«Благовещение» — один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, в настоящий момент находится в экспозиции Прадо.
История произведения
- Ок. 1426 года[1] (по другим источникам, в 1430—1432): была написана для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции.
- 1611 год: оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде[2].
- Работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес.
- 1861 год: передана в Прадо[2].
Иконография
«Благовещение» представляет из себя картину (алтарный образ) в резной позолоченной раме в рост человека, написанную темперой на деревянной доске. Её центральная часть изображает собственно сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из её жизни.
Центральная панель
С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анжелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему.
В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца.
Фрагмент, изображение Адама и Евы
Левую треть композиции занимает изображение сада — Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. Соединение двух этих библейских эпизодов — ветхо- и новозаветного — встречается нечасто и является характерной чертой данного произведения. Оно имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы.
Пределла
Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:
- Рождество Богоматери и Обручение Богоматери
- Встреча Марии и Елизаветы
- Поклонение волхвов
- Принесение во храм
- Успение
Прочие «Благовещения» Анжелико
- «Кортонский алтарь». Темпера, дерево. Музей Диоцесано (Museo Diocesano, Епархиальный музей Кортоны), Кортона, Италия, ок. 1430-32[3]. Максимально похожая на вещь из Прадо: деление пополам колонной, присутствует сцена Изгнания из рая и нижний регистр евангельских сцен (Обручение Марии (без её рождества), Встреча Марии и Елизаветы, Поклонение волхвов). Отличия — Адам и Ева находятся вверху, под горизонтом картины и едва видны в райском саду; евангельские сцены не разделены чёткими вертикальными членениями.
- Фреска. Музей Св. Марка, коридор (бывший доминиканский монастырь), Флоренция. Ок. 1450.[4]. Имеет схожую, но упрощеную иконографие: присутствует деление колонной, сад — не Эдем с Адамом и Евой, а hortus conclusus с очень заметным забором.
- Темпера. В Museo della Basilica di Santa Maria delle Grazie в San Giovanni Valdarno (Val d’Arno)[5]. 1430-е. Упрощенный вариант музея Диоцесано — треть с райским садом практически обрезана, присутствует узкая полоска. В нижней части алтарного образа — также небольшие новозаветные сцены.
- Фреска. Музей Св. Марка, третий этаж. Ок. 1441. Сцена написана на стене, имеющей арочное завершение, максимальное отсутствие деталей.[6] Позади ангела изображен святой монах.
- Темпера, холст. Музей Св. Марка. Ок. 1450. Из серии новозаветных картин для Armadio degli Argenti.[7] Независимая иконография, сцена изображена в огороженом саду под открытым небом.
- небольшие работы:
- Темпера, дерево. Музей Св. Марка. До 1434 года. Алтарный образ, совмещающий два сюжета: Благовещение и Поклонение волхвов. Золотой фон[8].
- Темпера, дерево. Национальный музей Умбрии (Galleria Nazionale dell’Umbria), Перуджа, Италия. 1437 г. Диптих — две фигуры в тондо, на золотом фоне[9][10].
- Темпера, дерево. Художественная Галерея Йельского Университета[11]. Ок. 1424. 3 фрагмента картины, золотой фон.
-
-
Музей Св. Марка, фреска в коридоре
-
Музей Джованни Валь д'Арно
-
Музей Св. Марка, фреска на третьем этаже
-
Темпера в музее Св. Марка
- На Викискладе есть медиафайлы по теме «Благовещения» кисти фра Беато Анжелико
Ссылки
- «Благовещение» на официальном сайте музея Прадо
Примечания
- Официальный сайт музея Прадо
- ↑ 1 2 Музеи мира: Прадо. М., 2002, «Слово», ISBN 5-85050-503-2. Стр. 318.
- Museo Diocesano
- Museo di San Marco, Коридор
- San Giovanni Val d’Arno
- Museo di San Marco, 3-й этаж
- Музей Св. Марка. Темпера
- Fra Angelico. Annunciation and Adoration of the Magi.
- Galleria Nazionale dell’Umbria. Изображение ангела
- Там же. Изображение Марии
- Yale Univercity Art Gallery