17-05-2023
Ари Ватанен | |
Дата рождения | 27 апреля 1952 (60 лет) |
---|---|
Место рождения | Тууповаара |
Гражданство | Финляндия |
Чемпионат мира по ралли | |
Годы в ралли | 1974 — 1998, 2003 |
Команды | Ford, Opel, Peugeot, Subaru, BMW, Mitsubishi |
Этапы | 101 |
Чемпионские титулы | 1 (1981) |
Побед | 10 |
Подиумов | 27 |
Выигранных допов | 527 |
Очков | 518 |
Первое ралли | 1974 Ралли 1000 озёр |
Первая победа | 1980 Ралли Акрополис |
Последняя победа | 1985 Ралли Швеция |
Последнее ралли | 2003 Ралли Финляндия |
Ари Пиети Уолеви Ватанен (фин. Ari Pieti Uolevi Vatanen, род. 27 апреля 1952 года, Тууповаара) — знаменитый финский автогонщик и политик. Чемпион мира по ралли 1981 года и единственный гонщик, который 4 раза побеждал в Ралли Дакар в самом престижном классе "Автомобили" (1987, 1989, 1990, 1991). Депутат Европейского Парламента в 1999—2009 гг. Кандидат на пост президента Международной автомобильной федерации (FIA) на выборах 2009 года.[1]
Содержание |
Ватанен родился и вырос в Тууповаара в Восточной Финляндии. Дебютным годом в профессиональном ралли для него стал 1970 год. В 1974 он дебютировал в Чемпионате мира по ралли (WRC) на «домашнем» Ралли 1000 озёр. В 1976 и 1980 годах Ватанен выиграл Британский раллийный чемпионат. В 1977 году Ари стал постоянным участником WRC, выступая за рулём Ford Escort RS1800. С 1979 года он стал гонщиком команды Rothmans Rally Team, продолжив пилотировать RS1800. На Ралли Акрополис 1980 года он одержал первую свою победу. С 1979 года до конца 1981 года его штурманом был Дэвид Ричардс, ставший в будущем руководителем компании Prodrive и одним из влиятельнейших персон в мировом автоспорте. В 1982 году Ватанен не защищал свой титул и принял участие лишь в трёх ралли WRC. В 1984 году он подписал контракт с заводской командой Peugeot и выступал за рулём Peugeot 205 Turbo 16. На Ралли Аргентина 1985 года попал в тяжелейшую аварию. На полное выздоровление Ватанену понадобилось 18 месяцев. В 1987 году Ари вернулся в автоспорт и четырежды выиграл Ралли Париж—Дакар в 1987, 1989 и 1990 гг. за Peugeot и в 1991 году за Citroën. В составе команд Peugeot и Citroën выиграл массу внедорожных ралли-рейдов, в частности Мастер-ралли 1996 и 1997 годов.
В 1988 году Ватанен лидировал в Ралли Париж—Дакар, пока его автомобиль не был украден, что вызвало большой скандал. Вместе с Peugeot он также выиграл престижную американскую гонку — Подъём на холм Пайкс-парк.
В 1988 году Ватанен опубликовал автобиографию «Каждая секунда считается» (англ. Every Second Counts), которая сразу же стала бестселлером.
Ватанен выступал в WRC более или менее часто до 1998 года включительно. Он пилотировал автомобиль команды Mitsubishi Ralliart Europe в 4-х ралли 1989 года и в 5-ти — 1990 года. С 1992 по 1993 гг. Ари выступал за заводскую команду Subaru в 11-ти ралли: трижды финишировал 2-м, включая дебютную гонку Subaru Impreza на Ралли Финляндия 1993 года. На следующий год он вернулся к пилотированию Escort, выступая теперь за рулём Ford Escort WRC заводской команды. Лучшими результатами здесь стали третие места на Ралли Аргентина 1994 года и Ралли Сафари 1998 года. На последнем этапе сезона 1998 года — Ралли Великобритания Ватанен выступил за рулём Subaru. Эта гонка стала сотой в карьере Ари Ватанена, после чего он покинул автоспорт и сосредоточился на политической деятельности.
Страсть к гонкам Ватанена с возрастом не покинула. В 2003 году за рулём Nissan Ватанен принял участие в Ралли Дакар и финишировал 7-м. В том же году Ари вновь появился в WRC на Ралли Финляндия за рулём Peugeot 206 WRC команды Bozian Racing и финишировал на 11-ом месте. В 2004 и 2005 гг. он снова выступал за рулём Nissan на Ралли Дакар. В последний раз Ари Ватанен принял участие в Ралли Дакар в 2007 году за заводскую команду Volkswagen. На 7-ом этапе он сошёл с дистанции.
Год | # | Кат. | Роль | Экипаж | Команда | Автомобиль | Финиш | Время (отставание от победителя) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1987 en |
205 | авто | пилот | Bernard Giroux | н/д | Peugeot 205 T16 | 1 | н/д |
1988 en |
н/д | авто | пилот | н/д | н/д | Peugeot 405 T16 | н/д | н/д |
1989 en |
н/д | авто | пилот | Bruno Berglund | н/д | Peugeot 405 T16 | 1 | н/д |
1990 en |
н/д | авто | пилот | Bruno Berglund | н/д | Peugeot 405 T16 | 1 | н/д |
1991 en |
н/д | авто | пилот | Bruno Berglund | н/д | Citroёn ZX Rallye Raid | 1 | н/д |
2007[2] | 308 | авто | пилот | Fabrizia Pons | Volkswagen Motorsport | Volkswagen Race Touareg | Сход | н/д |
Это заготовка статьи об автогонщике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о политическом деятеле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ватанен, Ари.