Lt304888.ru

Туристические услуги

Бой у Командорских островов

14-10-2023

Бой у Командорских островов
Вторая мировая война, Война на Тихом океане

Крейсер «Солт Лейк Сити»
Дата 27 марта 1943
Место окрестности острова Атту
Итог Тактическая ничья, стратегическое преимущество США
Противники
США Япония
Командующие
Чарльз МакМоррис Босиро Хосогая
Силы сторон
1 тяжёлый крейсер,
1 лёгкий крейсер,
4 эсминца
2 тяжёлых крейсера,
2 лёгких крейсера,
4 эсминца,
2 транспорта
Потери
повреждены крейсер и эсминец,
7 погибших,
19 раненых[1][2]
2 крейсера повреждены,
14 погибших[3]
  Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны

Китай Пёрл-Харбор Таиланд Бирма Малайя Гонконг Филиппины (1941–1942) Гуам Уэйк Голландская Ост-Индия Португальский Тимор Австралия Новая Гвинея Сингапур Индийский океан Рейд на Токио Соломоновы острова Коралловое море Мидуэй Алеутские острова Андаманские острова Гилберта и Маршалловы острова Филиппины (1944–1945) Марианские острова Борнео Рюкю Маньчжурия Южный Сахалин Сэйсин Юки Расин Курилы

 
Алеутская операция
Датч-Харбор Командорские о-ва Атту «Коттедж»

Бой у Командорских островов — (также распространено другое название — бой у острова Атту) — одно из боевых столкновений в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Произошел 27 марта 1943 года, в северной части Тихого океана, между полуостровом Камчатка и островом Атту, к югу от Командорских островов.

Содержание

Предыстория

В рамках подготовки вторжения на Аляску японцы в 1942 году создали несколько баз на Алеутских островах, в том числе на островах Кыска и Атту. Американцы же всячески старались помешать снабжать их путём перехвата японских конвоев с припасами и пополнением.

Бой

Оперативная группа адмирала МакМорриса, крейсируя западнее Атту, обнаружила на горизонте мачты кораблей. Не имея возможности оценить силы и предположив, что это очередной японский конвой, американцы начали перестроение в боевой порядок. Японцы же, ожидая встречи со своими кораблями, сначала приняли американцев за своих, но потом осознали ошибку.

Стороны открыли огонь одновременно с дистанции около 20 километров. Первый залп японцы дали по «Ричмонду», успеха не добились, перенесли огонь на «Солт Лейк Сити», и, в дальнейшем, стреляли только по нему. «Нати» произвёл торпедный залп и ни в кого не попал из-за большого расстояния. Ответным огнём с «Солт Лейк Сити» были повреждены мостик и торпедный аппарат на «Нати».

Таким образом, завязалась артиллерийская перестрелка на больших дистанциях, однако, на стороне японцев было преимущество в численности, и, после неудачной попытки прорваться к транспортам, американский адмирал решил отступать с боем.

Через полтора часа после начала боя «Солт Лейк Сити» получил серьёзное повреждение от снарядов с «Майя» и «Нати» и начал терять управление, а ещё через час взрыв снаряда с «Абукума» затопил машинное отделение и крейсер потерял ход. Японские эсминцы попытались добить «Солт Лейк Сити» торпедами, но ни одна не попала. МакМоррис скомандовал своим эсминцам произвести ответную атаку, чтобы прикрыть повреждённый крейсер. Торпедная атака американцев цели не достигла, однако артиллерийский огонь с «Бейли» повредил надстройки на «Нати». Сам «Бейли» в ходе дуэли тоже получил серьёзные повреждения.

У адмирала Хосогая на руках были транспорты, которые он хотел сохранить, поэтому он решил проявить осторожность. Вовремя поставленная американцами дымовая завеса скрыла от него бедственное положение «Солт Лейк Сити», и, опасаясь возможного авиаудара с базы в Датч-Харборе, он решил повернуть назад на Парамушир.

Исход боя

Бой продолжался более 4 часов и, невзирая на более тяжёлые повреждения, полученные американской эскадрой, закончился стратегической победой США — японский конвой не достиг своей цели. «Солт Лейк Сити» восстановил ход, смог дойти до Датч-Харбора, а оттуда был отправлен на капитальный ремонт. С японской стороны более всех пострадал «Нати», кроме того лёгкие повреждения получил «Майя».

Бой примечателен также тем, что в отличие от других морских сражений на Тихоокеанском театре, прошел без применения авиации и подводных лодок, став одним из последних в истории случаев артиллерийской дуэли на море.

Силы сторон

США

Япония

  • тяжёлый крейсер «Нати» (англ. Nachi) — флагманский корабль адмирала Хосогая
  • тяжёлый крейсер «Майя» (англ. Maya)
  • лёгкий крейсер «Тама» (англ. Tama)
  • лёгкий крейсер «Абукума» (англ. Abukuma)
  • эсминец «Вакаба» (англ. Wakaba)
  • эсминец «Хацусимо» (англ. Hatsushimo)
  • эсминец «Икадзути» (англ. Ikazuchi)
  • эсминец «Инадзума» (англ. Inazuma)
  • транспорт «Асака-мару» (англ. Asaka Maru)
  • транспорт «Сакито-мару» (англ. Sakito Maru)

Примечания

  1. Сайт крейсера «Солт Лейк Сити»: История (1929—1945) — 2 погибших, 13 раненых
  2. Destroyer History: USS Bailey — 5 погибших, 6 раненых
  3. Imperial Cruisers: HIJMS Nachi — 14 погибших

Литература

  • Пол Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота / Перевод с английского А.Г. Больных. — Екатеринбург: Сфера, 1997. — 384 с. — (Морские битвы крупным планом).

Ссылки

  • Сэмюель Э. Морисон. Флот двух океанов. Американский флот во Второй мировой войне
  • Шерман, Фредерик. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою
  • Naval Weapons.com: Состав сторон

Бой у Командорских островов.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01