20-10-2023
Якоб Вельдхёйзен ван Зантен | |
Jacob Veldhuyzen van Zanten | |
Род деятельности: | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Якоб Луис Вельдхёйзен ван Зантен (нидерл. Jacob Louis Veldhuyzen van Zanten; 5 февраля 1927 — 27 марта 1977) — нидерландский пилот-инструктор. Он был командиром Боинга 747, замешанного в самой крупномасштабной авиакатастрофе в истории гражданской авиации . В его полном имени фамилией являются последние три слова: Вельдхёйзен ван Зантен.
Родился 5 февраля 1927 года в городе Лиссе, Нидерланды.
21 июня 1947 года получил лицензию частного пилота, а 18 апреля 1950 года — лицензию коммерческого пилота. В этом же году он начал работать в компании KLM Royal Dutch Airlines в качестве руководителя полётов. В 1951 году вступил в должность второго пилотa на самолёте «Дуглас DC-3».
22 сентября 1952 года ван Зантен получил лицензию радио-телефонного оператора , 19 октября 1956 года — лицензию транспортного пилота и 6 августа 1963 года — навигационную лицензию.
До своего повышения на должность лётного инструктора Вельдхёйзен ван Зантен был рядовым лётчиком. За годы работы в рядах KLM он управлял следующими воздушными судами:
В 1971 году ван Зантен был ответственным за доставку из Сиэтла, США в Нидерланды первого лайнера «Боинг 747», заказанного KLM (на том рейсе он был вторым пилотом). Спустя несколько лет после приобретения авиакомпанией самолётов «Боинг-747», он был назначен главным лётным инструктором для самолётов этой модели: после того, как занимающий эту должность пилот ушел на пенсию, ван Зантен был повышен и стал руководителем подразделения подготовки пилотов на «Боингах-747».[2]. Одним из его учеников был Клас Мёрс (нидерл. Klaas Meurs), второй пилот на рейсе KL4805: 17 января 1977 годa ван Зантен выдал ему лицензию[3].
Незадолго до своей гибели ван Зантен принял участие в рекламной кампании KLM[4]. Журналы с этой рекламой находились на борту голландского лайнера в день катастрофы. Существуют противоречивые мнения и предположения, почему из всех лётчиков KLM именно ему предложили принять участие в пиар-кампании: в то время как некоторые считают, что ван Зантен был избран из-за своего высокого статуса в KLM, есть мнение, что его избрали по той причине, что он, как исполняющий обязанности инструктора, основное время проводил на земле и был более доступным, чем другие пилоты аналогичного ранга, выполняющие частыe полёты [2].
Погиб в авиакатастрофе в Лос-Родеос[5] 27 марта 1977 года. Когда до руководителей KLM дошла информация о катастрофе, они попытались связаться с ван Зантеном и попросить его отправиться на Тенерифе для того, чтобы помочь в расследовании[6]. На момент смерти число его лётных часов составляло 11 700, 1545 из них — на Боинге-747[7].
В последние годы жизни Вельдхёйзен ван Зантен проживал в городе Сассенхейм (нидерл. Sassenheim), , Нидерланды. В свободное от основных занятий время он увлекался автогонками и музыкой, а также США. Он оставил после себя жену и двоих детей[8][9][10].
Вельдхёйзен ван Зантен был одним из нескольких десятков погибших, которых не удалось опознать, и не имеет официального места захоронения. [11]. Однако его фамилия упомянается в списке погибших на мемориале, воздвигнутом на кладбище Вестгарде (нидерл. Westgaarde) в Амстердаме.
27 марта 1977 года произошла авиакатастрофа, унёсшая наибольшее число человеческих жизней за всю историю гражданской авиации. Два пассажирских Боинга 747 столкнулись на взлётно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на острове Тенерифе. В результате столкновения погибло 583 человека: 248 пассажиров на борту самолёта авиакомпании KLM и 335 — на борту самолёта авиакомпании Pan Am. Жестокой иронией стал тот факт, что самая страшная авиакатастрофа произошла на земле.
В условиях сильного тумана на единственной взлётной полосе аэропорта ван Зантен начал взлёт без разрешения диспетчера и врезался в самолёт Pan Am, двигавшийся по той же полосе к точке съезда на перрон по указанию диспетчера руления. Экипаж KLM знал о действиях экипажа Pan Am, однако сильный туман не позволял установить визуальный контакт. КВС самолёта KLM Якоб ван Зантен ошибочно решил, что самолёт Pan Am покинул взлётно-посадочную полосу, и начал взлёт без разрешения. Он думал, что получил разрешение на взлёт (англ. take-off clearance), хотя диспетчер дал ему только разрешение на вылет (англ. departure clearance). Диспетчер в отсутствие оборудования для контроля руления считал, что самолёт KLM ожидает дальнейших распоряжений.
Существует несколько мнений относительно причин странного поведения ван Зантена:
В то же время, в рапорте Международной ассоциации пилотов (ALPA)[en] представлены цитаты, опровергающие мнение о том, что ван Зантен неуважительно относился к своим коллегам или позволял себе некорректное поведение[7]. Данное утверждение опровергает также Ян Бартелски, капитан KLM в отставке и бывший президент Международной федерации ассоциаций пилотов (IFALPA)[en][2].
Аналитик ABC News, линейный пилот Джон Нанс (англ. John Nance), так оценил значение этой катастрофы и роль ван Зантена в ней[16]:
Ошибка капитана KLM на Тенерифе революционно изменила отношение к безопасности и в авиации, и в медицине. Члены экипажа почти «поймали» ошибку, но вместо того чтобы остановить процесс её перехода в катастрофу, они убедили себя, что их капитан не может ошибаться.
Данные события стали одним из главных толчков к развитию системы Crew Resource Management (CRM; управление ресурсами экипажа), обязывающей пилотов согласовывать свои действия друг с другом.
Следует отметить, что ситуация, в которой оказался голландский пилот, была крайне тяжёлой, значительно усугублённой его же ошибочными действиями, но не безвыходной. В практически идентичной ситуации оказались пилоты самолётов Boeing 747-400 авиакомпаний Air China и Korean Air. 1 апреля 1999 года в аэропорту Чикаго китайский пилот грузового самолёта грубо нарушил правила пересечения действующей ВПП, по которой производил взлёт корейский пассажирский Боинг, так же, как и голландский Боинг в 1977 году, полностью заправленный и взлетавший с максимальной взлётной массой. Однако в этом случае корейский пилот, в отличие от Якоба ван Зантена, сумел избежать трагедии[17].
Вельдхёйзен ван Зантен, Якоб.