21-04-2023
Велогонка Мира (англ. Peace Race, нем. Friedensfahrt, чеш. Závod Míru, польск. Wyścig Pokoju, фр. Course de la Paix) — международная многодневная велосипедная гонка. Начала проводиться в 1948 газетами Trybuna Ludu («Трыбуна Люду»), Neues Deutschland («Нойес Дойчланд») и Rudé právo («Руде право»). В 1985—1986 проводилась также по территории СССР газетой «Правда». Традиционно проводилась в мае по кольцу Варшава — Берлин — Прага.
В 1948 проводилось две гонки в одно и то же время, одна — из Праги в Варшаву, другая — из Варшавы в Прагу. В Праге первым финишировал Аугустин Просеник, а в Варшаве — Александр Зорич, оба — из Югославии.
Поскольку велосипедистам из Социалистического блока не было разрешено стать профессиональными гонщиками, это была любительская гонка. Она привлекала лучших велосипедистов из коммунистических стран плюс гостевые команды из некоммунистических стран. Гонщики коммунистического блока, как правило, преобладали, но были и исключения: Йен Стил из Великобритании выиграл гонку 1952 года, а британская команда British League of Racing Cyclists выиграла командный зачёт — первый случай, когда две золотые медали по разным номинациям уехали в одну и ту же страну.
Одним из победителей Велогонки Мира был Сергей Сухорученков, который впоследствии выиграл золотую медаль в шоссейной групповой гонке на Олимпийских играх в 1980 году.
Наиболее успешными гонщиками в мире были Рышард Шурковский из Польши и Уве Амплер из Восточной Германии, каждый выиграл гонки по 4 раза, и Штеффен Веземанн из Германии, который выиграл гонку 5 раз. Густав Адольф Шур, которые выиграл гонки два раза, был признан как самый популярный спортсмен в ГДР в 1989 году.
В 1987 длина гонки в километрах совпала с годом проведения. В годы холодной войны гонку называли «Тур де Франс Восточного блока».
С 1989 года, после распада единого «социалистического лагеря» чешская сторона взяла на себя организацию велогонки. До 1996 года велосипедисты состязались лишь в пределах Чехии, а затем гонка вернулась на дороги Германии и Польши.
После окончания холодной войны гонка быстро потеряла значение. В 2005 году гонка была впервые пропущена, затем генеральным спонсором гонки стала компания «Шкода», а директором — швейцарец Герберт Ноттер, президент Союза велоспорта Швейцарии. В 2006 году Велогонка была проведена последний раз. 58-я и последняя гонка проводилась 13-20 мая 2006 года, стартовала в городе Линц (Австрия) и не проходила через столицы стран. Пройдя через Чехию, она закончилась в Германии. В последующие годы Велогонка Мира не состоялась по причине отказа автомобильного концерна «Шкода» — главного спонсора гонки.
В Велогонке Мира очень важное значение имел командный зачет. В отличие от других велогонок под эгидой UCI, общее командное время (за исключением нескольких лет в конце 1960-х гг.) было не суммой результатов трёх лучших гонщиков по итогам общей классификации, а суммой результатов трёх лучших гонщиков (из каждой команды) на каждом этапе, вне зависимости от их индивидуальной общей классификации. И это делало командный зачёт независимым от индивидуальной гонки за жёлтую майку лидера.
№ | Год | Трасса | Расстояние | Этапы | Победитель | Команда-победитель |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1948 | Варшава — Прага | 1104 км | 7 | Аугустин Просеник | Польша-1 (1/9) |
1 | 1948 | Прага — Варшава | 842 км | 5 | Александр Зорич | Польша-1 (2/9) |
2 | 1949 | Прага — Варшава | 1259 км | 8 | Ян Веселы | Франция-2 |
3 | 1950 | Варшава — Прага | 1539 км | 9 | Вилли Эмборг | Чехословакия (1/5) |
4 | 1951 | Прага — Варшава | 1544 км | 9 | Кай Аллан Ольсен | Чехословакия (2/5) |
5 | 1952 | Варшава — Берлин — Прага | 2135 км | 12 | Йен Стил | Великобритания |
6 | 1953 | Братислава — Берлин — Варшава | 2231 км | 12 | Кристиан Педерсен | ГДР (1/10) |
7 | 1954 | Варшава — Берлин — Прага | 2051 км | 13 | Элуф Дальгаард | Чехословакия (3/5) |
8 | 1955 | Прага — Берлин — Варшава | 2214 км | 13 | Густав Адольф Шур | Чехословакия (4/5) |
9 | 1956 | Варшава — Берлин — Прага | 2212 км | 12 | Станислав Круляк | СССР (1/20) |
10 | 1957 | Прага — Берлин — Варшава | 2220 км | 12 | Ненчо Христов | ГДР (2/10) |
11 | 1958 | Варшава — Берлин — Прага | 2210 км | 12 | Пит Дамен | СССР (1/20) |
12 | 1959 | Берлин — Прага — Варшава | 2057 км | 13 | Густав Адольф Шур | СССР (3/20) |
13 | 1960 | Прага — Варшава — Берлин | 2290 км | 13 | Эрих Хаген | ГДР (3/10) |
14 | 1961 | Варшава — Берлин — Прага | 2435 км | 13 | Юрий Мелихов | СССР (4/20) |
15 | 1962 | Берлин — Прага — Варшава | 2407 км | 14 | Гайнан Сайдхужин | СССР (5/20) |
16 | 1963 | Прага — Варшава — Берлин | 2568 км | 15 | Клаус Амплер | ГДР (4/10) |
17 | 1964 | Варшава — Берлин — Прага | 2246 км | 14 | Ян Смолик | ГДР (5/10) |
18 | 1965 | Берлин — Прага — Варшава | 2318 км | 15 | Геннадий Лебедев | СССР (6/20) |
19 | 1966 | Прага — Варшава — Берлин | 2340 км | 15 | Bernard Guyot | СССР (7/20) |
20 | 1967 | Варшава — Берлин — Прага | 2307 км | 16 | Марсель Маес | Польша (3/9) |
21 | 1968 | Берлин — Прага — Варшава | 2352 км | 14 | Аксель Пешель | Польша (4/9) |
22 | 1969 | Варшава — Берлин | 2036 км | 15 | Жан-Пьер Дангийом | ГДР (6/10) |
23 | 1970 | Прага — Варшава — Берлин | 1976 км | 15 | Рышард Шурковский | Польша (5/9) |
24 | 1971 | Варшава — Берлин — Прага | 1895 км | 14 | Рышард Шурковский | СССР (8/20) |
25 | 1972 | Берлин — Прага — Варшава | 2025 км | 14 | Властимил Моравек | СССР (9/20) |
26 | 1973 | Прага — Варшава — Берлин | 2076 км | P, 16, E | Рышард Шурковский | Польша (6/9) |
27 | 1974 | Варшава — Берлин — Прага | 1806 км | 14 | Станислав Шозда | Польша (7/9) |
28 | 1975 | Берлин — Прага — Варшава | 1915 км | P, 13 | Рышард Шурковский | СССР (10/20) |
29 | 1976 | Прага — Варшава — Берлин | 1974 км | P, 14 | Hans-Joachim Hartnick | СССР (11/20) |
30 | 1977 | Варшава — Берлин — Прага | 1648 км | 13 | Ааво Пиккуус | СССР (12/20) |
31 | 1978 | Берлин — Прага — Варшава | 1796 км | P, 12 | Александр Аверин | СССР (13/20) |
32 | 1979 | Прага — Варшава — Берлин | 1942 км | P, 14 | Сергей Сухорученков | СССР (14/20) |
33 | 1980 | Варшава — Берлин — Прага | 2095 км | P, 14 | Юрий Баринов | СССР (15/20) |
34 | 1981 | Берлин — Прага — Варшава | 1887 км | P, 14 | Шахид Загретдинов | СССР (16/20) |
35 | 1982 | Прага — Варшава — Берлин | 1941 км | P, 12 | Олаф Людвиг | ГДР (7/10) |
36 | 1983 | Варшава — Берлин — Прага | 1899 км | P, 12 | Фальк Боден | ГДР (8/10) |
37 | 1984 | Берлин — Прага — Варшава | 1689 км | P, 11 | Сергей Сухорученков | СССР (17/20) |
38 | 1985 | Прага — Москва — Варшава — Берлин | 1712 км | P, 12 | Лех Пясецкий | СССР (18/20) |
39 | 1986 | Киев — Варшава — Берлин — Прага | 2138 км | P, 15 | Олаф Людвиг | СССР (19/20) |
40 | 1987 | Берлин — Прага — Варшава | 1987 км | P, 14 | Уве Амплер | ГДР (9/10) |
41 | 1988 | Братислава — Катовице — Берлин | 2008 км | P, 13 | Уве Амплер | СССР (20/20) |
42 | 1989 | Варшава — Берлин — Прага | 1927 км | 12 | Уве Амплер | ГДР (10/10) |
43 | 1990 | Берлин — Слюсовице — Бельско-Бяла | 1595 км | P, 11 | Ян Сворада | Чехословакия (10/10) |
44 | 1991 | Прага — Варшава | 1261 км | P, 9 | Виктор Ржаксинский | Чехословакия (8/9) |
45 | 1992 | Берлин — Карпач — Млада Болеслав | 1348 км | P, 9 | Штеффен Веземанн | Германия |
46 | 1993 | Табор — Новы Бор | 1342 км | P, 9 | Ярослав Билек | Чехословакия (1/2) |
47 | 1994 | Табор — Трутнов | 1354 км | P, 9 | Йенс Войт | Чехословакия (2/2) |
48 | 1995 | Ческе-Будеёвице — Обервизенталь — Брно | 1379 км | P, 10 | Павел Падрнос | Польша (9/9) |
49 | 1996 | Брно — Живец — Лейпциг | 1703 км | P, 10 | Штеффен Веземанн | |
50 | 1997 | Потсдам — Живец — Брно | 1629 км | P, 10 | Штеффен Веземанн | |
51 | 1998 | Познань — Карловы Вары — Эрфурт | 1591 км | 10 | Уве Амплер | |
52 | 1999 | Зноймо — Польковице — Магдебург | 1613 км | 10 | Штеффен Веземанн | |
53 | 2000 | Ганновер — Кудова-Здруй — Прага | 1608 км | 10 | Петр Вадецки | |
54 | 2001 | Лодзь — Пльзень — Потсдам | 1611 км | 10 | Якоб Пиил | |
55 | 2002 | Ческе-Будеёвице — Хемниц — Варшава | 1470 км | 10 | Анджей Сосенка | |
56 | 2003 | Оломоуц — Валбжих — Эрфурт | 1552 км | 9 | Штеффен Веземанн | |
57 | 2004 | Брюссель — Вроцлав — Прага | 1580 км | 9 | Микеле Скарпони | |
0 | 2005 | Не проводилась | 0 км | 0 | 0 | |
58 | 2006 | Линц — Карловы Вары — Ганновер | 1297 км | 8 | Джампаоло Кеула | |
0 | 2007 | Не проводилась | 0 км | 0 | 0 |
Советский Спорт: Обломок великой империи. История Велогонки Мира
НЕУДАЧА «ВЕЛОГОНКИ МИРА» О Велогонке Мира-2007
Спорт-Экспресс: О Велогонке Мира-2007
Спорт-Экспресс: Итоги Велогонки Мира-2006
Sports.ru: Итоги Велогонки Мира-2001
Полтавщина-Спорт: ВИКТОР РЖАКСИНСКИЙ: «ПРЕМИАЛЬНЫЕ? МЫ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ». О Велогонке Мира-1991
Газета по-киевски: Велогонка «мирного» атома. О Велогонке Мира-1986
Сайт Белорусской федерации велоспорта: О Велогонке-Мира 1981, 1984
Привинциалка: І сто три нагороди для чужд — не межа: О Велогонке Мира-1983 (укр.)
О том, чем мы живем. Фотографии Велогонки Мира-1964
Велогонка Мира.