31-07-2023
«Варахаил» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | Парусный линейный корабль 4 ранга |
Организация | Балтийский флот |
Изготовитель | Соломбальская верфь |
Корабельный мастер | А. Сютерланд |
Строительство начато | 27 апреля 1748 года |
Спущен на воду | 15 мая 1749 года |
Введён в эксплуатацию | 7 июня 1749 года |
Основные характеристики | |
Длина по верхней палубе | 43,6 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 11,6 м |
Осадка | 5,1 м |
Экипаж | 349 |
Вооружение | |
Общее число орудий | 54 |
«Варахаил» — русский 54-пушечный линейный корабль 4 ранга, спущенный на воду в 1749 году.
Второй из трёх российских парусников Балтийского флота названных в честь архангела Варахиила. По существовавшей в кораблестроении традиции новым кораблям часто присваивали имена их предшественников. Первый 52-пушечный «Варахаил» был построен в 1715 году и участвовал в морских сражениях времен войны со Швецией. Третий спущен на воду в 1752 году и принимал участие в морских боях на Балтике в войне России и Пруссии. Под командованием капитана Ивана Спиридова отличился при осаде Кольберга[1]. Четвертый «Варахаил», построенный в 1800 году на Херсонской верфи, воевал уже в составе Черноморского флота.
Корабль «Варахаил» был заложен на Соломбальской верфи Архангельского Адмиралтейства 27 апреля 1748 года. Постройку корабля вёл корабельный мастер Александр Сютерланд, голландец перешедший на русскую службу в 1736 году.[2]. Входил в число 19 парусных 54-пушечных кораблей 4 ранга по проекту типа «Пётр II», строительство которых велось в период с 1724 по 1768 годы как в Санкт-Петербурге, так и в Архангельске. «Варахаил» был спущен со стапеля 15 мая 1749 года и зачислен в состав Балтийского флота. Двухдечный корабль имел на вооружении 54 орудия калибром 4, 8 и 18 фунтов.
7 июня 1749 года «Варахаил» с экипажем 349 человек под командованием капитана М. П. Шпанберга[3] для проводки в Санкт-Петербург вышел из Лапоминской гавани и с помощью четырёх шлюпок подошёл к бару устья Северной Двины. Из-за сильного встречного ветра и приливной волны был поставлен на якорь у острова Голец. Начавшийся дрейф развернул корабль «против ветра и течения», после чего «Варахаил» неожиданно лёг на правый борт и затонул. При крушении погибли 1 гардемарин и 27 матросов[4].
Следствие обвинило командира в нарушении правил загрузки корабля, что привело, возможно, к потере остойчивости. Опытный моряк и исследователь, участник Камчатских экспедиций В. Беринга, М. П. Шпанберг был арестован, но высочайшим указом от 15 декабря 1752 года командир и все его подчиненные были оправданы и освобождены от суда. Причину катастрофы следствие не установило.
Сохранившиеся архивные материалы позволили начать поиски места гибели «Варахаила». Точные координаты затонувшего корабля (64°48′ с. ш. 40°12′ в. д. / 64.802700° с. ш. 40.214333° в. д. (O)) были установлены в 2012 году поисковиками под руководством кандидата физико-математических наук А. Ф. Каранина[5][6].
Исследователи обнаружили в заливе своеобразный «Двинский капкан», на дне которого было кладбище затонувших кораблей. При определённых погодных условиях корабли могли попадать в этот «капкан» во время прилива под действием возникавшего кругового движения воды. По мнению исследователей, дрейфовавший «Варахаил» навалился кормой на одно из ранее затонувших судов, стал разворачиваться по часовой стрелке, а затем, дном под фок-мачтой столкнулся ещё с одним затонувшим кораблём. Лежавший на двух точках опоры, «Варахаил» под сильным боковым ветром лёг на правый борт и затонул.
Варахаил (линейный корабль, 1749).