Lt304888.ru

Туристические услуги

Варсонофий (Лебедев, Василий Павлович)

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Епископ Варсоно́фий (в миру Василий Павлович Лебедев; 1871, село Старухино, Боровичский уезд, Новгородская губерния — 2 сентября (15 сентября1918, близ города Кириллова (ныне в Вологодской области)) — епископ Русской православной церкви, епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии.

В 2000 году причислен к лику святых Русской православной церкви.

Содержание

Происхождение и образование

  • Отец, Павел Михайлович Лебедев, псаломщик Никольского храма Старухинского погоста.
  • Мать, Агриппина Ивановна, овдовела, когда Василию исполнилось 8 лет. На руках вдовы осталось 8 детей, старшему исполнилось 14 лет.
  • Младший брат, Алексей (в монашестве Арсений), впоследствии инок монастыря «Забудущие родители», расстрелян 17 декабря 1937.

Окончил Боровичское духовное училище; в 1894 году — Новгородскую Духовную семинарию, где влияние на него оказал преподаватель по истории раскола Николай Сперовский (впоследствии архиепископ); участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому уезду.

Монашество и миссионерство

С 1894 года — помощник епархиального миссионера Новгородской епархии, проповедовал среди старообрядцев. Ещё семинаристом досконально изучил старопечатные книги, а учась в выпускном классе, уже ездил на диспуты со староверами.

1 апреля 1895 года принял монашеский постриг с именем Варсонофий. В значительной степени на решение последовать иноческим путём повлияла встреча Василия Лебедева со знаменитым миссионером Павлом Прусским произошла за год до блаженной кончины старца. Их беседа утвердила Василия в выборе своего призвания и архимандрит Павел благословил его на монашеский подвиг[1].

9 апреля 1895 года рукоположён во иеродиакона, 30 июля — во иеромонаха и был причислен к братии новгородского Антониева монастыря, при этом продолжал исполнять обязанности миссионера.

С 1896 года — епархиальный миссионер-проповедник Новгородской епархии. Побудил многих старообрядцев перейти в единоверие (то есть признать административную подчинённость Св. Синоду при сохранении старых обрядов). Умел заинтересовать крестьянскую аудиторию своими выступлениями. Был строителем нескольких единоверческих храмов, где после освящения он торжественно и истово совершал богослужение по древним книгам. Публиковал статьи на миссионерские темы в «Новгородских епархиальных ведомостях», выпустил ряд книг и брошюр. По уездам епархии устраивал краткосрочные курсы для городского и сельского духовенства.

Был одним из главных устроителей новой обители в Боровичском уезде, в местности с необычным названием «Забудущие родители». Она возникла как приписной к Антониеву монастырю скит на древнем кладбище, в 30 верстах от Старухинского погоста. В 1917 году скит был преобразован в самостоятельный монастырь (Пятницкая пустынь).

Участвовал во Всероссийских миссионерских съездах в Казани (1897) и Киеве (1908), единоверческом в Петербурге (1912). В 1909 году был приглашён в Москву на Первый Поморский съезд (старообрядцев-беспоповцев). За свою миссионерскую деятельность был награждён в 1902 наперсным крестом, в 1909 возведён в сан архимандрита. Также награждён орденами св. Анны II степени (1912), св. Владимира IV степени (1916).

В конце 1911 года был командирован в Воронцовский женский монастырь Псковской епархии для дознания о деятельности псковских иоаннитов. В результате настоятельница монастыря была смещена, а Св. Синод 13 апреля 1912 года признал иоаннитов «сектой хлыстовской киселёвского толка».

Епископ

11 декабря 1916 года последовало Высочайшее повеление[2] о назначении его 2-м викарием Новгородской епархии. 7 января 1917 года наречён, 8 января (ст. ст.) 1917 года хиротонисан во епископа Кирилловского в новгородском Софийском соборе. В хиротонии, которую возглавил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), участвовали два будущих священномученика — епископы Гдовский Вениамин (Казанский) и Каширский Иувеналий (Масловский).

Был известен как талантливый проповедник, создал в Кириллове Братство православных жен и мужей, одной из задач которого была охрана православных святынь, главным образом, святынь Кирилло-Белозерского монастыря. С его благословения начались работы по реставрации наиболее чтимых святынь обители — храмовой иконы Успенского собора и древнейшего образа Кирилла Белозерского. Отдал половину архиерейского дома для устройства в монастыре муэея-древлехранилища.

Мученическая кончина и прославление

14 сентября 1918 года Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря; на обратном пути от которого был арестован и заключён в тюрьму в Кириллове. На следующий день, в числе иных, был расстрелян на горе Золотуха; тела были похоронены там же в одной могиле.

Вместе с ним были казнены:

  • игумения Ферапонтова монастыря Серафима (в миру Елизавета Николаевна Сулимова), (подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Пострижена в монашество в 1901. С 1902 — казначея Леушинского монастыря. С 1905 — настоятельница возобновлённого Ферапонтова монастыря. Игумения (1906). Много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской Слободы. С мая 1918 находилась под домашним арестом в Кириллове на монастырском подворье, в связи с инцидентом, произошедшим между прихожанами Ферапонтова монастыря и комиссией по составлению описей монастырских ценностей;
  • Михаил Дормидонтович Трубников (1855—1918), дворянин, капитан 2-го ранга в отставке, бывший мировой судья, земский начальник;
  • Николай Игнатьевич Бурлаков (1889—1918), бывший гласный Кирилловской городской думы, практикант-техник;
  • Анатолий Андреевич Барашков (1870—1918), зажиточный крестьянин деревни Гридино Кирилловского уезда;
  • Филипп Кириллович Марышев (1864—1918), крестьянин деревни Малино Кирилловской волости, торговец.

В 1960-е годы могила была разрушена и осквернена, на её месте построили свинарник. 17 декабря 1998 года на месте расстрела мучеников был установлен крест.

Канонизация

Епископ Варсонофий был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской православной церкви в августе 2000 года он и расстрелянные вместе с ним люди причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Труды

  • Старообрядцы-беспоповцы, обличенные в неправоте веры в своей же моленной. Новгород, 1902.
  • Заметка по поводу статьи бывшего архимандрита Михаила, напечатанная им в старообрядческом журнале «Церковь», под заглавием «В защиту старообрядчества». Новгород, 1908.
  • Беседы с новгородскими сектантами-пашковцами и баптистами. Новгород, 1909.

Примечания

  1. Житие священномученика Варсонофия епископа Кирилловского. // Сайт «Ферапонтово».
  2. «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 24 декабря 1916, № 52, стр. 1 (451-я годовой пагинации).

Литература

  • Игум. Варсонофий (Лебедев Василий Павлович) // Православная энциклопедия. Том VI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — С. 673-675. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2

Ссылки

  • Е.Стрельникова. Епископ Варсонофий (Лебедев).
  • Речь архимандрита Варсонофия (Лебедева) при наречении во епископа Кирилловского, 7 января 1917 года (Прибавления к Церковным ведомостям. № 3. Пг., 1917).
  • Речь Арсения (Стадницкого), архиепископа Новгородского и Старорусского при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Варсонофию в Новгородском Софийском соборе, 8 января 1917 года (Прибавления к Церковным ведомостям. № 2. Пг., 1917).
  • Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, и иные с ним.

Варсонофий (Лебедев, Василий Павлович).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01