[16]. Светильники, размещённые на пилонах, выполнены в виде ваз из стекла и мрамора.
Тема художественного оформления — хозяйство и культура Белоруссии[1]. Украшением потолка является лепной орнамент, который представляет собой рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры: квадраты, многоугольники, полосы с декоративными рельефами внутри — венками и колосьями[14]. Его делали необычно: рисунок был оттиснут на асбоцементном зонте, защищающем станцию от воды, которая может просочиться сквозь швы тюбинга, и ещё на заводе на нём закрепили декоративные фарфоровые вставки[13]. При их создании архитекторы вдохновлялись кессонированными сводами вилл Древнего Рима[13]. По оси свода центрального зала расположены 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г. И. Опрышко мастерами С. Волковым и И. Морозовым)[1]. На одном из панно были изображены труженицы, вышивающие портрет Сталина; во времена Хрущёва с панно был убран портрет Сталина, а на его месте появился орден Трудового Красного Знамени[17]. До 1997 года у торцевой стены центрального зала размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия» (автор — М. Г. Манизер); при строительстве выхода на Лесную улицу она была демонтирована. Композиционно она была очень близка скульптуре того же автора «Белорусские партизаны», стоящей до сих пор в переходе на Замоскворецкую линию[13].
Внешние изображения | |
---|---|
Схема пересадочного узла |
Из центра зала можно осуществить пересадку на Замоскворецкую линию (переход открыт в 1952 году). Переход начинается лестницей на мостик через платформу в сторону «Краснопресненской»[18]. За мостиком расположена сводчатая квадратная переходная камера, далее за аркой — эскалаторный аванзал[18]. Аванзал оборудован трёхленточным эскалатором типа Е25Т[12] с балюстрадами из нержавеющей стали. Эскалатор ведёт в прямоугольную сводчатую переходную камеру верхнего уровня[18]. В её торце расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульптор М. Г. Манизер). Там же установлены восемь оригинальных торшеров, облицованных мрамором и оформленных каменной мозаикой. Пол перехода покрыт красным и чёрным гранитом, стены облицованы мрамором[6].
В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента[6]. Архитектор станции «Белорусская» Н. А. Быкова отмечала, что хотя переход слабо удался, но арки, ведущие на Кольцевую линию, получились красивыми. Над их оформлением работал художник Г. И. Опрышко совместно с архитектором И. Г. Тарановым[19].
С 29 мая 2010 года переход был закрыт на реконструкцию в связи с заменой эскалаторов и частичной реставрацией облицовки галерей, соединяемых эскалатором. 10 декабря он был открыт.
Вблизи станции расположена соединительная ветвь, идущая к электродепо «Красная Пресня»[20]. В границах станции находятся 3 стрелочных перевода[20].
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
По часовой стрелке | 5:31:25 | 5:34:05 |
5:34:00 | 5:53:30 | |
Против часовой стрелки | 5:52:55 | 5:53:30 |
5:52:00 | 5:55:00 |
Станция метро «Белорусская» Кольцевой линии расположена между станциями «Краснопресненская» и «Новослободская». Западный наземный вестибюль станции находится у Белорусского вокзала, на углу Грузинского вала и площади Тверской Заставы. Адрес западного вестибюля: площадь Тверская Застава, дом 3. Восточный вестибюль расположен на Лесной улице[1]. Расстояние от станции до центра Москвы — 3,25 километра[24].
Белорусский вокзал обслуживает поезда дальнего следования западного, юго-западного и северного направлений. От Белорусского вокзала начинается Смоленское направление Московской железной дороги, которое связывает Москву с западными регионами России, а также с Белоруссией, Литвой, Польшей, Германией и другими государствами Центральной и Восточной Европы[25].
Между Белорусским вокзалом и аэропортом Шереметьево ездит по расписанию скоростной поезд «Аэроэкспресс». Время в пути — 35 минут; стоимость билета — 320 рублей[26].
Пригородные поезда от вокзала следуют по Белорусскому, Курскому и Савёловскому направлениям.
Около станции метро «Белорусская» расположено несколько остановок автобусов и троллейбусов[27]:
Маршруты автобусов (данные на 2012 год)[28]
|
Маршруты троллейбусов (данные на 2012 год)[29]
|
Маршруты трамваев (данные на 2012 год)[30]
|
На площади Тверская Застава рядом с восточным выходом станции находится старообрядческий храм Николы Чудотворца, построенный в 1914—1921 годах. Здание церкви является памятником архитектуры федерального значения[31].
5 февраля 2001 года в 18:45 по московскому времени на станции произошёл взрыв. Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Благодаря большому весу скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не очень большими[32].
На станции «Белорусская» разворачиваются несколько эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[33].
Предшественник: Курская |
Конечная станция Кольцевой линии 30 января 1952 — 14 марта 1954 |
Преемник: нет |