Lt304888.ru

Туристические услуги

Вельдхёйзен ван Зантен, Якоб

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Якоб Вельдхёйзен ван Зантен
Jacob Veldhuyzen van Zanten
Род деятельности:

лётчик

Дата рождения:

5 февраля 1927

Место рождения:

Лиссе, Нидерланды

Гражданство:

Нидерланды Нидерланды

Дата смерти:

27 марта 1977 (50 лет)

Место смерти:

аэропорт Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, Испания

Якоб Луис Вельдхёйзен ван Зантен (нидерл. Jacob Louis Veldhuyzen van Zanten; 5 февраля 192727 марта 1977) — нидерландский пилот-инструктор. Он был командиром Боинга 747, замешанного в самой крупномасштабной авиакатастрофе в истории гражданской авиации . В его полном имени фамилией являются последние три слова: Вельдхёйзен ван Зантен.

Биография

Родился 5 февраля 1927 года в городе Лиссе, Нидерланды.

21 июня 1947 года получил лицензию частного пилота, а 18 апреля 1950 года — лицензию коммерческого пилота. В этом же году он начал работать в компании KLM Royal Dutch Airlines в качестве руководителя полётов. В 1951 году вступил в должность второго пилотa на самолёте «Дуглас DC-3».

22 сентября 1952 года ван Зантен получил лицензию радио-телефонного оператора , 19 октября 1956 года — лицензию транспортного пилота и 6 августа 1963 года — навигационную лицензию.

До своего повышения на должность лётного инструктора Вельдхёйзен ван Зантен был рядовым лётчиком. За годы работы в рядах KLM он управлял следующими воздушными судами:

  • Douglas DC-3: с 28 сентября 1951 года до 20 июня 1962 года;
  • Convair CV240/340 с 23 августа 1952 года до 20 июня 1962 года;
  • Lockheed Constellation с 1 октября 1952 года до 20 июня 1962 года;
  • Douglas DC-6 с 12 февраля 1957 года до 20 июня 1962 года;
  • Douglas DC-7C с 6 июня 1957 года до 20 июня 1962 года;
  • Vickers Viscount 803 с 11 июня 1959 года до 21 июля 1967 года;
  • Douglas DC-9 с 16 марта 1967 года до 9 июня 1971 года;
  • Boeing 747 с 23 января 1971 года до 27 марта 1977 года[1].

В 1971 году ван Зантен был ответственным за доставку из Сиэтла, США в Нидерланды первого лайнера «Боинг 747», заказанного KLM (на том рейсе он был вторым пилотом). Спустя несколько лет после приобретения авиакомпанией самолётов «Боинг-747», он был назначен главным лётным инструктором для самолётов этой модели: после того, как занимающий эту должность пилот ушел на пенсию, ван Зантен был повышен и стал руководителем подразделения подготовки пилотов на «Боингах-747».[2]. Одним из его учеников был Клас Мёрс (нидерл. Klaas Meurs), второй пилот на рейсе KL4805: 17 января 1977 годa ван Зантен выдал ему лицензию[3].

Надгробный камень с именем ван Зантена (кладбище Вестгарде, Амстердам)

Незадолго до своей гибели ван Зантен принял участие в рекламной кампании KLM[4]. Журналы с этой рекламой находились на борту голландского лайнера в день катастрофы. Существуют противоречивые мнения и предположения, почему из всех лётчиков KLM именно ему предложили принять участие в пиар-кампании: в то время как некоторые считают, что ван Зантен был избран из-за своего высокого статуса в KLM, есть мнение, что его избрали по той причине, что он, как исполняющий обязанности инструктора, основное время проводил на земле и был более доступным, чем другие пилоты аналогичного ранга, выполняющие частыe полёты [2].

Погиб в авиакатастрофе в Лос-Родеос[5] 27 марта 1977 года. Когда до руководителей KLM дошла информация о катастрофе, они попытались связаться с ван Зантеном и попросить его отправиться на Тенерифе для того, чтобы помочь в расследовании[6]. На момент смерти число его лётных часов составляло 11 700, 1545 из них — на Боинге-747[7].

В последние годы жизни Вельдхёйзен ван Зантен проживал в городе Сассенхейм (нидерл. Sassenheim), , Нидерланды. В свободное от основных занятий время он увлекался автогонками и музыкой, а также США. Он оставил после себя жену и двоих детей[8][9][10].

Вельдхёйзен ван Зантен был одним из нескольких десятков погибших, которых не удалось опознать, и не имеет официального места захоронения. [11]. Однако его фамилия упомянается в списке погибших на мемориале, воздвигнутом на кладбище Вестгарде (нидерл. Westgaarde) в Амстердаме.

Авиакатастрофа на Тенерифе

27 марта 1977 года произошла авиакатастрофа, унёсшая наибольшее число человеческих жизней за всю историю гражданской авиации. Два пассажирских Боинга 747 столкнулись на взлётно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на острове Тенерифе. В результате столкновения погибло 583 человека: 248 пассажиров на борту самолёта авиакомпании KLM и 335 — на борту самолёта авиакомпании Pan Am. Жестокой иронией стал тот факт, что самая страшная авиакатастрофа произошла на земле.

В условиях сильного тумана на единственной взлётной полосе аэропорта ван Зантен начал взлёт без разрешения диспетчера и врезался в самолёт Pan Am, двигавшийся по той же полосе к точке съезда на перрон по указанию диспетчера руления. Экипаж KLM знал о действиях экипажа Pan Am, однако сильный туман не позволял установить визуальный контакт. КВС самолёта KLM Якоб ван Зантен ошибочно решил, что самолёт Pan Am покинул взлётно-посадочную полосу, и начал взлёт без разрешения. Он думал, что получил разрешение на взлёт (англ. take-off clearance), хотя диспетчер дал ему только разрешение на вылет (англ. departure clearance). Диспетчер в отсутствие оборудования для контроля руления считал, что самолёт KLM ожидает дальнейших распоряжений.

Существует несколько мнений относительно причин странного поведения ван Зантена:

  • Желание быстрее вылететь из Лос-Родеос, чтобы успеть в Амстердам без нарушения рабочего графика, за что пилотов KLM штрафовали.
  • Иерархия взаимоотношений в экипаже, которая не позволила его членам более энергично противостоять ошибочному решению капитана из-за его авторитета и опыта[12][13].

В то же время, в рапорте Международной ассоциации пилотов (ALPA)[en] представлены цитаты, опровергающие мнение о том, что ван Зантен неуважительно относился к своим коллегам или позволял себе некорректное поведение[7]. Данное утверждение опровергает также Ян Бартелски, капитан KLM в отставке и бывший президент Международной федерации ассоциаций пилотов (IFALPA)[en][2].

  • Привычка пилота-инструктора отдавать разрешение на взлёт своему экипажу во время тренировок на лётном тренажёре, где в то время команды диспетчера не имитировались[12]. Немаловажен и тот факт, что, работая инструктором, ван Зантен стал редко выполнять обычные полёты, и это могло стать причиной частичной потери навыков линейного пилота[14][15].

Аналитик ABC News, линейный пилот Джон Нанс (англ. John Nance), так оценил значение этой катастрофы и роль ван Зантена в ней[16]:

Ошибка капитана KLM на Тенерифе революционно изменила отношение к безопасности и в авиации, и в медицине. Члены экипажа почти «поймали» ошибку, но вместо того чтобы остановить процесс её перехода в катастрофу, они убедили себя, что их капитан не может ошибаться.

Данные события стали одним из главных толчков к развитию системы Crew Resource Management (CRM; управление ресурсами экипажа), обязывающей пилотов согласовывать свои действия друг с другом.

Следует отметить, что ситуация, в которой оказался голландский пилот, была крайне тяжёлой, значительно усугублённой его же ошибочными действиями, но не безвыходной. В практически идентичной ситуации оказались пилоты самолётов Boeing 747-400 авиакомпаний Air China и Korean Air. 1 апреля 1999 года в аэропорту Чикаго китайский пилот грузового самолёта грубо нарушил правила пересечения действующей ВПП, по которой производил взлёт корейский пассажирский Боинг, так же, как и голландский Боинг в 1977 году, полностью заправленный и взлетавший с максимальной взлётной массой. Однако в этом случае корейский пилот, в отличие от Якоба ван Зантена, сумел избежать трагедии[17].

Примечания

  1. Part one of the Spanish report (англ.)
  2. 1 2 3 Bartelski Jan Disasters in the air: mysterious air disasters explained. — Airlife, 2001. — P. ?. — ISBN 978-1-84037-204-5
  3. Remembering Tenerife Air Line Pilot, by Gerard M. Bruggink  (англ.)
  4. Реклама KLM
  5. Столкновение Боингов
  6. A look back at the catastrophic chain of events that caused history's deadliest plane crash 30 years ago  (англ.), Salon.com
  7. ↑ ALPA report  (англ.)
  8. Wie was Veldhuyzen van Zanten?  (нид.)
  9. Interview met de dochter van Veldhuyzen van Zanten  (нид.)
  10. Tragedie op Tenerife: de grootste luchtramp, optelsom van kleine missers. — Kok, 202. — 216 с. — ISBN 9043505633 (нид.)
  11. Papa was een schakel in het ongeluk (нид.), Trouw.nl
  12. ↑ Human Factors: Tenerife Revisited (англ.) = The KLM co-pilot and flight engineer may have been intimidated by the seniority and prestige of the captain and regressed to overly subordinate behavior by not raising the issue of the take off clearance and presence of the Pan Am more emphatically. // Journal of Air Transportation World Wide. — Research and Innovative Technology Administration (RITA)U.S. Department of Transportation (US DOT), 1998. — В. 1. — Т. 3. — С. 25-26.
  13. "There he is...look at him!" he cried out. "Goddamn...that son-of-a-bitch is coming" = At the same time his experience and high standing in the company probably made his crew reluctant to question his decisions. In addition, his first officer was a former DC-8 captain who had only recently qualified to crew Boeing 747 aircraft and whose experience on the type was limited to only 95 hours. Having now found himself flying with the training captain who had given him his Boeing 747 rating, he would have been even more circumspect in his attitude to Captain van Zanten. // Airmanship online. — 1999. — В. Autunno/Fall/Осень.
  14. Секунды до катастрофы - Столкновение на взлётной полосе - YouTube
  15. Een handbreed gesteld (нид.), Reformatorisch Dagblad
  16. Культура безопасности. Деловой авиационный портал ato.ru (1 февраля 2001). Проверено 6 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  17. NTSB Animation Runway Incursion Korean Air flight 36 and Air China 9018 - YouTube

Ссылки

  • Capt Jacob Louis "Jaap" Veldhuyzen van Zanten (виртуальный мемориал) (англ.)
  • Wie was Veldhuyzen van Zanten? (нид.)
  • Столкновение самолетов «Боинг-747» на Тенерифе
  • Секунды До Катастрофы — столкновение на взлётной полосе
  • Последний Заход — авиакатастрофа на Тенерифе (27.03.1977)
  • Пилот-аналитик Джон Нанс с лекцией о стрессе и об ошибке Якобa ван Зантенa (англ.)

Вельдхёйзен ван Зантен, Якоб.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01