Lt304888.ru

Туристические услуги

Беренсон, Бернард

27-06-2023

Бернард Беренсон
Bernard Berenson
Имя при рождении:

Бернард Вальвроженский

Род деятельности:

историк искусств, художественный критик

Дата рождения:

14 (26) июня 1865(1865-06-26)

Место рождения:

Бутрыманцы, Трокский уезд, Виленская губерния, Российская империя

Гражданство:

 Российская империя (1865—1875)
 США (1875—1959)

Дата смерти:

6 октября 1959(1959-10-06) (94 года)

Место смерти:

Флоренция, Италия

Отец:

Алтер Вальвроженский (Альберт Беренсон)

Мать:

Юдифь Вальвроженская (Джулия Беренсон)

Супруга:

Мэри Смит

Бе́рнард Бе́ренсон (Бе́рнсон; англ. Bern[h]ard Berenson; 14 [26] июня 1865, Бутрыманцы, Трокский уезд, Виленская губерния, Российская империя [ныне Бутримонис, Алитусский район, Алитусский уезд, Литва] — 6 октября 1959, Флоренция, Италия) — американский историк искусств и художественный критик, при жизни считавшийся крупнейшим в США авторитетом в области живописи итальянского Ренессанса[1].

Содержание

Семья

Родился на территории современного Алитусского района Литвы в еврейской семье Вальвроженских (Valvrojenski). В десятилетнем возрасте выехал с семьёй в США; получил образование в Гарвардском университете. Его сестра Сенда Беренсон известна изобретением правил женского баскетбола. Жена Беренсона, Мэри Смит, — историк искусств, свояченица Бертрана Рассела. Правнучатые племянницы Беренсона, Мариса и Берри, — актрисы: первая номинировалась на «Золотой глобус» за роль в фильме «Кабаре», вторая вышла замуж за актёра Энтони Перкинса и погибла во время теракта 11 сентября 2001 года.

Карьера

Известные полотна, атрибутированные Бернардом Беренсоном:
  1. Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. Ок. 1478. Эрмитаж
  2. Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера. 1490—1496. Лувр
  3. Джорджоне (в атрибуции Беренсона — Тициан). Поклонение пастухов. 1500—1510. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Учился в Гарвардском университете, в 1887—1888 годах совершенствовал своё образование в Париже, затем отправился в Рим, где знакомство с Джованни Морелли и Кавальказелле в значительной мере определило направление его дальнейшей деятельности[2].

Ранние работы Беренсона благоприятно выделялись на фоне трудов многословных последователей Рёскина и Патера деловитостью, лаконичностью и чёткостью суждений. Он категорически не принимал современное искусство и недолюбливал маньеризм. Субъективно-психологический подход Беренсона к оценке произведений искусства ставили в пример Генрих Вёльфлин и Уильям Джемс. П. П. Муратов в последней части «Образов Италии» (1923) широко цитирует мнения Беренсона как последнее слово искусствоведческой мысли. Окончательно его художественные взгляды выкристаллизовались к моменту написания обобщающего труда «Итальянские художники эпохи Возрождения» (1930).

С начала XX века ни один вопрос атрибуции картин итальянских ренессансных художников первого эшелона не обходился без участия Беренсона. Так, он ездил в Императорский Эрмитаж для установления подлинности «Мадонны Бенуа», а в 1923 году принял участие в нашумевшем судебном процессе по поводу атрибуции Леонардо одного из вариантов «Прекрасной Ферроньеры».

Благодаря своему непререкаемому авторитету Беренсон, зачастую негласно, выступал художественным советником при покупке картин «старых мастеров» американскими толстосумами. По его рекомендациям сотни, если не тысячи, первоклассных полотен покинули собрания Европы и осели за океаном. Особенно известно его сотрудничество с Изабеллой Стюарт Гарднер[ru], редкостное по качеству собрание которой ныне выставлено в Бостоне, и с Джозефом Дювином[ru], одним из ведущих антикваров мира.

Благодаря 5-процентной комиссии, взимавшейся с коллекционера за благоприятную для него атрибуцию холста, Беренсон стал состоятельным человеком и приобрёл старинную виллу И Татти (итал. I Tatti) во Фьезоле близ Флоренции. Там он проживал постоянно даже во время Второй мировой войны, когда его присутствие в Италии порядком раздражало фашистов. По завещанию Беренсона вилла со всеми находившимися на ней художественными ценностями отошла Гарвардскому университету.

В 1937 году маститый критик разорвал свои деловые отношения с Дювином в связи со спором об атрибуции вашингтонского «Поклонения пастухов[ru]» Джорджоне либо Тициану. Мнение Дювина в этом вопросе со временем возобладало, и оценки Беренсона, когда-то считавшиеся непререкаемыми, ныне не имеют прежнего колоссального веса.

Примечания

  1. Berenson, Bernard, né Bernhard Valvrojenski (en). Dictionary of Art Historians. Проверено 4 сентября 2012.
  2. Белоусова Н. А. Бернард Бернсон и его книга // Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения / Перевод с английского Н. Белоусовой, И. Тепляковой. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. — С. 38.

Ссылки

  • Berenson, Bernhard. The Florentine Painters of the Renaissance (en). — 3rd edition. — L. & N. Y.: The Knickerbocker Press, 1909.
  • Niyazi, Hasan. The Allendale Nativity – connoisseurship and controversy (en). 3 Pipe Problem (23 декабря 2011). Проверено 4 сентября 2012.

Беренсон, Бернард.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01