25-08-2023
памятник архитектуры (региональный)
Достопримечательность | |
Василеостровский трамвайный парк
|
|
Западные фасады исторических корпусов. Вид со Среднего проспекта | |
Страна | Россия |
Местоположение | Санкт-Петербург, Средний пр., 77/79 |
Архитектурный стиль | кирпичный модерн |
Строитель | «Вестингауз» (англ.) |
Строительство | 1906—1908 годы |
Статус | объект культурного наследия регионального значения |
Василеостровский трамвайный парк на Викискладе |
Василеостро́вский трамва́йный парк (Трамва́йный парк и́мени Лео́нова, Трамва́йный парк № 2, Трамва́йный парк № 3, площа́дка № 2) — комплекс зданий трамвайного парка, построенных в начале XX века в составе первой очереди санкт-петербургского электрического сухопутного трамвая. Расположен на Васильевском острове по адресу Среднем проспекте, 77/79. 16 (29) сентября 1907 год в истории общественного транспорта|1907 года из стен парка вышли вагоны на первые регулярные рейсы, 15 апреля 1942 года после приостановления трамвайного движения во время блокады Ленинграда был одним из парков, возобновивших выпуск трамваев на линии. В 2003—2005 гг. из-за ремонта Среднего проспекта был изолирован от основной трамвайной сети и обслуживал единственный маршрут. 15 января 2007 года был официально закрыт. Тем не менее, парк продолжает использоваться для оборота подвижного состава, начиная c 2010 года обслуживает трамвайный маршрут Васильевского острова, который является отрезанным от остальной сети из-за ремонта на Петроградском острове. В зданиях депо расположен Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. Западные половины исторических корпусов по состоянию на конец 2010 года находятся под угрозой демонтажа.
Содержание |
В архивных документах 1900-х годов назывался «Василеостровский вагонный парк Санкт-Петербургского электрического трамвая». В документах 1910-х годов появляется название «Василеостровский трамвайный парк». В 1926 году парк был переименован в честь Александра Леонова и получил № 2. В 2003 году трамвайный парк № 2 был объединён с трамвайным парком № 3 имени Коняшина и формально функционировал как площадка № 2 трамвайного парка № 3. В 2007 году площадка была официально закрыта, хотя по состоянию на начало 2011 года продолжает использоваться для оборота и размещения подвижного состава.
Пропуск, дающий право прохода в трампарк им. Леонова во время комендантского часа в блокадном Ленинграде. 1943 год |
29 сентября 2009 года восточные половины вагонных ангаров (Полусараи № 2, № 4, № 6) распоряжением КГИОП № 10-28, пункт 1.2 были включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Экспертами Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было проведено исследование всех трёх корпусов депо, которое выявило ряд обстоятельств, учёт которых требует пересмотра распоряжения КГИОП в пользу сохранения и включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия всего комплекса вагонного депо. ВООПИиК, в частности, аргументирует свою позицию тем, что Полусарай № 1 представляет собой старейшее на территории России сооружение, построенное специально для хранения и обслуживания вагонов электрического трамвая, в 1907 году в первый рейс сухопутный электрический трамвай Санкт-Петербурга вышел именно из Полусарая № 1, Полусарай № 3 имеет уникальную, отличающуюся от остальных депо железобетонную конструкцию перекрытий без распорок, его архитектура в свое время стала образцовой для вагонных строений с железобетонными конструкциями перекрытий, памятниками являются цельные корпуса, состоящие из двух частей, которые из соображений пожарной безопасности делились надвое капитальной поперечной стеной, полусараи Василеостровского трамвайного парка никогда не имели вторых торцевых фасадов и никогда не существовали в качестве отдельно стоящих зданий, единое пространство каждого из трёх корпусов, то есть пары полусараев, эксплуатировалось целиком на протяжении всего существования объекта. 26 ноября 2010 года данный вопрос был рассмотрен на заседании Президиума СПб отделения ВООПИиК, участники обсуждения пришли к заключению о необходимости вновь инициировать процесс включения в реестр объектов культурного наследия регионального значения комплекса «Вагонного депо Василеостровского трамвайного парка Санкт-Петербурга» в составе трёх неделимых корпусов в границах территории по состоянию на 1907—1909 гг. В декабре 2010 года ВООПИиК направило губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко письмо с просьбой для решения данного вопроса дать распоряжение о создании смешанной комиссии, куда войдут специалисты в области архитектуры и транспорта, а также и другие заинтересованные лица.[3][4][5].
Василеостровский трамвайный парк.