10-05-2023
Бимал Рой | |
англ. Bimal Roy бенг. বিমল রায় |
|
Имя при рождении: |
Бималчандра Хемчандра Рой[1] |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: | |
Награды: | |
IMDb: |
ID 0746950 |
Бимал Рой (англ. Bimal Roy, бенг. বিমল রায়; 12 июля 1909 — 7 января 1966) — индийский режиссёр и продюсер. За свою карьеру поставил 17 художественных фильмов, три из которых были на бенгальском языке, а остальные на хинди[2], и несколько документальных. Рекордсмен по количеству Filmfare Award за лучшую режиссуру (всего 7), дважды становился лауреатом данной премии три года подряд. Завоевал славу выдающегося кинематографиста в течение короткого периода чуть более десяти лет[3]. Его фильмы четырежды удостаивались Filmfare Award за лучший фильм и шесть раз — наград Национальной кинопремии Индии различной степени, а «Два бигха земли» получил международный приз на Каннском кинофестивале.
Бимал Рой родился в деревне Суапур в окрестностях Дакки (ныне столица Бангладеш) в семье помещиков. Был шестым из восьми выживших детей[4]. В 1930 году вместе со своей овдовевшей матерью и двумя братьями переехал в Калькутту[1].
В 1937 году Бимал Рой женился на Манобине Рай, разница в возрасте между супругами составляла около десяти лет[4]. Его жена была одной из первых женщин-фотографов в Индии[5]. В этом браке родились дочери Ринки (род. 1942), Яшодхара, Апараджита (род. 1952) и сын Джой (род. 1955)[6]. Его старшая дочь Ринки[en] — писательница, журналист и режиссер-документалист, вышла замуж за режиссёра Басу Бхаттачарья[en], который в то время работал на её отца, что привело к расколу между ним и Бималом Роем. Яшодхара Рой разрабатывает дизайн чоли[7]. Апараджита (в замужестве Синха) пишет рецензии и переводит фильмы на хинди и бенгальский язык для показа на международных кинофестивалях, а также сняла несколько коротких фильмов для индийского канала Doordarshan и британского Channel 4[8]. Джой Бимал Рой в 2007 году сделал 55-минутный документальный фильм о своём отце — Remembering Bimal Roy[9]. Лента вошла в программу фестиваля индийских фильмов River to River во Флоренции[2] и 6-го международного кинофестиваля в Бангалоре[9].
В 1932-1933 годах, благодаря имеющимся навыкам работы с камерой, Рой нашёл работу на съемках документальных фильмов[10]. Затем получил место рекламного фотографа и ассистента оператора Нитина Боса[en] из New Theatres[10]. Как оператор принимал участие в съемках таких фильмов как «Девдас» (1935, на хинди), Grihadah, Maya (оба 1936) и Mukti (1937) режиссёра П. Баруа[en], Bardidi (1939) и Abhinetri (1940) Амара Муллика. Его режиссёрским дебютом стал фильм Udayer Pathey, выпущенный под баннером New Theatres[en] и ставший эталоном соцреализма в индийском кино. Картина вышла в период, когда голод, инфляция военных лет и экономические трудности разделили имущих и неимущих на два непримиримых лагеря, и рассматривала актуальные проблемы индийского общества[11]. Сюжет рассказывал о бедном писателе-интеллектуале, который отстаивает права пролетариата в системе, где равновесие смещено в сторону богачей. Фильм был переснят на хинди 1945 году под названием Humrahi[11]. В обоих лентах Рой также исполнял обязанности оператора. Другой его фильм Anjangarh (1948) также был посвящен насущной проблеме — ликвидации княжеств, вызванной демократическими преобразованиями в стране[1].
После развала New Theatres в 1950 году Рой переехал в Бомбей, где некоторое время работал на Bombay Talkies[en]. Здесь в 1952 году он снял фильм «Любовь матери» с Лилой Читнис[en] и Бхаратом Бхушаном[en] в главных ролях. В этом же году он основал собственную студию Bimal Roy Production. В течение следующих 11 лет Рой поставил 13 фильмов, а гуманистические аспекты, характеризующие большую часть из них, вознесли его до головокружительных высот[1].
В 1952 году на 1-м международном кинофестивале в Мумбаи Рой увидел итальянский фильм «Похитители велосипедов» 1948 года режиссёра Витторио де Сика и решил что снимет что-то столь же резкое[12]. Фильм «Два бигха земли» (1953) был основан на повести Салила Чаудхари[en] Rickshawalla. Сюжет повествует о бедном фермере, который отправляется в Калькутту в поисках заработка, чтобы собрать 235 рупий и выкупить свои два бигха земли у ростовщика. Изначально Бимал планировал снять в главной роли Джайраджа или Трилока Капура, в то время как ему советовали Насира Хуссэйна[en], однако увидев Балраджа Сахни[en] в фильме Hum Log (1951), он сделал окончательный выбор[12]. На роль жены героя Бимал пригласил Нирупу Рой, до этого снимавшуюся в основном в кинолентах мифологического характера. В обоих случаях его выбор вызвал возражения, но оправдал себя в полной мере[12]. Картина получила признание на кинофестивалях в Каннах и Карловых Варах. Одновременно с «Двумя бигхами» Рой снимал фильм «Замужем»[en], трогательную историю любви по роману бенгальского писателя Шарата Чандры Чаттерджи (англ.)русск., главные роли в которой исполнили Мина Кумари и Ашок Кумар.
В 1955 году вышел его фильм «Девдас», основанный на другом романе Чаттерджи. Желание снять подобный фильм появилось у Роя ещё во время участия в съемках более ранней экранизации 1935 года, чтобы показать что он может добиться того же успеха, что его гуру П. Баруа[13]. Большой проблемой стал поиск актёра на главную роль, способного сыграть спивающегося человека, как это в 1935 году сделал К.Л. Сайгал[en], который сам был алкоголиком[13]. В итоге был выбран Дилип Кумар, чьё исполнение схожей роли в фильме «Клеймо позора»[en] понравилась Рою[13]. На одну из женских ролей — куртизанки Чандрамукхи — Рой пригласил актрису Виджаянтималу, до того момента известную больше своими танцами. Сценарист фильма Набенду Гхош[en] был против кандидатуры Виджаянтималы, так как она была слишком молода[14], а Чаттерджи описывал Чандрамукхи как зрелую женщину. Однако все актрисы, которым роль была предложена до этого (Наргис, Бина Рай[en] и Сурайя[en]) отказались, и у режиссёра не оставалось выбора[14]. Когда о том, что на роль приглашена Виджаянтимала, узнали кинопроизводители, то с сарказмом предложили Рою «Почему бы тебе не взять комика Кишор Кумара в качестве Девдаса?»[15]. Однако актриса в полной мере проявила себя и за свою работу была удостоена Filmfare Award за лучшую женскую роль второго плана. Другой фильм Бимала «Мадхумати»[en] (1958) стал одним из крупнейших хитов 1950-х годов[16]. Бимала часто обвиняли, что в работе над ним он пошел на поводу у зрителя, сняв развлекательную киноленту на популярную тему реинкарнации.
Испытания, которые пришлось пройти его матери, побудили Роя отойти от принятой манеры показывать женщин второстепенными персонажами[1]. В его фильмах героини выводились на первый план, особое внимание уделялось теме их угнетения и эксплуатации. «Бирадж Баху»[en] (1954) ставила под сомнение социальный цинизм по отношению к работающим женщинам. «Неприкасаемая» (1959), рассказывающая историю сироты-хариджан, удочеренной семьей из высшего класса и борющейся за их любовь, поднимала острую тему кассовых предрассудков, которые оставались сильны в Индии ещё сорок лет после выхода фильма[17]. «Заключённая»[en] (1963) показывала темную сторону главной героини, демонстрируя как угнетение человека сверх всяких пределов может довести до убийства.
Бимал Рой скончался во сне в ночь с 7 на 8 января 1966 года от рака легких[1][17].
Фильмы Бимала Роя действительно являлись отражением отдельных людей и общества своего времени. Он не позволял коммерческим соображениям обогнать его творческие инстинкты[1]. В его съемочную группу входило множество талантов, которые впоследствии сами стали крупными кинематографистами, например Салил Чаудхари (композитор), Набенду Гхош (сценарист), Асит Сен[en] (ассистент режиссёра), Ришикеш Мукхерджи[en] (монтажер) Камал Боса[en] (оператор) и Гулзар (автор песен). Через год после смерти Роя, Ришикеш Мукхеджи выпустил фильм «Анупама»[en], посвященный своему наставнику. Картина содержит отсылки к дебютному фильме Роя Udayer Pathey: персонажи, ситуации, диалоги и даже финал, когда героиня, прочитав роман бедного писателя, оставляет своего богатого отца и уходит из дома[18]. В 1971 вышел ремейк Udayer Pathey под названием «Новые времена» (Naya Zamana).
Влияние Бимала Роя имело далеко идущие последствия, как для индийского так и для мирового кинематографа. В индийском кино его влияние распространяется и на основное коммерческое кино на хинди, и на возникшее в то время параллельное кино. Его картина «Два бигха земли» (1953) был первым фильмом, который успешно сочетал искусство и коммерческую составляющую, и имел успех в кассе и у критиков, выиграв Международный приз на Каннском кинофестивале 1954 года. Успех фильма проложил путь для индийской Новой волны[en]. Почти пятьдесят лет спустя открывающая сцена фильма (ликование крестьян, вызванное дождем) была скопирована Ашутошем Говарикером[en] в киноленте «Лагаан: Однажды в Индии»[en][18][19].
Среди коммерческих лент наибольшее влияние из его фильмов оказал, пожалуй, «Мадхумати» (1958), его первое и единственное сотрудничество с Ритвиком Гхатаком (который написал сценарий) и один из самых ранних фильмов, повествующий о реинкарнации. Он, как полагают, был источником вдохновения для многих более поздних работ, посвященных данной теме в индийском кино и на телевидении, и, возможно, в мировом кино. Вероятно, именно он вдохновил авторов американского фильма «Реинкарнация Питера Прауда» (1975) и фильма на хинди «Долг чести»[en] (1980), которые рассматривали тему последующих перерождений и оказали значительное влияние на соответствующую культуру[20]. «Долг чести» в частности был переделан в несколько раз: на каннада как Yuga Purusha (1989), на тамильском как Enakkul Oruvan (1984), и в недавнее время в Болливуде как «Долг» (2008), а также вдохновил американский фильм «Шансы есть» (1989)[20]. Самый последний фильм, который был непосредственно вдохновлен «Мадхумати» — хит Болливуда «Когда одной жизни мало» (2007). Обилие похожих моментов в этих двух фильмах побудило дочь Роя Ринки Бхатачария обвинить кинопроизводителей в плагиате и угрожать им судебным иском[21][22].
Другой фильм Роя Parakh (1960) во многом перекликается с «Добро пожаловать в Саджанпур»[en] Шьяма Бенегала. Оба фильма рассматривают деревенскую политику, суеверия и насмехаются над выборами в Индии. Между фильмами можно провести несколько параллелей: главный герой первого — почтальон, второго — пишет письма за деньги; центральное место в первом отводится учителю, герой второго единственный в деревне окончил колледж; в первом священник играет на суевериях простых крестьян, во втором суеверная мать заставляет дочь выйти замуж за собаку[18].
Фильмы Бимала Рой по-прежнему демонстрируются на крупных национальных и международных кинофестивалях в Индии, Европе и Северной Америке. Его фильмы в настоящее время восстановлены и оцифрованы в Национальном Киноархиве Индии[en] (NFAI) в Пуне. В июле 2014 года Музей принца Уэльского[en] в Мумбаи представил выставку, «Бимал Рой: Жизнь и Времена», организованную в сотрудничестве с его детьми. Среди экспонатов — кадры из фильмов «Мадхумати», «Неприкасаемая» и «Заключённая», кроме того постеры фильмов, костюмы и памятные вещи, в том числе камера Arriflex, использовавшаяся для съемки «Девдаса» и «Неприкасаемой»[6][23] .
8 января 2007 года Почтой Индии в честь Бимала Роя была выпущена почтовая марка с его изображением[24].
Год выхода | Русское название | Оригинальное название | Язык | Сферы деятельности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Продюсер | Сценарист | ||||
1944 | На утренней дороге | Udayer Pathey | бенгальский | Да | Да | |
1945 | Hamrahi | хинди | Да | Да | ||
1948 | Anjangarh | бенгальский | Да | Да | ||
1949 | Mantramugdhu | бенгальский | Да | |||
1950 | Первый человек | Pehla Aadmi | хинди | Да | ||
1952 | Любовь матери | Maa | хинди | Да | Да | Да |
1953 | Два бигха земли | Do Bigha Zamin | хинди | Да | Да | |
1953 | Замужем | Parineeta | хинди | Да | Да | |
1954 | Отец и дочь | Baap Beti | хинди | Да | ||
1954 | Бирадж Баху | Biraj Bahu | хинди | Да | Да | |
1954 | Служба | Naukari | хинди | Да | Да | |
1955 | Девдас | Devdas | хинди | Да | Да | |
1956 | Семья | Parivar | хинди | Да | ||
1958 | Еврейка | Yahudi | хинди | Да | ||
1958 | Мадхумати | Madhumati | хинди | Да | Да | |
1959 | Неприкасаемая | Sujata | хинди | Да | Да | |
1960 | Parakh | хинди | Да | Да | ||
1960 | Он сказал | Usne Kaha Tha | хинди | Да | ||
1961 | Кабулиец | Kabuliwala | хинди | Да | ||
1962 | Любовные письма | Prem Patra | хинди | Да | Да | |
1963 | Заключённая | Bandini | хинди | Да | Да | |
1964 | Беназир | Benazir | хинди / урду | Да |
|
|
Filmfare Award за лучшую режиссуру | |
---|---|
1950-е годы |
Бимал Рой (1954) • Бимал Рой (1955) • Бимал Рой (1956) • В. Шантарам (1957) • Мехбуб Хан (1958) • Бимал Рой (1959) |
1960-1970-е годы |
Бимал Рой (1960) • Бимал Рой (1961) • Б.Р. Чопра (1962) • Абрар Алви (1963) • Бимал Рой (1964) • Радж Капур (1965) • Яш Чопра (1966) • Виджай Ананд (1967) • Манодж Кумар (1968) • Рамананд Сагар (1969) • Яш Чопра (1970) • Асит Сен (1971) • Радж Капур (1972) • Соханлал Канвар (1973) • Яш Чопра (1974) • Манодж Кумар (1975) • Яш Чопра (1976) • Гулзар (1977) • Басу Чаттерджи (1978) • Сатьяджит Рай (1979) |
1980-1990-е годы |
Шьям Бенегал (1980) • Говинд Нихалани (1981) • Музаффар Али (1982) • Радж Капур (1983) • Говинд Нихалани (1984) • Сай Паранджпе (1985) • Радж Капур (1986) • Не присуждался (1987) • Не присуждался (1988) • Мансур Хан (1989) • Видху Винод Чопра (1990) • Раджкумар Сантоши (1991) • Субхаш Гхай (1992) • Мукул С. Ананд (1993) • Раджкумар Сантоши (1994) • Сурадж Барджатия (1995) • Адитья Чопра (1996) • Шекхар Капур (1997) • Дж. П. Датта (1998) • Каран Джохар (1999) |
2000-2010-е годы |
Санджай Лила Бхансали (2000) • Ракеш Рошан (2001) • Ашутош Говарикер (2002) • Санджай Лила Бхансали (2003) • Ракеш Рошан (2004) • Кунал Кохли (2005) • Санджай Лила Бхансали (2006) • Ракеш Омпракаш Мехра (2007) • Аамир Хан (2008) • Ашутош Говарикер (2009) • Раджкумар Хирани (2010) • Каран Джохар (2011) • Зоя Ахтар (2012) • Суджой Гхош (2013) • Ракеш Омпракаш Мехра (2014) • Викас Бехл (2015) |
Бимал Рой.