18-08-2023
Боевой вылет — основная единица измерения боевой работы в авиации.
Наибольшее число боевых вылетов в истории авиации (более 5000) совершил Ли Луэ — пилот штурмовика во время гражданской войны в Лаосе (1960—1973).
Содержание |
В авиации стран антигитлеровской коалиции количество обязательных боевых вылетов было ограниченным (см. Срок службы (англ.)). Например, для бомбардировщиков RAF обязательным было 30 боевых вылетов, после чего военнослужащий получал статус ветерана войны и право уйти в запас. Подобный порядок был принят и в ВВС США[1].
В ВВС СССР и Германии предел количества боевых вылетов отсутствовал, что приводило к определенным психологическим проблемам, так как отдых был возможен только в госпитале:
Мы попали в 566-й штурмовой авиационный полк … Воевал он здесь, под Москвой. Все до одного погибли. Остался с 1941-го года только Афоня Мачный, и тот с ума сошел после полсотни вылетов…
(Из воспоминаний ветерана-штурмовика Ю. М. Хухрикова[2])
Лучшие пилоты ВВС СССР и люфтваффе имели на своем счету сотни боевых вылетов (см. табл.)[3][4]
Пилот | Тип самолета | Кол-во вылетов | Кол-во сбитых |
---|---|---|---|
Германия | |||
Ганс-Ульрих Рудель | Юнкерс Ю 87 | 2 530 | — |
Эрих Хартманн | Мессершмитт Bf.109 | 1 425 | 352 |
Герхард Баркхорн | Мессершмитт Bf.109 | 1 110 | 301 |
Гюнтер Ралль | Мессершмитт Bf.109 | 621 | 275 |
СССР | |||
Н. Ф. Меклин (Кравцова) | По-2 | 980 | --- |
А. И. Покрышкин | P-39 | 650 | 59 |
И. Н. Кожедуб | Ла-5, Ла-7 | 366 | 62 |
В большинстве воюющих стран боевым вылетом считался любой вылет в зону боевых действий, совершаемый по приказу командования. Однако в истребительной авиации ВВС СССР с середины 1942 года применялось иное определение:
… Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.
ПРИКАЗ НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей»
Для бомбардировщиков и штурмовиков ВВС боевой вылет засчитывался лишь при подтверждении результатов фотосъемкой, для чего в составе группы выделялся особый самолет[2]. Именно количество боевых вылетов являлось основой для награждения лётчиков в частях штурмовой и бомбардировочной авиации.
Во время войны во Вьетнаме срок службы лётчика ВВС США на театре военных действий заканчивался после совершения 100 боевых вылетов над Северным Вьетнамом. Обычно это занимало 7—8 месяцев. Вылеты над Южным Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей не засчитывались.[5] За 2—3 срока службы некоторые пилоты успевали совершить более 500 вылетов.
Боевой вылет.