18-09-2023
Вадим Валерьевич Васильев | |
2012 |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Барнаул, СССР |
Гражданство: | |
Школа/традиция: | |
Направление: |
Западная философия |
Период: | |
Основные интересы: | |
Вадим Валерьевич Васильев (род. 6 февраля 1969 года, Барнаул) — доктор философских наук, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ, профессор.
Содержание |
Вадим Васильев родился в Барнауле в 1969 году. Окончил философский факультет МГУ в 1993 году. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дедукция категорий в метафизике Канта» (1995).
С 1997 года доцент кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. В 2002 году защитил докторскую диссертацию по теме «Учение о душе в западноевропейской философии XVIII века». С 2003 года — профессор, с 1 мая 2004 года по настоящее время — заведующий кафедрой.
Специалист по истории философии Нового времени, немецкому классическому идеализму и современной философии сознания.
В юмоведении: доказывал, что Юм был знаком с «Теодицеей» Лейбница, утверждал необходимость переосмысления юмовской трактовки философии в более рационалистическом ключе, пытался реконструировать последовательность написания Юмом различных частей его главного сочинения — «Трактата о человеческой природе».
В кантоведении: выдвинул ряд гипотез об аргументативной структуре изначального варианта трансцендентальной дедукции категорий у Канта (сохранившейся в виде черновых набросков), о композиции дедукции в «Критике чистого разума» и о мотивах, побудивших Канта обратиться к дедукции после его «пробуждения от догматического сна». Выдвинул гипотезы о времени и обстоятельствах кантовского «пробуждения».
В области истории философии Нового времени: систематизировал учения о душе метафизиков эпохи Просвещения. Осуществил подробный анализ главного сочинения ведущего философского психолога Просвещения — И. Н. Тетенса. Проанализировал психологические идеи Хр. Вольфа, Юма, Канта и других, малоизвестных ныне авторов.
В области современной философии: анализировал мысленный эксперимент Китайская комната Дж. Серла (выдвинув возражение, состоящее в том, что Китайская комната в её изначальном виде не может отвечать на т. н. индексикальные вопросы, вроде вопросов «сколько сейчас времени» и поэтому не может проходить Тест Тьюринга) и попытался систематизировать основные подходы к решению проблемы сознание-тело.
В области истории отечественной философии: вернул в научный оборот и перевел на русский язык «Наблюдения о человеческом духе» Андрея Колыванова (1790). Выдвинув вначале предположение, за этим псевдонимом стоит А. И. Вяземский, позже установил, что автором этого трактата был выпускник университета в Галле, учитель Христлиб Фельдштраух (1734-?), родившийся в российском Ревеле, но после 1761 г. живший в Альтоне и других немецких городах.
В философии сознания: предложил подход к решению проблемы сознание-тело, основанный на переосмыслении традиционного концептуального анализа в духе «аргументативной феноменологии», проясняющей соотношение наших естественных убеждений. Предложил рассматривать проблему сознание-тело в качестве совокупности конкретных вопросов — (1) Является ли сознание физическим? (2) Порождает ли мозг сознание? (3) Супервентно ли сознание на мозге? (4) Влияет ли сознание на поведение? (5) Почему функционирование мозга вообще сопровождается сознанием? — решение каждого из которых позволяет сделать шаг к решению общей проблемы соотношения ментального и физического. Выдвинул ряд аргументов против локальной супервентности ментального на физическом и в пользу одной из версий интеракционизма.
Васильев, Вадим Валерьевич (философ).