15-10-2023
Хусейн Бехзад | |
перс. حسین بهزاد | |
Хусейн Бехзад в 1958 |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Тегеран |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Тегеран |
Происхождение: |
иранец |
Гражданство: |
Иран |
Учёба: |
мастерская Хуссейн Пейкар-Негара |
Стиль: |
персидская миниатюра |
Известные работы: |
«Шахнаме Фирдоуси», «Терраса Ктесифонского дворца» и «Завоевание Вавилона»[1] |
Влияние: | |
Работы на Викискладе |
Хусейн Бехзад (1894, Тегеран, Персия — 13 октября 1968, Тегеран, Иран) — талантливый иранский художник XX века, считается сильнейшим миниатюристом современного иранского искусства.[2]
Был всемирно известен, имел множество наград.
Содержание |
Хусейн ещё в раннем детстве проявил свой талант художника. Позднее он так вспоминал об этом: «Неясное чувство тянуло меня к живописи, и взяв карандаш, я почувствовал себя, словно измученный жаждой человек, достигший прозрачного родника». Отец приветствовал художественный талант сына, устроив его учиться у Моллы Али. В семилетнем возрасте он остался без отца и без учителя, умерших от холеры.[3] После этого события он недолго (несколько месяцев) проходил в школу, однако, не чувствуя тяги к учёбе, бросает школу и устраивается учеником в мастерскую известного персидского портретиста Хуссейна Пейкар-Негара на тегеранском базаре, тоже ученика Моллы Али, в которой проработал 12 лет.[2] Здесь он развивал своё мастерство и зарабатывал себе на жизнь, так как после смерти отца семья не могла его обеспечивать. С 18 лет работает самостоятельно в собственной мастерской, занимаясь копированием под заказ старых миниатюр времён диниастий Сефевидов и Тимуридов. Благодаря этой работе он смог освоить правила и стиль старых мастеров персидской миниатюры, в том числе и Кемаледдина Бехзада, Резы Аббасии — кумиров живописца: «Мое изучение различных стилей миниатюры было направлено на то, чтобы создать новый иранский стиль, соответствующий требованиям современного искусства. Миниатюра постепенно исчезала, и я стремился спасти ее от забвения».[2] Работал он так искусно, что немногие могли отличить копию от оригинала.[3]
В 1915 году иллюстрирует книгу Низами (сейчас находится в Британском музее), благодаря чему о нём узнают в Европе.[4] В 1918 году он едет через Тифлис в Европу для продажи этих иллюстраций (поездка длилась 70 дней).[4] В 1934-35 годах 13 месяцев проводит в Париже, в течение которых он изучал западную и восточную живопись в музеях Лувра, Версаля и Гима. В результате Хусейн создал новый стиль персидской миниатюры.[3][4] Сам художник говорит об этом путешествии так: «Мой талант расцвёл, я осознал свои способности, мои пальцы достигли нового уровня передачи ощущений и переживаний». На этом закончился период копирования мастеров древности.[3] Новый стиль был применён после возвращения в Иран в 1936 году для иллюстрации рубайат Омара Хайяма. Эти иллюстрации до 1970 года можно было увидеть только на выставках (например, в 1957 году в Вашингтоне и Нью-Йорке[4]), а в 1970 году бригадный генерал Хуссейн-Али Нури Эсфандайри включил их в свою книгу об Омаре Хайяме. Эсфандайри описывал миниатюры Беххада как «поэзию в нарисованных образах».[5]
В 1946 году начинает работать в музее Бастан (перс. Edāra-ye Bāstān-šenāsī) и преподавать в тегеранской школе искусств (перс. Honarestān-e Honarhā-ye Zībā-ye Pesarān o Doḵtarān). В этот период создаётся много миниатюр, в том числе иллюстраций произведений Фирдоуси и Хафиза.[6] В 1948 году начал работать в музее изобразительных искусств.[4].
В 1953 году в связи с празднованием тысячелетия Авиценны в Иранском музее древностей состоялась личная выставка Бехзада, привлекшая востоковедов из 64 стран. Турецкий миниатюрист Солхейл Анвар в Стамбульской газете «Ватан» написал: «Бехзад, этот выдающийся художник, принадлежит не только Ирану, но и всему миру». Много хвалебных отзывов было напечатано и во французских газетах.[2]
В 1950-х имя Хусейан Бехзада становится всемирно известным благодаря ряду выставок в Лондоне, Бостоне, Париже, Праге, Вашингтоне, Нью-Йорке и Брюсселе, а также в Индии и Японии.
В 1959 году получил специальную пенсию от Парламента страны.[6]
Жена — Азиза (женился в 1918 году[4][6], по другим данным в 1921[3]), единственный сын — Парвиз.[4] Дед художника был из Шираза. Отец — Мирза Фазл-Аллах Эсфахани из Исфахана был художником по созданию расписных ручек.[3]
Перед смертью художник долго болел, был прикован к постели, был всеми забыт и сильно нуждался. Жалуясь своему другу, Бехзад говорил: «А ведь когда я умру, вы увидите, какой поднимется шум, какие пышные похоронные шествия будут шествовать к моей могиле, чтобы почтить мою память». В 8 часов 40 минут 13 октября 1968 года великого художника не стало. Он похоронен на кладбище возле Имамзаде Абдулла в городе Рее, что неподалеку от Тегерана.[2][3]
Именем художника назван один из павильонов дворца Саадабад — музей Бехзада, где выставлена большая часть его работ.
Хусейн Бехзад вдохнул новое дыхание в умирающую персидскую миниатюру, создав три новых стиля, обогатив древнее искусство новым подходом к использованию красок.[1] Написал более 400 картин.[2] Считается одним из немногих иранских живописцев, который смог, плодотворно работая с традиционной персидской миниатюрой, иметь свой собственный стиль, отчасти построенный на опыте западных мастеров.
Это заготовка статьи об Иране. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о художнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Бехзад, Хусейн.