14-04-2023
Монастырь | |
Бобренев мужской монастырь
|
|
Бобренев мужской монастырь | |
Страна | Россия |
Село | Старое Бобренево, Коломенский район Московской области |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская |
Тип | Мужской |
Основатель | Дмитрий Донской |
Дата основания | 1381 год |
Здания: Святые врата • Крепостные стены с башнями • Богородице-Рождественский собор • Феодоровская церковь • Западный и северный братские корпуса |
|
Статус | Объект культурного наследия РФ № 5010209000 |
Состояние | действует |
Сайт | Официальный сайт |
Бобренев мужской монастырь на Викискладе |
Богоро́дице-Рожде́ственский Бобре́нев монасты́рь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобре́нево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская.
Содержание |
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.
В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).
В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.
В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.
Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было деревянное.
В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.
В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.
В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.
В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Матери.
Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.
Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.
Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.
Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.
В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.
В 1861 году благотворителем Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.
Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.
29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.
К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.
На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.
14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.
Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.
В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.
Как только в марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Средства, выделенные на восстановление обители, были или присвоены, или предоставлены природным воздействиям под открытым небом, в частности, дорогой дубовый лес.
Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня. Вместе с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и диак. Димитрий, близкий к общине свящ. Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 г. Б. С. Кудинкин скончался; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли. Монастырь жил своеобразной духовной жизнью — его стены посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, супруга Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Великобритании и Франции. Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно по сути и не может быть вполне воспринято простым народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения англичанами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как соотечественники не просто не владели богослужебными текстами, но и были подвержены обрядоверию.
Бобренев монастырь в это время часто подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строительные материалы для восстановления обители. Малочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров подручными средствами.
Настоятель монастыря о. Игнатий и духовник обители о. Амвросий состояли в комиссии по канонизации, в частности, о. Амвросий писал образы непосредственно для актов прославления. В 1993 году монастырь покинул о. Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Затем, был сменён прежний настоятель, Игнатий Крекшин, принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков), быстро изменивший как внешний облик, так и внутреннюю жизнь монастыря.
В день Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Основание. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.
Храм «Поющих Ангелов». Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.
Монастыри Московской области | ||
---|---|---|
Видновское благочиние | Свято-Екатериниский монастырь | |
Дмитровское благочиние | Борисоглебский монастырь | Спасо-Влахернский монастырь | |
Домодедовское благочиние | Серафимо-Знаменский скит | |
Коломенское благочиние | Богоявленский Старо-Голутвин монастырь | Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь | Рождества Богородицы Бобренев монастырь | Успенский Брусенский монастырь | |
Можайское благочиние | Колоцкий Успенский женский монастырь | Лужецкий Ферапонтов монастырь | Спасо-Бородинский монастырь | |
Наро-Фоминское благочиние | Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь | |
Орехово-Зуевское благочиние | Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь | |
Павлово-Посадское благочиние | Покровско-Васильевский монастырь | |
Талдомское благочиние | Александровский монастырь | |
Серпуховское благочиние | Введенский Владычный монастырь | Высоцкий монастырь | |
Ступинское благочиние | Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь | |
Чеховское благочиние | Вознесенская Давидова пустынь |
Бобренев монастырь (Коломна).