07-09-2023
Военно-воздушные силы Ирака | |
Опознавательный знак ВВС Ирака |
|
Годы существования | |
---|---|
Страна | |
Подчинение | |
Входит в | |
Тип | |
Участие в |
Англо-иракская война |
Командиры | |
Действующий командир |
Камаль Барзанджи |
Вое́нно-возду́шные си́лы Ирака (Al Quwwat al Jawwiya al Iraqiya) — вид Вооружённых Сил Ирака, предназначенный для проведения воздушных операций. Также осуществляют поддержку Армии и ВМС Ирака.
Содержание |
Королевские ВВС Ирака были созданы 22 апреля 1931 года. В самом начале своего существования они базировались на аэродроме Вашаш в пригороде Багдада и состояли из 5 лётчиков и 32 механиков.
В 1941 году ВВС были практически уничтожены в ходе короткой англо-иракской войны. В дальнейшем они принимали участие в арабо-израильских войнах 1948—1949, 1967 и 1973 годов. В ходе Шестидневной войны ВВС Ирака одержали, по всей вероятности, свои первые воздушные победы, сбив два израильских самолёта (по некоторым данным, обе победы принадлежат пилотам ВВС Пакистана, служившим в тот период в Ираке). Иракская авиация принимала участие в налётах на Израиль. Во время Октябрьской войны авиация Ирака действовала на обоих фронтах. Было заявлено об уничтожении 12 израильских самолётов, но и собственные потери оказались тяжёлыми, в том числе и в результате ряда инцидентов «дружественного огня».
В период с 1977 по 1979 гг. иракские ВВС были переоснащены самой современной советской техникой, включая бомбардировщики Ту-22[1] , вертолёты Ми-24[2], транспортные самолёты Ил-76[2]. Военно-воздушные силы Ирака подверглись усиленной модернизации. 40 истребителей «Мираж» F-1[2] были заказаны во Франции[2], а противотанковый потенциал значительно повысился после приобретения 60 вертолётов «Газель»[2]. Осенью 1983 года Ирак приобрёл самолёты французского производства «Супер Этандар»[3].
ВВС Ирака активно применялись для борьбы с курдами в 1960—1990-х годах, а также в ирано-иракской войне (1980—1988).
Значительным испытанием для иракской авиации стала война в Персидском заливе 1991 года. Около 40 самолётов были потеряны в воздушных боях, ещё больше — уничтожены на земле, более 100 перелетели в Иран. По всей вероятности, иракское командование отправило самолёты в Иран в надежде сохранить их от уничтожения и использовать после завершения войны, однако иранская сторона впоследствии отказалась возвращать эти самолёты и включила их в состав собственных военно-воздушных сил. Известно об одной подтверждённой воздушной победе иракских ВВС в ходе этой войны, одержанной перехватчиком МиГ-25 над американским F/A-18. После войны США, Великобритания и Франция ввели запретные для полётов иракской авиации зоны над севером и югом страны для охраны курдов и шиитов от воздушных налётов.
Иракская авиация не участвовала в отражении вторжения международной коалиции в 2003 году. После войны иракские боевые самолёты были найдены спрятанными в укрытиях или же закопанными в песок.
После свержения режима Саддама Хусейна ВВС Ирака постепенно восстанавливаются. В декабре 2004 года был подписан первый контракт на закупку новой техники — польских вертолётов W-3 «Сокол», которые, однако, не были получены из-за срыва срока поставки. К концу 2005 года в составе ВВС Ирака имелись 38 летательных аппаратов в 5 эскадрильях. На вооружении состоят военно-транспортные самолёты C-130, лёгкие разведчики CH-2000 и SB7L-360A, вертолёты UH-1, Белл 206 и Ми-17.
Список неполный.
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
ВВС Ирака.