22-05-2023
Битва при Аламане | |||
Греческая революция | |||
The Battle of Alamana (1821). Painting by Zographou. |
|||
Дата |
Апрель 1821 |
||
---|---|---|---|
Место | |||
Итог |
Победа турок |
||
Стороны | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
Битва при Аламане (23 апреля 1821 г.) — эпизод Освободительной войны Греции 1821—1829 гг.
Содержание |
В январе 1821 правитель Пелопоннеса (вали) Хуршит паша, по приказу султана выступил к городу Янина возглавить осаду сепаратиста Али-Паши. В феврале 1821 г. отряды Филики Этерия во главе с А.Ипсиланти начали военные действия в придунайских княжествах. В марте восстал Пелопоннес и 23 марта повстанцы вошли в город Каламата. Теодор Колокотрони приступил к организации блокады турецкого оплота на п-ве города Триполи (Осада Триполицы).
27 марта клефт Панургиас входит в город Амфиса и запирает турок в крепость. 28 марта Скалцас поднимает восстание в Лидорики. 29 марта Афанасий Дьяк входит город Ливадия Ливадия (Греция), турки запираются в крепости. 31 мая Афанасий Дьяк берёт крепость. 1 апреля Василис Бусгос, посланный Дьяком, поднимает восстание в Фивах. 6 апреля Диовуньотис осаждает крепость Будуница. 10 апреля Панургиас овладевает крепостью города Амфиса. Оставив Панургиаса осаждать крепость Будуница, Афанасий Дьяк направился к Фермопилам.
Хуршит направил к Триполи с северо-запада, через Патры, Мустафа -бея с 4 тыс. албанцев. С северо-восточного направления, из Фессалии, Хуршит направил более 8 тыс. пехотинцев и 1 тыс. кавалеристов под командованием Кесе-мехмет и албанца Омер Вриони. Перед Кесе-мехметом стояла задача пройти через (восточную) Среднюю Грецию, подавляя восстание, и через Коринфский перешеек направится к Триполи и снять её осаду. Хуршит был уверен в успехе предприятия и назначил вместо себя Кесе-мехмета временным правителем Пелопоннеса.
Фермопилы и спартанец Леонид- имена известные каждому греку и европейцу. Через 23 века, к 1821 г., ландшафт несколько изменился. По прежнему это был практически единственный проход из Фессалии в (восточную) Среднюю Грецию, но в северной части Фермопил море отступило, за счет наносов реки Аламана (Сперхиос).
3 военачальника собрались 20 апреля на совет и приняли решение попытатся остановить турков севернее Фермопил. Панургиас и епископ Исаия (Салонский) с 600 повстанцами из Амфисы заняли позицию у Халкомата. Дьовуниотис с 400 повстанцами из окрестных сел, мост на реке Горгопотамос. Афанасий Дьяк, с 500 повстанцами из Левадии, занял позицию у моста реки Аламана . 1500 постанцев должны были противостоять 9 тыс. турок и албанцев Кесе-мехмета.
23 апреля, Омер Вриони с авангардом направляется к Лианоклади и атакует Дьовуниотиса и Панургиаса. Первым отступает Дьовуниотис, оставив мост Горогопотамоса и отойдя в горы. Панургиас на своей позиции пытается оказать сопротивление, но и его люди постепенно обращаются в бегство. Погибает епископ Исайя.
Афанасий Дьяк остался один со своим отрядом, против 9 тыс. турок. Он мог также отойти в горы, но всего лишь несколько дней тому назад, обращаясь к жителям Левадии, он говорил: «хватит отступать». Наступил час сдержать свое слово. Дьяк посылает двух своих лучших бойцов (Бакояннис и Каливас) на мост. Те, вместе с двумя ещё бойцами, занимают корчму перед мостом. 4 ружья против тысяч. Турки атакуют. Василис Бусгос обращается к Дьяку: «командир, пропадем без толку» и получает ответ: «Дьяк своих товарищей не оставляет» показывая на четырёх в корчме. Но вокруг него осталось 50 повстанцев, остальные разбежались. Погибает его брат Г.Масаветас. Но здесь на мосту Аламаны, всего лишь в нескольких километрах от места гибели Леонида, его дух витает над Дьяком. Дьяк не отступает. Несколько десятков греков, вне всякой логики, дают Леонидово сражение. Сражение чести и примера для остальных. Сражение уже стало рукопашным. Дьяк получает пулевое ранение в правое плечо, держит свой обломанный клинок левой рукой. Уже только Бусгос остался живым рядом с ним и продолжает сражаться с отчаянием. Но отчаяние Бусгоса стало чудом: сражаясь на смерть, он сумел пробится через толпы турок и выжить. Раненного Дьяка связали, заковали в цепи. Когда его провозили мимо корчмы, которая ещё сражалась .Дьяк воскликнул: «Бакояннис, Каливас, 10 тыс. держат меня» и 4 героя ринулись освобождать командира и пали от турецких пуль. Турки надругались над телами героев.[1].
24 Апреля ,Дьяк был привезен к Кесе -мехмету в Ламию. Турецкое население забрасывало его камнями. Кесе-мехмет предложил Дьяку, если он хочет жить, стать мусульманином, после чего он к тому же получит и высокое звание. Получив ответ «я родился греком, греком и умру», Кесе-мехмет дал приказ убить Дьяка. Но Кесе-мехмету было недостаточно просто убить Дьяка.
Его посадили на кол и медленно жарили на огне, как молочного барашка на греческой пасхе. Кесе-мехмет просчитался. Мученическая смерть Дьяка не нагнала страх на греков. Напротив Афанасий Дьяк вошел в новую греческую мифологию. А в героической, но не лишенной лирики народной песне тех лет, Дьяк говорит о весне и Воскресении Греции: «гляди в какое время Харон меня зовет и травы зеленеют и все вокруг цветет».
Как и жертва Леонида, так и жертва Афанасия Дьяка, стали примером для остальных греков. Ждать пришлось недолго: всего 10 дней и на расстоянии всего нескольких км от места сражения Леонида и Дьяка. В Гравья (см. Битва при Гравии).
Битва при Аламане.